Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Практикум по биологии, 10

Практикум по биологии, 10

Лабораторная работа.

Изучение клеток под микроскопом.

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода, пипетки, стаканы с водой, препаровальные иглы, салфетки.

Объекты: чешуи лука, дрожжи, плесень, микропрепарат животных клеток.

Ход работы.

1.Рассмотрите рисунок, изображающий строение бактериальной клетки. Зарисуйте клетку в сводную таблицу, обозначив основные клеточные структуры.

2.Рассмотрите под микроскопом грибную клетку, приготовив микропрепараты плесневого гриба и дрожжей. Зарисуйте и подпишите видимые в световой микроскоп части клетки, сопоставив увиденное с изображением объектов на рисунке.

3.Приготовьте микропрепарат клеток кожицы лука. Для этого снимите иглой тонкую пленку с внутренней стороны чешуи луковицы и положите ее на предметное стекло в каплю раствора йода. Накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Зарисуйте несколько клеток, обозначив на одной из них основные органоиды, видимые в световой микроскоп (мембрана + клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды).

4.Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат животной клетки. Зарисуйте несколько клеток, обозначив видимые в световой микроскоп части клетки (мембрану, ядро, цитоплазму).

Рассматриваемый объект Схематический рисунок и органоиды, видимые в световой микроскоп
1.Бактериальная клетка (по рисунку)

2.Плесневый гриб (мукор)

3.Дрожжи

4.Кожица лука

5.Однослойный эпителий

5.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

-В чем заключается сходство в строении клеток различных организмов? О чем оно свидетельствует?

-О чем свидетельствует различие в строении клеток разных организмов?

-Какое из положений клеточной теории можно обосновать проведенной работой?

Лабораторная работа.

Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках.

Цель: убедиться опытным путем в проницаемости клеточной мембраны и наличии существенных признаков клетки как живой системы- плазмолиза и деплазмолиза.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, препаровальные иглы, салфетки, вода, 10% NaCl, раствор йода.

Объекты: чешуи лука или листья элодеи.

Ход работы:

1.Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Сделайте рисунок в таблице, обозначив видимые части клетки.

2.Нанесите на один край покровного стекла 2-3 капли 10% NaCl, а с другой - салфеткой «оттяните» воду. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках (вода будет выходить из клетки, объем цитоплазмы при этом уменьшится и она начнет отходить от клеточных стенок, постепенно принимая форму шара). Это явление называется плазмолизом. Зарисуйте клетку, обозначив положение цитоплазмы.

3.Добавьте под покровное стекло чистую воду. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Вода начнет поступать в цитоплазму, которая в результате займет прежний объем. Это явление деплазмолиза. Зарисуйте клетку, обозначив положение цитоплазмы.

4.Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Объект наблюдения Что наблюдали под действием (рисунок)
Подкрашенной воды 10% NaCl Чистой воды
Клетки кожицы лука

5.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

-Какие функции клеточной оболочки и плазматической мембраны выявлены при наблюдении?

-В чем причины потери воды цитоплазмой в солевом растворе?

-Что иллюстрирует плазмолиз и деплазмолиз в явлениях мембранного транспорта?

-Сравните скорость плазмолиза и деплазмолиза, объясните разницу.

Лабораторная работа.

Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Цель: сформировать понятие о роли ферментов в клетках, закрепить умение проводить опыты, наблюдать и объяснять результаты работы.

Оборудование: свежий 3% раствор пероксида водорода, пробирки в штативе, пинцет.

Объекты: кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса.

Ход работы:

1.Приготовьте четыре пробирки и поместите в первую - кусочек сырого картофеля, во вторую - кусочек вареного картофеля, в третью - кусочек сырого мяса, в четвертую - кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

Наблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.

Условия опыта (пероксид водорода + ткань растения или животного) Что наблюдали
1.Сырой картофель
2.Вареный картофель
3.Сырое мясо
4.Вареное мясо

3.Сделайте вывод, ответив на вопросы:

- В каких пробирках проявилась активность фермента? Дайте полный ответ.

- Различается ли активность фермента в тканях растений и животных? Предположите, почему?

- Могло ли повлиять на активность фермента измельчение ткани? Почему?

- Какую функцию белков доказывают проделанные вами опыты, определите её роль в клетке живого организма?

- Где и с какой целью используется пероксид водорода в быту?

Дополнительный вопрос:

- Какой газ выделялся в пробирках с живыми тканями и как бы вы предложили его обнаружить?

Н. А. Гуреева, ГБОУ СОШ №262 Санкт - Петербурга

Метки: Биология