Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Воздушное питание растений.

Тема урока: Воздушное питание растений.

Место урока в программе: урок в разделе «Основные процессы жизнедеятельности».

Цели:

Предметно-дидактическая: формирование представлений о главных процессах жизнедеятельности растений и их значении в природе и в жизни человека.

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

Знают основные способы питания организмов (автотрофное и гетеротрофное); понимают суть процесса фотосинтеза- производство органических веществ из неорганически.

Понимают, что питание- это обеспечение организма энергией;

Знают, что источник энергии на Земле- Солнце, от этой энергии зависит жизнь автотрофов и гетеротрофов;

Называют два этапа фотосинтеза: темновой и световой.

Осознают важность растений на Земле для всех обитателей.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Основные вопросы:

Питание растений: почвенное и воздушное.

Суть процесса фотосинтеза. Автотрофы.

История открытия фотосинтеза.

Роль растений в питании других организмов. Гетеротрофы.

Средства обучения:

Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6 класс

Печатные таблицы «Воздушное питание растений».

Дополнительный текстовый материал;

Презентация «Воздушное питание растений»;

Оценочный лист.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, компьютер, оценочные листы, листы с заданиями.

Ход урока:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Воздушное питание растений»

Этап Содержание Методы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Организационный Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
Ориентировочно-мотивационный - стадия вызова

Сегодня на уроке мы будем говорить о питании организмов.

Слайд 1, 2 Как питаются эти организмы (на слайдах автотрофы и гетеротрофы)? Самым удивительным способом, с точки зрения человека, питаются растения.

Кто озвучит тему урока?

Слайд 3-5. На прошлом уроке мы говорили о почвенном питании растений. Но не можем назвать его основным.

Словесный

(беседа), наглядный

Дедуктивный (применение знаний)

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Предлагает учащимся ответить на вопросы по почвенному питанию (работа в группах по карточкам)

Определяют тему урока;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Актуализируют свои знания о почвенном питании, ищут решения проблемных заданий.

Регулятивные:

Целеполагание

Поиск путей решения проблемных вопросов

Учебно-познавательная деятельность:

Постановка проблемы

Открытие нового через её решение

Первичное закрепление

Открытие нового

Постановка и решение проблемы

Чтобы человек хорошо себя чувствовал, был активен и здоров, ему необходимо питаться 3 раза в день разнообразной пищей. Растениям же для благополучной жизни необходим свет, вода и минеральные соли. В итоге в разных частях растения появляются разные вещества (сахар -вспомните вкус фруктов, масло- орехи, семена, белки- горох) Откуда они появляются?

Перед объяснением происходящего процесса, учитель раздает карточки с вопросами (см. приложение карточка для индивидуальной работы), на которые требуется найти ответ во время объяснения.

Слайды 6-10. Используются во время объяснения учителем процесса фотосинтеза.

Фотосинтез происходит только на свету в зеленых частях растения. Главными структурными элементами в процессе являются хлоропласты- зеленые тельца клетки. Проходит в два этапа- световой и темновой. Во время светового этапа заряжается хлорофилл энергией, вода разрушается на водород и кислород. Во время темнового этапа образуется глюкоза- вещество, богатое энергией. Глюкоза растворенная в воде перемещается по растению через флоэму (луб).

Дедуктивный (применение знаний)

Проблемный,

наглядный

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Делают вывод о том. что растение само производит органические вещества и распределяет их в разных частях своего тела.

Работают с текстом учебника, изучают описание опыта, доказывающее появление органических веществ на свету (можно продемонстрировать этот опыт с помощью DVD)

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание;

Планирование;

Контроль;

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Итак, мы рассмотрели, как осуществляется фотосинтез, прошу ответить на вопросы, обменяться карточками и осуществить взаимопроверку Слайд 11 (выставление оценок в карточку для оценивания работы- см. приложения).

Дедуктивный (применение знаний),

практический (отвечают на вопросы карточек),

наглядный

Организует первичное закрепление материала.

Выполняют задания дидактических карточек.

Осуществляют проверку и оценивание друг друга.

Какие вещества включаются в процесс фотосинтеза? Какие образуются? Какие условия необходимы для осуществления этого процесса?

Практический (записывают суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь),

наглядный

Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью закрепления знаний учащихся, обобщения и систематизации знанийю

Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

Вспоминают как обозначаются химические вещества кислород, водород, углерод, узнают формулу глюкозы.

Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

Слайд 12. Каждое научное открытие имеет свою историю. К открытию фотосинтеза шли многие ученые и внесли вклад в те знания, которыми мы сейчас пользуемся в современном мире.

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

Делают вывод о том, что каждое известное знание- результат трудов многих людей - ученых разных стран, национальностей, религиозных общностей.
Слайд 13. Великий русский ученый К.А. Тимирязев совершил научный подвиг, результатом которого являются многие знания о растениях, обобщил, расширил имеющиеся в то время знания о воздушном питании растений.

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

Направляет деятельность учащихся, связанную с обобщением знаний, осуществляет патриотическое воспитание. Высказываются о богатстве нашей страны учеными, о важной роли ученых в познании мира всеми людьми планеты.
Сформулируйте вывод о важности фотосинтеза в жизни не только растений, но и животных. Слайд 14-15 Как называются организмы сами производящие себе органические вещества, и как называются организмы, которые используют уже готовые органические вещества. Объясните образование этих слов.

Проблемный,

Практический (работа с учебником)

Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.

Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы.

Делают вывод о том, что растения кормят не только себя, но и всех обитателей Земли. Рассказывают о понятиях «автотрофы» и «гетеротрофы»

Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с фотосинтезом. А теперь ответим на вопросы теста. Слайд 16-17 Кто правильно ответил на все вопросы? Аплодисменты.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Словесный

(беседа),

практический

(работа с тестом)

Организует закрепление материала и рефлексию.

Осуществляют рефлексию.

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока;

Самооценка.

Домашнее задание: § 24, вопросы после параграфа, по желанию провести эксперимент, доказывающий образование крахмала на свету

Информационный ресурс урока: см. приложение

Информационный ресурс урока:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/bakterii-umk-n-i-sonina-sfera-zhizni-materialy-dlya-uroka-biolo

http://school-89.narod.ru/rogacheva/fotosintez.htm

http://prezentacii.com/biologiya/1696-kosmicheskaya-rol-rasteniy.html

http://prezentacii.com/biologiya/1696-kosmicheskaya-rol-rasteniy.html

http://video.yandex.ru/search?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D %8F&where=all&filmId=4ZCPw8KFUXI

Приложение:

  1. Дидактические карточки для работы в группах:
Задание группе №1:

Составьте схему, которая ответит на вопрос: Что заставляет воду подниматься по растению вверх?

Задание группе №2:

Какие ткани растения участвуют в почвенном питании?

Задание группе №3: Объясните как идет поглощение воды и минеральных веществ у водорослей? Почему их минеральное питание отличается от наземных организмов? Если водоросль пересадить в почву около воды, какую перестройку организма необходимо осуществить и почему?
Задание группе №4: Разложите карточки в 2 конверта. Объясните, каким принципом вы руководствовались делая это .

К заданию №4:

селитра
мочевина
суперфосфат
костная мука
зола
сульфат калия
медь
бор
молибден
марганец

  1. Карточка для заполнения во время объяснения нового материала:
Вопрос Ответ
  • Какими веществами, содержащими энергию, питается растение?
  • Откуда берутся эти вещества?
  • Что является дополнительным продуктом, который производит в этот момент растение?
  • Какие ткани растения задействованы в процессе воздушного питания растения?

  1. Оценочный лист к уроку

Фамилия,имя ученика_____________________________________________________

Задания Баллы Критерии оценки
Задание № 1 3 балла - активно работал в группе, давал правильные ответы
2 балла - правильно дал половину ответов
1 балл - помог группе одним ответом
0 баллов - не участвовал в работе группы
Задание № 2 3 балла - правильно даны ответы на все четыре вопроса
2 балла - правильно даны ответы на 3 вопроса
1 балл - правильно дан ответ на 1-2 вопроса
0 баллов - задание не выполнено.
Задание № 3 (итоговый опрос) 2 балла - правильно даны ответы на все вопросы проверяемого материала
1 балл - правильно дан ответ на половину из вопросов задания.
0 баллов - задание не выполнено.

Приложение 2

На всех этапах урока можно видеть дифференцированный подход в обучении:

  1. На этапе актуализации задания по уровню сложности несколько отличаются. Детей можно поделить на группы соответственно их возможностям усвоения материала.
  2. На этапе открытия новых знаний карточка не только позволяет сделать более сильным ученикам собственные открытия всех возможных знаний этого уровня, но также дает возможность более слабым ученикам обратить внимание на главные акценты получаемого на этом уроке научного знания.
  3. На этапе закрепления открываются ответы к карточкам, есть возможность убедиться в правильности своих выводов.

Важным методом, используемом на данном уроке, является включение самооценки и взаимооценки. В течение всего урока учащиеся заинтересованы в получении итоговой оценки, которая складывается из оценки каждого этапа урока.

Л. Г. Якушина, НОУ гимназия "Школа бизнеса", г. Сочи, Краснодарский край

Метки: Биология