Урок природоведения в 5 классе СКОУ I-II вида по теме "Увеличительные приборы"
Урок природоведения в 5 классе СКОУ I-II вида по теме "Увеличительные приборы"
Тип урока:
изучение новой темы с элементами лабораторной работы.
Цель: сформировать представление об увеличительных приборах (микроскопе, ручной лупе), роли оптических приборов в изучении организмов.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся со строением и назначением лупы и микроскопа; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.
Развивающие: развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.
Коррекционные: развивать умение слушать товарища, четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение;
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.
Материалы и оборудование: ручная лупа, микроскопы, предметные стекла, готовые микропрепараты, презентация по теме урока
Словарь: увеличительные приборы: микроскоп, лупа, окуляр, объектив, штатив, тубус, предметный столик
Межпредметные связи:
1. Физика (устройство оптических приборов);
2. Математика (математические расчетные действия);
3. Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
I. Организационный момент (проверить наличие на столах обучающихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.(сл.1)
– Здравствуйте, ребята.
II. Речевой момент:
- Ребята, познакомьтесь. Это Незнайка. Он тоже хочет учиться. Давайте научим его говорить хорошо звуки, читать слова и предложения.(сл.2)
- Какие дежурные звуки?
- Будете хорошо говорить все звуки, читать слова, соблюдать ударение, дополнять предложение.
|
дежурные звуки М-П
Ми – пи
Мо – по
Мри – при
Мре – пре
-Будете внимательно слушать и отвечать на вопросы. (на слух, за экраном)(сл.4)
- Какой будет урок?
- Что изучали на прошлом уроке?
- Назовите тела неживой природы?
- Назовите тела живой природы?
- Назовите свойства живых организмов.
– Хорошо. Молодцы.
III. Изучение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Так же вы знаете, что все живые организмы обладают рядом общих свойств: они могут дышать, питаться, расти, развиваться. Люди всегда интересовались всем тем , что их окружало.(сл. 6)
- А как они изучали природу? Какие приборы им в этом помогали?(сл.7)
- Верно, хорошими помощниками в этом были увеличительные приборы.
Тема урока «Увеличительные приборы» (запись темы в тетрадь)(сл.8)
2) Целевая установка (сл.9)
- Сегодня на уроке:
Узнаем:
- Что такое увеличительные приборы?
- Какие бываю увеличительные приборы?
- Какое строение имеют увеличительные приборы?
- Где и как использует их человек?
Научимся:
- Пользоваться увеличительными приборами.
3) Работа по теме урока:
А) Проблемная ситуация.
- Рассмотрите рисунок 83 на стр.138.(сл.10)
- Кого вы видите?
- Что делает кошка?
- Почему кошка испугалась мышку?
- Почему мышка кажется большой?
- Правильно мы видим её увеличенное изображение. Потому что она смотрит через специальное стекло и специальный прибор.
- Как называется этот прибор?
Б) Рассказ учителя (сл.11)
- Верно. Это лупа. Лупа – самый простой увеличительный прибор. Из чего состоит лупа? Рассмотрите лупы. (ответы детей)
- Да, главная часть лупы – выпуклое с двух сторон стекло, вставленное в оправу. Лупа увеличивает предмет в 2-2,5 раза. (сл.12)
- Проведем эксперимент. Кто может прочитать текст, написанный очень мелко? Что нам может помочь? (сл.13- 14)
- Микроско́п (греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, предметов. Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом.(сл.15)
- Поднимите руку, кто видел микроскоп? А кому интересно изучить строение микроскопа?(демонстрация микроскопа)(сл.16)
- Сколько лет микроскопу и кто его изобрел ?(сообщение обучающегося об изобретателе микроскопа) (Захарий Янсен —мастер, который делал очки. Житель Голландии. , Он изобрёл первый микроскоп в 1590 году, Так же он изобрел первый телескоп. ) (сл.17)
- Какие бывают микроскопы? (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)(сл.18-19)
В) Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа» (изучение строения микроскопа школьного, демонстрация слайдов, знакомство с частями микроскопа, словарная работа). (сл.20-21)
Физкультминутка (динамическая пауза). (сл.22)
IV. Первичное закрепление (части микроскопа)
Игра «Снежный ком» (штатив, штатив – тубус, штатив-тубус-окуляр и т.д)(сл.23)
4) Продолжение по теме урока.
- Как работает микроскоп?(демонстрация, рассматривание препаратов)(сл 23-28)
- Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. (сл.29-30)
- Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива =
- Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.
Учитель прикрепляет табличку
«Увеличение микроскоп = увеличение окуляра x увеличение объектива ».
Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. (сл.31)
V. Закрепление знаний полученных на уроке.
Задание: ответить на вопросы (на слух , за экраном). (стр.32)
- Какую тему изучили?
- Назовите увеличительные приборы.
- Зачем нужны увеличительные приборы?
- Кто изобрел первый микроскоп?
- Назовите части лупы.
- Отгадайте кроссворд. (кроссворд выведен в презентации) (сл.33)
VI. Подведение итогов урока (сл.34)
Сегодня на уроке мы узнали:
1. Какие бывают увеличительные приборы.
2.Как устроена лупа.
3. Как устроен микроскоп.
4. Научились определять увеличение микроскопа.
- Рефлексия: (сл.35)
- Понравился ли вам урок?
- Кто понял тему урока?
- Что узнали нового?
- Что запомнили?
- Что было непонятно?
- Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание: (сл.§ 34 прочитать, выучить части микроскопа.
Дополнительно: подготовить сообщение о многообразии микроскопов.
Метки: Биология