Контрольная работа по теме "Популяционно-видовой уровень жизни" 10 класс
Контрольная работа по теме "Популяционно-видовой уровень жизни" 10 класс
Вариант 1
Выберите три правильных ответа из шести:
1. Какие примеры иллюстрируют достижения биологического прогресса у растений путем ароморфоза? А) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений Б)образование корней у папоротника В) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях В) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений Г) защита семян в плодах у покрытосеменных растений Д) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
2. Установите соответствие между утверждениями и доказательствами эволюции, которым они соответствуют:
Утверждения | Доказательства |
А) онтогенез гориллы начинается с зиготы Б) крыло птицы и лапа крота - гомологичные органы В) рудименты тазового пояса кита и конечности питона Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных |
1) эмбриологические 2) сравнительно-анатомические |
3. Установите последовательность этапов эволюции растений:
А) возникновение псилофитов Б) появление многоклеточных водорослей В) появление голосеменных Г) возникновение папоротниковидных Д) возникновение покрытосеменных Е) появление одноклеточных водорослей
4. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.
Признак большого прудовика | Критерий вида |
А) органы чувств - одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная |
1. морфологический 2. экологический |
- Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:
Характеристика | Вид отбора |
А) действует в природе постоянно Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биогеоценозах Г) приводит к появлению новых видов Д) способствует созданию новых пород животных |
1. естественный 2. искуственный |
6. Укажите последовательность процессов географического видообразования.
А) распространение признака в популяции Б) появление мутаций в новых условиях жизни В) пространственная изоляция популяций Г) отбор особей с полезными изменениями Д) образование нового вида
Ответьте на вопросы (не менее трех элементов ответа)
1. Возникновение каких ароморфозов привело к появлению кишечнополостных животных? Приведите не менее трех наименований.
2. Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы кровеносной системы хордовых животных.
3. Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.
4. Укажите условия и причины экологического видообразования.
5. Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением.
Вариант 2
Выберите три правильных ответа из шести:
- Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно:
Вид | Направления эволюции |
А) серая крыса Б) зубр В) амурский тигр Г) пырей ползучий Д) лошадь Пржевальского Е) одуванчик обыкновенный |
1. Биологический прогресс 2. Биологический регресс |
. К ароморфозам относят: А) возникновение хорды Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных В)наличие у коров четырехкамерного желудка Г) наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата Д) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков Е) возникновение полового размножения
3. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе относят: А)митотическое деление клеток Б)скачкообразный мутационный процесс В)модификационную изменчивость Г)географическую изоляцию Д)бесполое размножение особей Е)естественный отбор
4. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? А)развитие образовательных тканей у растений Б)наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений В) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов Г) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных Д) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений Е)железистые волоски на листьях душистой герани
5. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен:
Признак | Критерий вида |
|
А)морфологический Б)экологический |
- Установите соответствие между причиной видообразования и его способом
Причины | Способ |
А)расширение ареала исходного вида Б)стабильность ареала исходного вида В)разделение ареала вида различными преградами Г)многообразие изменчивости особей внутри ареала Д)многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала |
1. географическое 2. экологическое |
Ответьте на вопросы (не менее трех элементов ответа)
1. Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование внутри особей одной популяции.
2. Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем. Приведите не менее трех примеров.
3. Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей с крайним значением признака.
4. Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.
5. Опишите этапы эволюции женской половой системы на примере подклассов млекопитающих животных.
Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край
�х странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем. Приведите не менее трех примеров.
- Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей с крайним значением признака.
- Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.
- Опишите этапы эволюции женской половой системы на примере подклассов млекопитающих животных.
Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край
Метки: Биология