Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Борьба со школьным шумом

Борьба со школьным шумом

Эффективность проекта.

Целью данного проекта явилось совместное решение детско-взрослой социальной проблемы, возникающей в учебных учреждениях, направленное на удовлетворение потребности неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Приведённая ниже работа над проектом позволяет сделать вывод о возможности существования общественного взаимодействия детей и взрослых при условии наличия общих, специфически социально полезных целей и широкого охвата участников проекта. Его особенностью можно считать направленность в будущее, потенциальный ресурс становления и воспитания социальной активности юных граждан.

Осуществляя работу над проектом, мы поняли, как на практике можно применить знания, полученные на уроке окружающего мира, сохранения здоровья для успешной учебы, работоспособности во время уроков и внеурочное время.

Кроме того, общаясь с должностными лицами, смогли установить порядок на переменах и заменить звонок на приятный мелодичный.

… Мы немножко пошумели-

В окнах стёкла зазвенели.

Мы сказали «Тишина!»-

Введение.

С ростом урбанизации шум стал постоянной частью человеческой жизни, одним из существенных загрязнителей городской среды. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 децибел), характерное для современной жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности: оно представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения.

Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность. Шумы присутствуют почти во всех населённых пунктах.

Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. К тому же он обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Человеческое ухо - очень чувствительный прибор. Воспринимать звук мы начинаем уже тогда, когда амплитуда колебаний частиц воздуха в волне оказывается равной всего лишь радиусу атома. Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16 Герц до 20 килогерц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов

Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 децибел, с частотой от 500 до 2000 герц. Шум до 40 децибел не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 децибел. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 децибел на 15-55%, а в 60 децибел - на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 децибел у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80-100 децибел способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 - 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения. Одним из факторов, оказывающих отрицательное влияние на работоспособность, является «школьный шум». От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов - основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то что отдохнуть- устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.

1.Актуальность

По окружающему миру мы проходили тему о воздействии шумов на организм человека. Конкретно на уроке затронули тему о нахождении учеников и учителей в школьном здании с шумовым загрязнением.

Возникла «проблема»: как бороться с шумом, что бы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих во время учебного процесса.

Эта проблема социально значима.

Был проведен социологический опрос.

В ходе моей работы было проведено два опроса - среди учителей и среди учеников. В них нашло отражение мнение и тех, и других о шуме в классе и на переменах.

Вашему вниманию представлены мнения нескольких учителей. Каждому из них были заданы следующие вопросы:

1. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

2. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно?

3. Считаете ли Вы звук школьного звонка раздражающим фактором?

Результат опроса учителей показал, что к школьному шуму многие за годы практики привыкли, хотя он иногда и раздражает. Наполняемость – нередко главный фактор в формировании уровня шума на уроке. Для кого-то из учителей идеальным количеством является 10 человек, для кого-то 20 – здесь все зависит от устойчивости нервной системы. Большая часть учителей считает, что мелодичный школьный звонок будет более приятен для слуха.

Следующий опрос был проведен среди учащихся 1-4 классов. Каждому респонденту были заданы следующие вопросы:

1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

3. Каково, на твой взгляд, оптимальное количество учащихся в классе, при котором на уроках не будет шумно?

4. Считаете ли Вы звук школьного звонка раздражающим фактором?

Приятно узнать, что у большей части респондентов на уроках не шумно - сберегают нервы и себе, и учителю. А вот мнения остальных разделились: одна половина страдает от этого шума, а другая его вовсе не замечает. В отношении шума на переменах мнение практически однозначно: он раздражает почти 65% опрошенных. Что же касается наполняемости класса, то здесь лидирует вариант 15-20 человек, хотя кто-то вообще считает, что это не влияет на уровень шума в классе. Почти все респонденты заявили, что мелодичный школьный звонок будет более приятен для слуха и станет менее стрессовым звуком напоминающем о начале или окончание урока.

Анализ ответов позволил сделать выводы:

- проблема шума в школьном здании актуальна

-ученики готовы выступить с акцией по борьбе с шумовым загрязнением.

- все респонденты согласны принять участие в работе по замене школьного звонка на мелодичный.

Таким образом, определилась тема социального проекта.

Цель работы:

-обратить внимание учащихся на одну из важных проблем учебного процесса;

-вести пропаганду по борьбе с шумом;

-обратить внимание администрации гимназии на влияние резкого звука школьного звонка на психику человека.

Для этого мы поставили следующие задачи:

- провести беседы среди учеников начальных классов о воздействии на организм шума и о благоприятном воздействии звуков природы;

- дежурным классам по гимназии ввести пункт по выявлению самых шумных, невоспитанных учеников, которые мешают остальным во время уроков и перемен и информировать на линейках’

- придумать как организовать здоровый отдых учащихся на переменах;

- написать проблемную статью в гимназической газете «Офык»;

- собрать средства на приобретение школьного звонка с приятной мелодией (сдать макулатуру).

2.Сбор информации.

Анализ информации из печатных источников

В ходе работы над проектом нами был проведен анализ печатных изданий, в ходе которого выяснилось, что не только мы озабочены вопросом воздействия шума на психику человека. Например, еще в 2003г. в школе Маттерсбург, что находится в австралийской провинции Бургенленд, руководство школы пришло к выводу, что звонок, знаменующий начало и конец уроков, раздражает слух детей. Особенно тяжело приходится ученикам начальных классов, которые с непривычки пугаются. Привыкшие к мягкой домашней обстановке дети испытывают стресс в течение первого года обучения, и это может негативно сказаться на дальнейшем формировании психики. Громкий и неприятный на слух звук звонка дурно влияет на концентрацию внимания и слух. Учителя и руководство школы Маттерсбург считают, что дети не должны лишний раз подвергаться стрессу, соответственно, звонок было решено заменить на что-нибудь более приятное. Эта школа стала первым в мире начальным учебным заведением, в котором вместо звонка используется так называемая ""мягкая"" музыка. Были специально отобраны мелодии, которые с точки зрения психологов создают приятное настроение и повышают работоспособность. Теперь за две минуты до окончания урока в классе начинает тихо звучать нежная мелодия, которая говорит ученикам и учителям о том, что пока завершать занятие. Она становится все громче, и когда мелодия заканчивается, урок подходит к концу. Ученики имеют время, чтобы ответить на вопросы учителей, да и сами преподаватели, часто забывающие о времени, могут спокойно завершить занятие. Никто резко не вскакивает, и ученики не спешат, собирая свои вещи. Директор школы Иоганна Шварц не может нарадоваться на новый звонок: «Раньше дети вскакивали со своих мест и сломя голову неслись на перемену, сшибая друг друга на ходу. Это была лишняя головная боль для преподавателей, и стресс для учеников, но теперь все изменилось к лучшему».

Консультация школьного медработника.

От шума человек становится злым. Такие люди отравляют жизнь не только окружающим, но и самому себе. В современной медицине даже появился диагноз – «хроническая озлобленность» У людей постоянно впадающих в злобу от шума в крови вырабатывается слишком много стрессовых гормонов, таких как адреналин. От этого подскакивает давление, усиливается сердцебиение. Такое состояние вызывает психологическую реакцию, в конце концов, изнашивающую не только артерии, но и иммунную систему.

Консультация психолога.

Многие из нас порой ловят себя на том, что самые незначительные неприятности вызывают несоизмеримо сильное раздражение. При этом портится настроение , ухудшается самочувствие, и в результате душевная неуравновешенность постепенно становится неприятной особенностью характера. Предложенный тест даст исчерпывающий ответ:

Варианты ответов «очень», «не особенно», «ни в коем случае»

Раздражает ли Вас:

- смятая страница газеты, которую Вы хотите почитать?

- чрезмерная близость собеседника?

- когда кто-то кашляет в Вашу сторону?

- когда кто-то смеется невпопад?

- когда кто-то пытается учить Вас, что и как надо делать?

- когда в кинотеатре сидящий перед Вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?

- когда Вам пытаются пересказать сюжет интересной книги, которую Вы собираетесь прочесть?

- громкий разговор на перемене?

- человек, который жестикулирует во время разговора?

За каждый ответ «очень» - 4 очка

«не особенно» - 1 очко

«ни в коем случае» - 0 очков

Подсчитав результаты, сделайте выводы.

Более 30 очков. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

Ниже 30 очков. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей . Вас раздражают только самые неприятные вещи, но из обыденных невзгод Вы не делаете драму.

Менее 9 очков. Вы весьма уравновешенный человек. По крайней мере, с полной уверенностью о Вас можно сказать: Вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

3. План действий и его реализация.

К реализации проекта решили привлечь учащихся и родителей. Для этого были предприняты следующие действия:

- выступление на общешкольном родительском собрании с обращением к родителям, ученикам по данной проблеме. Цель обращения: привлечь внимание к проекту и предложить принять в нем участие;

- обращение родителей к директору гимназии с просьбой о замене звонка.

  1. Итоги проекта

1.После сдачи макулатуры была собрана необходимая сумма (5000 рублей) для приобретения школьного музыкального звонка.

2. Папа помог установить звонок с мелодией песни «Школьная пора».

3.Дежурный класс по гимназии строго следит за нарушителями покоя.

4. Выпущен рекламный плакат и написана статья в гимназическую газету «Офык»

Ожидаемые результаты

Участие в нашем проекте в перспективе должно научить ребят с уважением относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Дети реально могут проявить себя как субъект деятельности в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности.

Заключение.

Нами была проведено исследование шумового загрязнения в школе, и результаты следующие: наша школа страдает от внутреннего «школьного шума». Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от самих учеников. Наша задача - обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумового фона, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Наше здоровье - в наших руках!

Метки: Биология