Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов, 8 класс

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов, 8 класс

Целевые установки:

предметные:

1. Научить учащихся определять зависимость работы сердца от физической нагрузки.

2. Определить по пульсу степень тренированности своего организма.

3. Научить проводить функциональную пробу для себя.

метапредметные: 1. Обобщение знаний по анатомии, физиологии, гигиене.

личностные: 1. Тренировать познавательные процессы, логическое мышление, коммуникативные умения, умение своевременно оказывать первую помощь, умение работать с текстом учебника, подручным материалом, осознавать ценность физических упражнений как источник здоровья.

Оснащение урока (материалы к уроку): таблица «Кровотечения и их виды», бинты, жгуты, палочки для закрутки, материал для самостоятельной работы, учебник Дрогомилов А.Г., Маш Р.Д. - Биология. Человек. 8 класс.

Ход урока:

Этапы урока Содержание этапа

Этап актуализации

Цель: готовность и осознание потребности к новому знанию

воспроизведение ЗУНов, достаточных для формирования нового знания

Великий физиолог И. Арташевский говорил: «Человек, двигаясь и при этом, развиваясь, сам заводит часы своей жизни".

С часами жизни, сопоставляют здоровое сердце. Так мы и говорим: сердце работает как часы!

Учитель: Что такое сердце?

Ученик: Особенностью сердца является то, что это мышечный орган, выполняющий роль насоса в нашем организме. Оно обеспечивает движение крови по кровеносным сосудам, а значит и доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам и тканям.

Сердце размером с человеческий кулак, а масса сердца колеблется в пределах 200-400 граммов.

Сердце сокращается ритмично 60-70 раз в минуту, что за сутки составляет 108 тысяч раз , а за человеческую жизнь около 3 миллиардов раз.

Объем крови перекачиваемый сердцем за 1 минуту - 6 литров, что за час составляет 360 литров.

Для осуществления такой важной работы сердцу необходимо питание, которое осуществляется за счет собственных коронарных сосудов.

Учитель: Почему, несмотря на то, что сердце всю жизнь работает, оно никогда не утомляется?

Ученик: Сердце работает автоматически всю жизнь. Работа его циклическая. Цикл состоит из сокращений сначала предсердий (0,1 сек), затем желудочков (0,3 сек). Это систола. Полное расслабление (диастола) составляет 0,4 сек. Таким образом, половину своей жизни сердце находится в состоянии расслабления.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проблема

Два века назад на скале в Элладе были высечены слова: « Хочешь быть сильным - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай».

Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: "Мы победили!" и упал замертво. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию.

В чём причина этого явления? Попробуем разобраться сегодня.

Целеполагание

Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем.

Учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока.

Этим процессом руководит учитель

  • Сформулируйте тему урока.
  • Сформулируйте задачи урока (выяснить виды кровотечений и возможные способы оказания первой медицинской помощи).
  • Какие способы вы будете использовать, чтобы открыть для себя новые знания? (рассуждения, чтение рисунка, схемы, выборочное чтение и др.)
Я предлагаю использовать практическую работу, в ходе которой вы сами сделаете вывод о том, насколько ваше сердце тренированное. И что сделать для того чтобы сердце работало еще лучше.
Этап передачи новых знаний

Одним из показателей работы сердца является пульс, который позволяет судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма.

Пульс - это толчок крови в сосудах при сокращении сердца, производящий колебания стенок кровеносных сосудов. Пульс характеризуется следующими пара метрами: частота, ритм, напряжение и наполнение.

Частота пульса составляет величину от 60 до 80 ударов в минуту, что для обыкновенного нетренированного человека является нормой.

Частота пульса от 70 ударов в минуту и ниже для физически развитых, тренированных людей и ведущих правильный образ жизни означает отменное здоровье.

У женщин пульс чаще, чем у мужчин. У детей пульс может быть значительно чаще, чем у взрослых. Что является нормальным физиологическим явлением.

Необходимо отметить, что учащение пульса возникает при физической нагрузке.

Сейчас мы проделаем практическую работу по определению пульса и выясним, как же пульс будет зависеть от физических нагрузок. Совершив несложные вычисления можно, будет определить степень тренированности сердца. Для этого необходимо произвести измерение пульса в состоянии покоя, после разминки, после круговой тренировки.

Ход работы:

1. Изначально необходимо определить наш пульс в состоянии покоя за 1 мин. Для этого ознакомимся с техникой определения пульса.

Итак, пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение10 секунд. Для этого двумя пальцами (указательным, средним) нужно найти лучевую артерию. Секундомером засечь время (10 сек.). Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля. Это величина.

2. Сейчас проведем разминку для этогоU..

Снова найдем пульс на лучевой артерии и подсчитаем его значение за 10 сек. Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля.

3 Теперь совершим 20 приседаний. Найдем пульс на лучевой артерии и подсчитаем его значение за 10 сек. Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля.

Лист самоконтроля.

Частота пульса в состоянии покоя (т). Частота пульса после функциональной нагрузки в минуту. Частота пульса после нагрузки в минуту
10 сек. 1 мин. После нагрузки. Через 1 мин. Через 2 мин. Через 3 мин.

Итак мы измерили пульс в трех состояниях нашего организма. Если пульс восстановился за 2 минуты, это хорошее состояние сердца, если дольше- то сердце слабое, нетренированное.

Знания полученные нами на уроках биологии предоставляют возможность оценить физическое состояние своего организма, степень тренированности, а значит, вы научились определять уровень максимально полезной физической нагрузки, который будет положительно влиять на укрепление ссс.

Этап первичного закрепления

Учитель: Почему, когда человек двигается или совершает физические упражнения, частота пульса повышается?

Ученик: Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается обмен веществ. Сигналы, идущие к сердцу, заставляют его работать быстрее, т.е. проталкивать кровь в кровяное русло, отсюда увеличение пульса.

Верно, но и само сердце должно получать в результате большее количество кислорода и питательных веществ, для этого у него есть коронарные сосуды, которые при физических нагрузках активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее.

Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы.

Этап рефлексии

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

Тест с выбором правильного ответа:

1. Средний показатель пульса человека составляет: А)50 Б)60 В)70 Г)80 ударов в минуту

2. У тренированного человека при нагрузке увеличивается давление: А)только верхнее Б)только нижнее В)и верхнее и нижнее Г) не увеличивается

3. Определить уровень тренированности сердца можно, проведя: А)анализ крови Б)измерив давление Г)проведя функциональную пробу

4. От чего зависит работа сердца (питание, генетические особенности, образ жизни).

Оцените собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий; «2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

Этап определения домашнего задания Параграф 21, на стр.95 ответить на вопросы №1. 2. Дополнительно презентации желающим «Влияние ПАВ на ССС», «Влияние стресса на ССС».

Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край

Метки: Биология