Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок « Витамины» в 8 классе

Урок « Витамины» в 8 классе Цели урока:

– расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей;

– сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением;

– на основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Задачи урока:

– расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;

– развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;

– дать представление учащимся об истории открытия витаминов

– познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;

– показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ

– разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;

– сравнить природные и искусственные витамины;

– позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

– дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

– научить применять теоретические знания на практике.

Тип урока: комбинированный урок- презентация

Формы и методы (методические приемы):

– частично-поисковый;

– индивидуальная работа;

– групповая работа;

– работа с научной литературой;

– работа с таблицами, презентациями.

Средства обучения: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг., «Витаминные препараты : моно- и поливитамины» , портрет Н.И. Лунина; презентации; интерактивная доска.

План урока:

1. Изучение нового материала (с использованием презентации)

– Понятие о витаминах

– Историческая справка

– Классификация витаминов

– Понятия «авитаминоз» и « гиповитаминоз»

– Важнейшие представители витаминов, их значение, содержание в продуктах питания,

авитаминоз ( выступления учащихся с использованием презентации)

– Правила хранения витаминов и их кулинарная обработка.

– Содержание витаминов в продуктах питания (исследовательская работа и

презентация учащихся)

– Интерактивное задание «Какие витамины содержатся в данных продуктах?»

– Что лучше витамины натуральные или искусственные? Как правильно принимать

витамины( выступление фармацевта с использованием презентации)

– Витамины для красоты и здоровья ( выступление косметолога с использованием

презентации)

– Выступление витаминолога «Мифы о витаминах»

2. Тест « Есть ли у меня авитаминоз?»

3. Информация о домашнем задании

ХОД УРОКА

Учитель: Мы изучали на прошлом уроке обмен веществ и энергии.

Что такое обмен веществ и энергии?

- Обмен веществ и энергии – один из основных признаков живого.

В процессе пластического обмена организм усваивает вещества и накапливает энергию.

В процессе энергетического обмена органические вещества в организме распадаются с выделением энергии. Процессы пластического и энергетического обмена проходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии.

Есть вещества, которые тоже влияют на обмен веществ, это витамины.

На доске запись темы – “ВИТАМИНЫ”.

Учитель: Тема нашего урока – Витамины.

Учитель: А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю, с которой мы вас сейчас познакомим?

Ученик :

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”

Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали.

В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»

– Презентация

Какая заслуга Н.И. Лунина и Казимира Функа в изучении витаминов?

( записи в тетрадях)

Учитель: В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме.

– Презентация

Теперь запишем в тетради.

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно .

Авитаминоз – отсутствие витаминов в организме.

Гиповитаминоз- недостаток витаминов.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Классификация витаминов:

1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Учитель: Послушаем сообщения о влиянии некоторых витаминов на здоровье .

Витамин А. ( Ретинол). жирорастворимый.

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени.

Витамин А входит в состав зрительного пигмента,(родопсин) содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.

Значение для организма:

  • Усиливает остроту зрения
  • Укрепляет волосы, эпителий зубов
  • Стимулирует деятельность щитовидной железы.
  • Регулирует процесс образования новых клеток
  • Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба.

Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.

Суточная потребность 0,5-2,5 мг

При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота»- человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей . Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.

А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2и до В-12)

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

Витамин В 1 ( тиамин) укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга.

Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.

Суточная потребность 1, 4-2,4 мг.

При недостатке -заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте,

слабость и паралич конечностей).

Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина.

Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

Суточная потребность 2,0-2,2 мг.

При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении.

Витамин В 12( цианокобальтамин) регулирует кроветворную функцию, работу мозгаУсиливает иммунитет,

участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление.

Содержится: только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр.

соя, устрицы.

Суточная потребность 2-5 мкг.

Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12.

При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота) водорастворимый).

Витамин С или аскорбиновая кислота, самый популярный из витаминов. Еще в то время, когда о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для заживления ран белка ,который создаёт основу стенок кровеносных сосудов. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам. В последние время ученые высказывают предположение, что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет к развитию атеросклероза. Доказано что витамин С предотвращает образование в организме веществ , способных вызывать развитие раковых заболеваний.

– Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.

– .Оказывает омолаживающий эффект.

– Укрепляет соединительную и костные ткани.

– Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям

– Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.

Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха . 1 стакан сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки. А вот яблочного сока надо выпить 5 литров.

Потребность в витамине С велика. Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг. Табачный дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150г.

Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА, известная ещё мореплавателям:

Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.

Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.

Витамин Д( кальциферол) (Жирорастворимый)

В значительных количествах содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора, образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей.

Содержание в продуктах

Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.

Суточная потребность 2,5-10 мкг.

Отсутствие витамина Д вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. Кости рахитичных детей содержат недостаточно кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей конечностей, появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки. Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям. Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце.

По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях.

Витамин Е (токоферол ) ( витамин молодости)

« Токоферол» от греческого «деторождение».

Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения. Очень важен дляь кожи.

Содержится: в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

Суточная потребность 8-15 мг.

При гипофункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо»

Это имя женщины, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.

Витамин PP ( никотиновая кислота)

Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения

Содержится в свинине, рыбе, арахисе, помидорах, петрушке, шиповнике, мяте

Суточная потребность : 9-15 мг.

Проявление гипо- или авитаминоза: пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия).

Учитель: Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется , эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов от момента созревания до употребления в пищу.

Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи.

Сообщение ученика:

КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:

  • стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;
  • не подвергать продукты излишней температурной обработке;
  • при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;
  • использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из нержавеющей стали, тефлоновую , керамическую, фарфоровую);
  • правильно хранить продукты (овощи, зелень, фрукты - в холодильнике, растительное масло - в темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) , учитывая сроки хранения каждого продукта.

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.

После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).

При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.

На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей.

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.

Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.

Учитель: Шикунова Настя и Ильина Алена проделали огромную поисково - исследовательскую работу о содержании витаминов в продуктах питания, были исследованы широко потребляемые продукты питания и свою работу они предоставят нам в виде презентации.

  • Презентация учащихся «Содержание витаминов в продуктах питания»

Учитель: Мы с вами теперь знаем какие продукты богаты какими витаминами .

Давайте попробуем обобщить наши знания , выполнив интерактивное задание « в каких продуктах какого витамина больше».

( задание интерактивное выполняют у доски ученики)

Учитель: Важную роль в обеспечении организма витаминами традиционно отводят обогащению рациона свежими овощами и фруктами. Однако их потребление неизбежно имеет сезонные ограничения. Наиболее эффективным методом коррекции витаминной обеспеченности человека является регулярный прием витаминных препаратов.

Витаминные средства- лекарственные препараты, действующими началами которых являются витамины или их аналоги.

Сегодня мы пригласили на наш урок людей, профессии которых связаны непосредственно с витаминами : фармацевта, витаминолога и косметолога.

Выступление фармацевта

Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами.

Но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах , не могут обеспечить потребности организма.

Искусственный витамин – это кристалл , который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина, «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ВИТАМИНЫ.

Приём витаминов должен вестись с учётом пола , возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача

ВСЕ ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ИЛИ ПОСЛЕ ЕДЫ, так они лучше всасываются в желудке и тонкой кишке.

ВСЕ ВИТАМИНЫ делятся на МОНОВИТАМИНЫ - содержат только один какой - то витамин-(например только А) и ПОЛИВИТАМИНЫ- содержат несколько групп + мин. соли. ( показать на выставке) ВСЕ ПОЛИВИТАМИНЫ ЛУЧШЕ НЕРАЗЖЁВЫВАТЬ, А ГЛОТАТЬ, ЗАПИВАЯ ВОДОЙ, а вот таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой можно сосать. В зимнее - весенний период, когда рацион беден овощами и фруктами, даже практически здоровым людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту. - до 70милигр. в сутки.

Людям среднего и пожилого возраста назначают - УНДЕВИТ .Беременным и кормящим - ГЕНДЕВИТ ( он содержит вит. D)

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО витаминные препараты, принятые в избытке могут вызвать ОТРАВЛЕНИЕ в организме.

ДЕТЯМ НЕ РАЗРЕШАЙТЕ ЕСТЬ ВИТАМИНЫ КАК ЛАКОМСТВО. ПРИНИМАЙТЕ ВИТАМИНЫ ТОЛЬКО ПО УКАЗАНЫМ ДОЗАМ!

Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен.

Кофеин – убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

Антибиотики – разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Кремы . Что значит каждый витамин для кожи? (выступление косметолога)

Витамин А. Ускоряет отшелушивание отмерших роговых клеток, делает кожу более гладкой и эластичной. Этот витамин особенно необходим сухой коже.

Витамин Е. Является антиоксидантом, т.е. препятствует окислительным процессам, ведущим к преждевременному старению, и нейтрализует так называемые свободны радикалы- агрессивные компоненты окружающей среды. Витамин Е обладает высокой проникающей способностью и без особых трудностей достигает глубоких слоев кожи. Косметические средства с этим витамином способствуют увлажнению кожи и являются легким фильтром ультрафиолетовых лучей.

Витамин С. Самый дефицитный для кожи, т. к. снабжение им ухудшается вследствие физических и психических стрессов. Он играет важную роль в образовании коллагена и укреплении кожной ткани. Недостаток витамина С, приводит к преждевременному старению и высыханию кожи.

Витамин К. Сдерживает развитие воспаления, уменьшает отеки. Часто препараты с этим витамином используют для наружного лечения кожных пигментации.

Витамин F. Содержится в основном в растительных маслах. Недостаток его приводит к шелушению кожи. Особенно эффективен для возрастной, увядающей кожи.

Выступление витаминолога « Мифы о витаминах».

Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».

Даже при тщательно сбалансированном питании дефицит большинства витаминов в рационе может достигать 30%.

Потребность в витаминах повышается в период роста организма, во время беременности и кормления грудью, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке (например, при занятиях спортом), при выполнении работ, требующих большого нервно-эмоционального напряжения, а также при длительном пребывании не холоде; усвоение витаминов ухудшается в пожилом возрасте.

Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».

Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов, обеспечивающих детей и взрослых этими веществами в необходимых количествах.

Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».

Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.

Миф № 4: «Витамины нужны только зимой».

В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым пользоваться ими круглогодично.

Миф № 5: «Витамин С защищает от гриппа».

Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Справедливости ради следует отметить, что лица с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть гриппом.

Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или после выздоровления — общепризнанная мера.

Миф № 6: «Натуральные витамины лучше синтетических».

В стремлении обеспечить организм экологически чистыми препаратами многие склонны тратить неоправданно большие средства на покупку препаратов, содержащих витамины естественного происхождения (вытяжки из растительных плодов и т.д.). Витамины, являющиеся продуктом химического синтеза, отличаются высокой степенью очищенности и качества. По биологической ценности синтетические витамины не уступают натуральным веществам этого класса. Стоимость же синтетических витаминов значительно ниже.»

Учитель: Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста « Есть ли у вас авитаминоз».

  • Тест «Есть ли у меня авитаминоз» (презентация)

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года. А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет

  • Результаты теста.

За каждый ответ «А - Да » - 1 балл,

за каждый ответ «Б - Нет » - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни

  • Д.З. стр. 166-169, вопросы, записи в тетради, заполнить таблицу:

Характеристика витаминов

Витамин (буква и название)

Функция

Основные источники

Авитаминоз, гиповитаминоз

А__________

В1__________

В6__________

РР__________

С___________

D____________

Учитель: урок хочу закончить словами В. Шененберга

Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам”.

4. Характеристика витаминов

Витамин (буква и название)

Суточная потребность

Функция

Основные источники

А__________

В1__________

В2__________

В6__________

С___________

D____________

№2 Суточная потребность в витаминах и их основные функции

Витамин

Суточная

потребность

Функции

Основные источники

Аскорбиновая кислота (С)

50-100 мг

Участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям

Овощи, фрукты, ягоды.

В капусте - 50 мг.

В шиповнике - 30-2000 мг.

Тиамин, аневрин (В1)

1,4-2,4 мг

Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы

Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора.

Рибофлавин (В2)

1,5-3,0 мг

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи.

Пиридоксин (В6)

2,0-2,2 мг

Участвует в синтезе и метаболизме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов

Рыба, фасоль, пшено, картофель

Никотиновая кислота (РР)

15,0-25,0 мг

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру

Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора

Фолиевая кислота, фолицин (Вс)

0,2-0,5 мг

Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот

Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень

Цианкобаламин ( В12)

2-5 мг

Участвует в биосинтезе нуклеиновых кислот, фактор кроветворения

Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр

Биотин (Н)

0,1-0,3 мг

Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот

Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень

Пантотеновая кислота (В3)

5-10 мг

Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов

Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора

Ретинол (А)

0,5-2.5 мг

Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции - восприятии света

Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло

Кальциферол (D)

2,5-10 мкг

Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов

Рыбий жир, печень, молоко, яйца

И. И. Маршенко, МБОУ Молоковская СОШ, село Молоково, Ленинского района

Метки: Биология