Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский.
Внедрение информационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
В своей работе я применяю ИКТ в трех направлениях: учебная деятельность, внеклассная деятельность, подготовка к ЕГЭ. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Это я использую на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний, применяя различные диски, электронные учебные пособия. Интересны диски из серии «Электронные уроки и тесты»: «Функции и среда обитания животных организмов», «Живой организм», «Анатомия и физиология человека». На этих дисках представлен и демонстрационный материал к урокам, и материалы для контроля знаний. Эти диски легко использовать на различных этапах урока. Помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, учебные пособия содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные звученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко неполный перечень возможностей программы, способных превратить изучение любого школьного предмета в увлекательную и познавательную игру. Система поиска и возможность создания примечаний и закладок на страницах уроков обеспечивает дополнительные удобства при работе с программой. Выполнение практических упражнений с возможностью проверки ответов и работы над улучшением результатов позволяют школьникам с успехом применять данные программы для самостоятельного обучения. Материалы пособий могут использоваться учителями для подготовки к уроку. Успешно работающим учащимся я предлагаю дополнительный или факультативный материал. Использование в учебном курсе одновременно видео, звукового сопровождения, фото, рисунков, картин, схем, текстов создает ситуацию новизны и разнообразия.
Несмотря на большую информационную насыщенность, такие занятия воспринимаются учащимися с интересом и оставляют у них хорошее впечатление. Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ технологий при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Компьютер дает возможность рассмотреть, изучить и продемонстрировать учащимся разнообразные организмы. При проведении исследовательской работы используются цифровые и компьютерные технологии. Работа с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам всех уровней - один из важных разделов работы.
Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии, Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме. Такая подготовка учащихся
способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои в программе «Конструктор тестов». Использование компьютерных тестов, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала экономит время на уроке и делает урок более продуктивным. Они представляют собой точное задание по определенной области, требующее однозначного ответа. Компьютерные тесты по пройденной теме рассчитаны не столько на запоминание, сколько на понимание изученного материала. Они включают текстовый, графический , а также в некоторых случаях видео- материал. Выполнение такой работы подготавливает учащихся к итоговой аттестации по форме ЕГЭ. Для закрепления пройденного материала я использую интерактивные тренажеры, на которых ребята отрабатывают полученные умения и навыки. Тренажеры позволяют отслеживать динамику успеваемости учащихся. После каждого урока предлагаются вопросы итогового тестирования.
Программа показывает количество ошибок, допущенных учеником и его оценку. Это позволяет выявить слабые места в понимании изучаемого материала и стимулирует к более глубокому изучению предмета. Данное пособие можно использовать для проведения факультативных занятий, для подготовки учащихся к контрольной работе или экзамену. Материал диска, хотя и перегружен, по-моему мнению, терминами и понятиями, вполне доступен для восприятия и учащиеся могут его использовать для самообразования или повышения уровня знаний по предмету. Но все это невозможно без формирования у учителя ключевых компетенций. Поэтому я проявляю готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, стремлюсь к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности.
М.М. Шидиева,
учитель химии и биологии,
МОБУ «СОШ № 18 г. Сочи»,
г. Сочи, Краснодарский край
Метки: Биология