Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема. Обобщение знаний по теме « Рыбы. Земноводные».

Тема. Обобщение знаний по теме « Рыбы. Земноводные».

Цель. Создать условия для осознания и осмысления учащимися знаний по теме « Рыбы и Земноводные» посредством уровневой дифференциации.

Задачи. 1. выявить уровень усвоения материала, умений применять знания, развивать умения выделять существенные признаки, обобщать

2. развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся

3. осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : обобщающий, урок –игра КВН

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : работа в группах в сочетании с индивидуальной.

Оборудование. Таблицы « Рыбы», «Земноводные».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Обобщение знаний.
    • Конкурс капитанов. Отгадать кроссворд.
  1. самое древнее крупное земноводное ( саламандра)
  2. древняя кистеперая рыба ( латимерия)
  3. кость в задней конечности земноводных ( бедро)
  4. класс. К которому относятся акулы и скаты ( хрящевые)
    • Конкурс « Знаешь ли ты рыб»
  1. рыба, враг малярийного комара (гамбузия)
  2. самец всегда у гнезда (колюшка)
  3. для охоты ей нужна капелька воды (брызгун)
  4. хищница Амазонки (пиранья)
  5. личинка рыб (малек)
  6. рыба, которая ревет (белуга)
  7. рыба со змеевидным телом (угорь)
  8. группа рыб, которые перемещаются из морей в реки для икрометания (проходные)
  9. стремительные хищники моря (акулы)
  10. рыбы, у которых зубы в глотке (карпы)
    • Конкурс « Внутреннее строение рыб».

По одному игроку от команды заполнить таблицу. Распределить органы : легкие, мозжечок, печень, рот, жабры, почки, вены, кишечник, передний мозг, сердце, мочеточники.

Пищеварительная система

Кровеносная и выделительная системы

Дыхательная и нервная системы

  • Конкурс « Правда, неправда».

Определить, верно ли утверждение, по 3 вопроса команде.

  1. рыбы и лягушки хордовые животные.
  2. лягушки и рыбы обитают только в воде.
  3. у костистых и хрящевых рыб есть плавательный пузырь.
  4. у костных и хрящевых рыб внутреннее оплодотворение.
  5. анальные и брюшные плавники парные.
  6. у земноводных лучше развит мозжечок.
  7. саламандры и тритоны – хвостатые земноводные.
  8. у рыб и земноводных два круга кровообращения
  9. личинки рыб и земноводных живут в воде.
  10. первые наземные земноводные – бесхвостые.
    • Конкурс « Блиц – турнир»

Ответы даются сразу, без обсуждения.

  1. передняя конечность земноводных состоит : плечо, предплечье, кисть.
  2. расширенная часть задней кишки земноводных – клоака.
  3. латимерия – кистеперая рыба.
  4. у головастика 3 камерное сердце, 2 круга кровообращения.
  5. акулы – костные рыбы.
  6. головной мозг состоит из 5 отделов.
  7. у рыб хорошо развит мозжечок.
  8. передние конечности лягушки служат для передвижения в воде.
  9. у хрящевых рыб органы дыхания – жаберные щели.
  10. хвостовой плавник парный.
  11. у лягушек хорошо развит передний мозг.
  12. жаба и лягушка бесхвостые земноводные.
  13. липкий язык помогает лягушке добывать пищу.
  14. по телу земноводных движется артериальная кровь.
  15. резонаторы у самок земноводных.
    • Конкурс « Кто на удочку попался».

Команды должны :

1. Составить таблицу, отмечая наличие признака знаком +.

Признаки

Рыбы

Земноводные

Позвоночник, плечо, голень, плавательный пузырь, жабры, легкие, 2 камерное сердце, 2 круга кровообращения, печень, желудок, клоака, веки, 5 отделов головного мозга

2. Выполнить тест.

1. Какая среда обитания характерна для земноводных : вода, суша, воздух.

2. Какие покровы тела характерны для земноводных : хитиновый, голая кожа, чешуйчатый покров, волосяной покров.

3. Какие органы движения имеются у земноводных : ноги, хвост, крылья.

4. Какие из перечисленных органов внешнего строения лягушки способствуют обитанию в воде : глаза, слизь на коже, ноздри, плавательные перепонки на задних конечностях.

5. От каких факторов зависит активность лягушки : от влажности, температуры, света.

6. Назовите тип оплодотворения земноводных : наружный, внутренний.

3. Подведение итогов игры. Выставление оценок.

Н. А. Бавыкина, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода

Метки: Биология