Тема: Типы развития насекомых
Тема: Типы развития насекомых
Цели урока: выяснить особенности размножения и развития насекомых, продолжить формирование умений работать с таблицами, рисунками, коллекциями.
Оборудование: таблицы «Майский жук», «Бабочка - капустница», «Жук - щелкун», коллекции насекомых: «Развитие с полным превращением», «Развитие с неполным превращением».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Контроль и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке
- Фронтальный опрос.
ü Сколько отделов в теле насекомого?
ü Органами осязания у большинства насекомых являютсяU
ü Дыхальца насекомых расположеныU
ü Ротовой аппарат грызущего типа у мухи или стрекозы?
ü Общественное поведение свойственноU
ü Органами дыхания насекомых являютсяU
ü Органами выделения насекомых являютсяU
ü Сколько пар ходильных ног у насекомого?
ü Какую функцию выполняет кровь у насекомого?
ü Где заканчиваются выделительные трубочки у насекомых?
ü Чем отличаются насекомые от других членистоногих?
- Опрос у доски.
- Заполните пропущенные места. Докажите принадлежность жука - плавунца к данным систематическим группам. Класс готовит вопросы отвечающему.
Тип: U
Подтип: U
Класс: U
Вид: жук - плавунец.
- Карточки - задания для индивидуальной работы учащихся.
III. Активизация познавательной активности
Учитель показывает рисунок тли крупным планом и даёт следующую информацию.
Всем известные травяные тли могут размножаться с невероятной быстротой. Пятнадцать поколений их меняется за лето. Мало того! Тлям свойственно размножаться без участия самца. Иногда несколько поколений сменяется, и только последующее даёт самцов. Вот и получается, что самке-тле может быть от роду полтора месяца, а потомства у неё не сосчитать. И ещё что удивительно! Тли живородящи, точнее яйцеживородящи, потому что развитие каждой тли идёт за счёт желтка яйца, но в организме самки. Странные существа!
ü О чём сейчас, ребята, говорили?
ü Что такое размножение?
ü Как называется способ размножения, при котором идёт образование яиц, с которого и начинается развитие нового организма?
ü У тлей имеются самки и самцы, значит, тли - этоU
ü Что это значит?
В размножении тли участвуют только женские особи - самки. Возможно ли это? Да, такой способ размножения называют партеногенезом. Партеногенез - один из способов полового размножения, при котором развитие нового организма идет из неоплодотворённого яйца. Партеногенез встречается не только у тли, но и у щитовок, палочников и других насекомых.
ü Как идёт развитие тли?
ü Как называется такое развитие?
ü Все ли насекомые размножаются таким образом?
ü Какие приспособления выработались у насекомых в связи с наземным образом жизни касательно размножения?
IV. Изучение новой темы
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся - в тетради. На доске записаны термины: размножение, раздельнополые животные, половое размножение, прямое развитие, партеногенез, половой диморфизм, оплодотворение внутреннее, метаморфоз, непрямое развитие, или развитие с метаморфозом.
Почти все насекомые раздельнополы. У многих хорошо выражен половой диморфизм, то есть самцы и самки сильно отличаются друг от друга.
- Как вы думаете, ребята, с чем это связано?
Иногда эти различия связаны у самок с приспособлением к откладке яиц:
- очень длинные яйцеклады (наездников, кузнечиков, рогохвостов и т. д.);
- расширение голени у самок, зарывающихся в почву для откладывания яиц;
- широкое брюшко у самок, откладывающих большое количество яиц.
Иногда различия в строении самцов и самок не имеют явного приспособительного значения. Иногда самцы и самки различаются по строению ротовых органов. Так, у самки жука - оленя жвала развиты нормально, а у самца очень увеличены. У самца жука - носорога на голове рогообразный вырост, которого нет у самки.
Обычным способом размножения у насекомых является половое размножение, но нередко наблюдается и партеногенез.
Половое размножение - размножение, в основе которого лежит оплодотворение, то есть слияние двух половых клеток - гамет - женской и мужской. Женские гаметы - яйцеклетки развиваются в яичниках самки, мужские гаметы - сперматозоид - в семенниках самцов.
Партеногенез - развитие из неоплодотворённого яйца. Оплодотворение у высокоорганизованных групп насекомых (бабочки, жуки) внутреннее; при этом самец вводит в тело самки семенную жидкость.
Большинство насекомых откладывает яйца. У разных видов форма, окраска и размер яиц очень разнообразны. Самки насекомых откладывают свои яйца там, где выходящие личинки смогут сразу же найти для себя соответствующий корм. При переходе взрослой стадии насекомых к жизни в воздушной среде возможны были два пути эволюции. В одном случае и личинки стали переходить к такому же образу жизни, как взрослые. Но жизнь на открытой поверхности требует более сложного строения. Поэтому у тех насекомых, у которых личинки ведут такой же образ жизни, как взрослые, но уже в открытой воздушной среде, они из яйца выходят на более высокой ступени развития. Это путь, по которому шло развитие насекомых с неполным превращением.
Другой путь эволюции был связан с тем, что личинки продолжали вести скрытый образ жизни в почве и других укрытиях, приспосабливаясь к нему всё совершеннее, а взрослые насекомые вели открытый образ жизни, активно летая и отыскивая подходящие места для развития потомства. Приспособление одних стадий к одному образу жизни, а взрослых - к другому сделало невозможным переход из личиночного состояния во взрослое путём обычной линьки. Потребовалась стадия куколки - стадия перестройки. Это путь развития насекомых с полным превращением или развитие с метаморфозом.
Рассмотрим на конкретных примерах, как происходит развитие насекомых.
- Рассмотрите таблицы. Определите, какой тип развития проходят насекомые. Как вы это определили? Запишите фазы развития и охарактеризуйте каждую кратко.
Один ученик работает с таблицей у доски.
ü Как вы думаете, какой тип развития насекомых более совершенный - с полным или неполным превращением?
ü Какое значение имеет каждая из стадий в развитии с полным превращением?
ü Почему в личиночной стадии насекомые многократно линяют, а во взрослом состоянии нет?
В конце урока учащиеся делают обобщение и отмечают следующее: насекомые размножаются половым способом; у многих из них самки отличаются от самцов; характерны для них два типа развития: развитие с полным и развитие с неполным превращением.
Домашнее задание
§ , вопросы после параграфа, выучить термины, заполнить таблицу, используя текст параграфа.
Особенности строения и образа жизни гусеницы и
бабочки - капустницы
Признаки | Особенности | |
гусеницы | бабочки | |
Образ жизни питание способ добывания пищи способ передвижения |
||
Внешнее строение форма тела окраска тела ротовой аппарат число усиков число пар ног крылья отделы тела |
||
Органы дыхания | ||
Выводы |
Н. В. Горяинова, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский муниципального района Красноярский Самарской области
Метки: Биология