Урок биологии. "Ветер - движение воздуха"
Урок биологии. "Ветер - движение воздуха"
Предмет (направленность): биология
Возраст детей: 6 класс
Место проведения: класс
Девиз урока :
Как говорят мудрые люди:
«Не стыдись не знать, стыдись не узнать»
Цели урока:
1. Обучающая:
сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон
представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;
выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.
познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;
2. Развивающая:
развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи;развивать мышление, познавательный интерес к предмету
3. Воспитывающая:
продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.
воспитывать бережное отношение к природе;
4.Коррекция познавательной сферы,внимания,и мыслительных процессов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: видео ,диск DVD с фрагментами, познавательные картинки, тарелки с водой,песком,фен,вентилятор,раздаточный материал,презентация
Методы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.
Деятельность учителя: Объявляет цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.
Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока,выполняют опыты, разгадывают загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.
Учитель: Вопросы к классу: Что это? Показать лист с предметами. Вопрос: «Что объединят эти предметы?»(Воздух)
Давайте повторим свойства воздуха .Внимание на доску.
1.Какими свойствами обладает воздух?
(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).
2.Каким опытом можно доказать, что воздух движется? (Брызнуть из флакона с духами ). Через некоторое время запах распространяется по помещению.
3.Докажите,что воздух прозрачен(пакет надуть и согнуть) Воздух и его свойства.
4.Он невидимый, и все мы
Без него не можем жить.
Как вы понимаете словосочетание «он невидимый»?
Давайте проверим. (Завернуть пакет так, чтобы по мере его скручивания он надувался).
Вывод: внутри пакета находится воздух, но мы его не видим. Значит воздух невидимый. Возьмем пустой стакан. Есть ли в нем воздух? Как доказать,что там есть воздух.? Проверим опытным путем.
5.Где прячется воздух?
Вывод: любой полый предмет заполнен воздухом.
6.Почему мы без него не можем жить?
Попробуем вдохнуть и не выдыхать. Невозможно долго находиться в таком состоянии, хочется сделать новый вдох.
7.Помахать рукой у лица. Подуть на руку. Что ощущается?
Переход к изучению нового материала.
А теперь отгадайте загадку:
Листья гонит по дорожке,
треплет шерсть у рыжей кошки,
отнимает шар у Пети
хулиган веселый ...(ветер)
Тема нашего урока, как вы правильно угадали
«Ветер-движение воздуха.»
Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
-Что такое ветер?
-Причины образования ветра.
-Виды ветров.
-Как определить направление и силу ветра?
-Значение ветра. «Ветер»
II. Изучение новой темы
Что такое ветер?
Учитель: Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может менять свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем по ходу нашего урока. Итак на прошлом уроке мы проводили эксперимент.
Внимание на картинку (свеча с полоской) Объяснить. Воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром.
Почему он движется, вот в чем вопрос. Одно можно сказать точно: не потому, что деревья качаются. А почему тогда? Смотрите.
Механизм возникновения ветра.
Если толкнуть пальцем воздушный шарик, то он полетит туда, где его никто не толкает, где на него не оказывается никакого давления. Воздух перемещается точно так же: уходит он из области с высоким давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух.
Повторим: ветер — это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.
Вернемся к ветру. Давайте вспомним лето. И себя на берегу моря или реки. Откуда жарким солнечным веет прохладой? .Итак ,составляем определение ветра
Ветер-горизонтальное пермещение воздуха из зон пониженной температуры вобласть повышенной температуры.
Словарная работа.
Слова Бриз . Муссон
Бриз — это ветер, который два раза в сутки меняет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем.
Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море. Внимание на экран.Демонстрация фрагмент
А знаете ли вы?
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:
«женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь);
«мужичий» - северный ветер на Дону;
«бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья);
«гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду);
«плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем);
«фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины);
«самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.
Давайте попробуем показать ветер.
Эксперимент с тарелками с песком и с водой.
Покажите бриз и самум.
ФИЗМИНУТКА .
Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
МУЗЫКА ВЕТРА
Нюхайте воздух!
Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.
«Ладошки» (упражнение для разминки)
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.
При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.
Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.
Подул теплый ветерок, листочки заговорили ш-ш-ш
Подул холодный ветер, закачались сосны с-с-с
Подул сильный ветер у-у-у
Гнёт деревья до земли.
Учитель. Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри — понятно — потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно.
Раздел “Характеристика ветра”- определите характерный признак слов из стихотворения А.С.Пушкина:
могуч – сильный – сила;
гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.(слайд9)
1.Направление ветра.
Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощущении, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит ,по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направлением ветра . Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует.
Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направление ветра — это направление, откуда он дует.
Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра гораздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером .(словарное слово-флюгер) Давайте повторим: флюгер — прибор для определения направления ветра.
Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вращающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра .Прикрепляется на высоту-8-10 м.
Другие способы определения: демонстрация картинок
По флагу;
По дыму;
по конусам;
Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока то юго – восточным и т.д.
2.Важной характеристикой ветра является его сила
Пример с феном. Опыт елочка и фен.
Включить фен и направить его на искусственную елочку. Увеличить силу и елочку уносит.
3.Сила ветра зависит от его скорости. Измеряют скорость ветра в баллах
Предложил это измерение ученый Бофорт.Он изобразил это в виде шкалы,на которой указал 12 отрезков.Так и определяется сила ветра.(шкала Бофорта)
Значение ветра.
Какое значение для природы и человека имеет ветер?
Положительное значение.(работа с классом)
Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.(материал об Астраханской области)
Формирует течения
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Отрицательное значение
разрушает селения,
вырывает с корнем деревья
Итак,переходим к закреплению пройденного.
Что мы узнали на уроке.?
Давайте попробуем доказать причины образования простым опытом. Вот, например, сейчас, конечно, на улице холоднее, чем в комнате. Если открыть окно, то холодный воздух с улицы войдет в комнату и вытеснит теплый воздух на улицу. В этом и состоит процесс, проветривания. А теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там. иа улице, развивается. А все почему? В обоих случаях причина одна: воздух движется из зон пониженных в зоны повышенных температур.
Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.
Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?
А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:
Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.
Зная ответ на первый вопрос, ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: "Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?".
2.Дополните предложения:
Пыльные бури сопровождаются переносом большого количества песка.
Беспыльные бури характеризуются отсутствием пыли в воздухе и сравнительно меньшим масштабом разрушений
Снежные бури характеризуются перемещением по воздуху огромных масс снега.
Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы
3. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра
Образование ветра.
Разница в нагревании участков суши.
Разница в давлении.
Солнечное излучение.
4.Вычеркните лишнее слово
Дождь, бриз, снег
Бриз, дождь, муссон
Роса, иней, дождь,
Дождь, снег, ливень
Как понимаете пословицы и выражения.
Держать нос по ветру.
Ищи ветра в поле.
Бросать слова на ветер.
В голове ветер гуляет.
Ехать с ветерком.
Немые картинки- объясните.
Объясните
Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?
Объясните поговорку: «Много снега – много хлеба»
Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима»
Делаем своими руками. Собираем вертушку.
Подведение итогов.
Оценка труда учащихся.
Д\з
Метки: Биология