Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок биологии. "Ветер - движение воздуха"

Урок биологии. "Ветер - движение воздуха"

Предмет (направленность): биология

Возраст детей: 6 класс

Место проведения: класс

Девиз урока :

Как говорят мудрые люди:

«Не стыдись не знать, стыдись не узнать»

Цели урока:

1. Обучающая:

сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон

представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;

выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;

продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.

познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

2. Развивающая:

развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи;развивать мышление, познавательный интерес к предмету

3. Воспитывающая:

продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.

воспитывать бережное отношение к природе;

4.Коррекция познавательной сферы,внимания,и мыслительных процессов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: видео ,диск DVD с фрагментами, познавательные картинки, тарелки с водой,песком,фен,вентилятор,раздаточный материал,презентация

Методы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Деятельность учителя: Объявляет цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.

Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока,выполняют опыты, разгадывают загадки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.

Учитель: Вопросы к классу: Что это? Показать лист с предметами. Вопрос: «Что объединят эти предметы?»(Воздух)

Давайте повторим свойства воздуха .Внимание на доску.

1.Какими свойствами обладает воздух?

(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).

2.Каким опытом можно доказать, что воздух движется? (Брызнуть из флакона с духами ). Через некоторое время запах распространяется по помещению.

3.Докажите,что воздух прозрачен(пакет надуть и согнуть) Воздух и его свойства.

4.Он невидимый, и все мы

Без него не можем жить.

Как вы понимаете словосочетание «он невидимый»?

Давайте проверим. (Завернуть пакет так, чтобы по мере его скручивания он надувался).

Вывод: внутри пакета находится воздух, но мы его не видим. Значит воздух невидимый. Возьмем пустой стакан. Есть ли в нем воздух? Как доказать,что там есть воздух.? Проверим опытным путем.

5.Где прячется воздух?

Вывод: любой полый предмет заполнен воздухом.

6.Почему мы без него не можем жить?

Попробуем вдохнуть и не выдыхать. Невозможно долго находиться в таком состоянии, хочется сделать новый вдох.

7.Помахать рукой у лица. Подуть на руку. Что ощущается?

Переход к изучению нового материала.

А теперь отгадайте загадку:

Листья гонит по дорожке,

треплет шерсть у рыжей кошки,

отнимает шар у Пети

хулиган веселый ...(ветер)

Тема нашего урока, как вы правильно угадали

«Ветер-движение воздуха.»

Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

-Что такое ветер?

-Причины образования ветра.

-Виды ветров.

-Как определить направление и силу ветра?

-Значение ветра. «Ветер»

II. Изучение новой темы

Что такое ветер?

Учитель: Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может менять свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем по ходу нашего урока. Итак на прошлом уроке мы проводили эксперимент.

Внимание на картинку (свеча с полоской) Объяснить. Воздух находится в не­прерывном движении, и это движение называется ветром.

Почему он движется, вот в чем вопрос. Од­но можно сказать точно: не потому, что деревья качаются. А почему тог­да? Смотрите.

Механизм возникновения ветра.

Если толкнуть пальцем воздушный шарик, то он полетит туда, где его никто не толкает, где на него не оказывается никакого давления. Воздух перемещается точно так же: уходит он из области с высо­ким давлением в области с низким атмосферным давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух.

Повторим: ветер — это движение воздуха из областей с высоким ат­мосферным давлением в области с низким атмосферным давлением.

Вернемся к ветру. Давайте вспомним лето. И себя на берегу моря или реки. Откуда жарким солнечным веет прохладой? .Итак ,составляем определение ветра

Ветер-горизонтальное пермещение воздуха из зон пониженной температуры вобласть повышенной температуры.

Словарная работа.

Слова Бриз . Муссон

Бриз — это ветер, который два раза в сутки меня­ет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем.

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море. Внимание на экран.Демонстрация фрагмент

А знаете ли вы?

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:

«женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь);

«мужичий» - северный ветер на Дону;

«бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья);

«гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду);

«плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем);

«фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины);

«самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.

Давайте попробуем показать ветер.

Эксперимент с тарелками с песком и с водой.

Покажите бриз и самум.

ФИЗМИНУТКА .

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

МУЗЫКА ВЕТРА

Нюхайте воздух!

Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.

Подул теплый ветерок, листочки заговорили ш-ш-ш

Подул холодный ветер, закачались сосны с-с-с

Подул сильный ветер у-у-у

Гнёт деревья до земли.

Учитель. Любите ли вы пускать мыльные пузыри? А запускать воздушного змея? А делать бумажные самолетики? Как вы думаете, почему все они летают? Ну, пузыри — понятно — потому что очень легкие. Змея поднимает и держит ветер. А бумажные самолетики взмывают в воздух, когда мы придаем им ускорение. Но потом падают. А может ли пузырь, воздушный змей или бумажный самолетик полететь туда, куда ему захочется? Нет, конечно.

Раздел “Характеристика ветра”- определите характерный признак слов из стихотворения А.С.Пушкина:

могуч – сильный – сила;

гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;

всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.(слайд9)

1.Направление ветра.

Определить направление ветра очень просто, мы ведь его чувствуем. Если нам захочется убедиться в верности своих ощу­щении, то нужно просто подбросить в воздух что-нибудь легкое, например, горсть пыли. Пыль, конечно, полетит ,по ветру. Только вот какая проблема. Направление, в котором полетит наша пыль, не будет направ­лением ветра . Почему? Да потому что направлением ветра считается направление, откуда он дует.

Давайте раз и навсегда запомним очень простое правило, направле­ние ветра — это направление, откуда он дует.

Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра го­раздо точнее, чем с помощью подброшенной пыли, называется флюгером .(словарное слово-флюгер) Давайте повторим: флюгер — прибор для определения направления ветра.

Флюгеры бывают разные. Общим в их устройстве является свободно вра­щающийся на оси указатель, который устанавливается строго по направлению ветра .Прикрепляется на высоту-8-10 м.

Другие способы определения: демонстрация картинок

По флагу;

По дыму;

по конусам;

Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока то юго – восточным и т.д.

2.Важной характеристикой ветра является его сила

Пример с феном. Опыт елочка и фен.

Включить фен и направить его на искусственную елочку. Увеличить силу и елочку уносит.

3.Сила ветра зависит от его скорости. Измеряют скорость ветра в баллах

Предложил это измерение ученый Бофорт.Он изобразил это в виде шкалы,на которой указал 12 отрезков.Так и определяется сила ветра.(шкала Бофорта)

Значение ветра.

Какое значение для природы и человека имеет ветер?

Положительное значение.(работа с классом)

Ветер великий в природе работник.

Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.(материал об Астраханской области)

Формирует течения

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Отрицательное значение

разрушает селения,

вырывает с корнем деревья

Итак,переходим к закреплению пройденного.

Что мы узнали на уроке.?

Давайте попробуем доказать причины образования про­стым опытом. Вот, например, сейчас, конечно, на улице холоднее, чем в комнате. Если открыть окно, то холодный воздух с улицы войдет в комна­ту и вытеснит теплый воздух на улицу. В этом и состоит процесс, проветри­вания. А теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты за­навеску буквально утягивает в окно и она там. иа улице, развивается. А все почему? В обоих случаях причина одна: воздух движется из зон по­ниженных в зоны повышенных температур.

Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: "Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?".

2.Дополните предложения:

Пыльные бури сопровождаются переносом большого количества песка.

Беспыльные бури характеризуются отсутствием пыли в воздухе и сравнительно меньшим масштабом разрушений

Снежные бури характеризуются перемещением по воздуху огромных масс снега.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы

3. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра

Образование ветра.

Разница в нагревании участков суши.

Разница в давлении.

Солнечное излучение.

4.Вычеркните лишнее слово

Дождь, бриз, снег

Бриз, дождь, муссон

Роса, иней, дождь,

Дождь, снег, ливень

Как понимаете пословицы и выражения.

Держать нос по ветру.

Ищи ветра в поле.

Бросать слова на ветер.

В голове ветер гуляет.

Ехать с ветерком.

Немые картинки- объясните.

Объясните

Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?

Объясните поговорку: «Много снега – много хлеба»

Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима»

Делаем своими руками. Собираем вертушку.

Подведение итогов.

Оценка труда учащихся.

Д\з

Метки: Биология