Тема. Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса.
Тема. Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках хрящевых и костных рыб.
Задачи :
1. познакомить учащихся с многообразием на примере хрящевых, осетровых, двоякодышащих, кистеперых и некоторых отрядов костистых.
2. расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, развивать память, умения выделять главное.
3. осуществлять экологическое воспитание
Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление).
Методы обучения : частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование. Таблицы « Пресноводные и проходные, промысловые рыбы», «Акулы», «Сельди», рисунки «Скат», «Латимерия», «Африканский чешуйчатник», подготовленная презентация по теме «Рыбы».
Ход урока.
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
– Многообразие рыб.
Существует очень много различных рыб – 20 тыс.видов. На уроке сегодня вы узнаете о некоторых из них.
Вообразите себе гигантский аквариум – величиной с классную комнату. Наша цель – заселить этот аквариум рыбами, узнать их биологические особенности. Познакомят нас с морскими и речными рыбами ихтеологи, которые вели наблюдения за ними, изучали их повадки, биологические особенности.
Прежде, чем говорить о многообразии, давайте вспомним :
Какие приспособления возникли у рыб в связи со средой обитания? Среда обитания (определение, примеры сред обитания) – водная.
- обтекаемая форма тела.
- уплощенное тело ( придонные рыбы)
- покровительственная окраска
- тело покрыто чешуей, слизью
- органы передвижения плавники.
Изучить большое разнообразие рыб позволяет наука систематика. (определение науки, ее задачи).
В тетради составление схемы « Систематика рыб». (Демонстрация слайда)
Рыбы.
Хрящевые Костные
Акулы Скаты Кистеперые Двоякодышащие
Осетровые Костистые
На основании каких признаков выделены классы Хрящевые и Костные рыбы?
Работа с учебником : прочитать на стр. 180 1-й абзац и назвать признаки классов.
Теперь мы знаем о систематических группах рыб. Давайте заселять наш аквариум. Но я рекомендую вам вести наблюдения за жизнью в аквариуме, для этого в тетрадях вы сделаете таблицу, предложенную вам на стр. 183 учебника и будете ее заполнять после прослушивания сообщения. Сообщения об акуле, скате, латимерии, двоякодышащих, белуге, карпе, сельди. Демонстрация слайдов презентации.
Ребята! Не такая уж фантазия – наш аквариум. На Украине, в городе – герое Севастополе есть морской аквариум, в котором живет осетр, белуга, камбала, скат, морская игла, морской конек и другие интересные рыбы. Если вам случиться быть в Севастополе, а дети Белгородской области часто отдыхают в этом городе, т.к.наша область шефствует над некоторыми кораблями Черноморского флота, загляните, не пожалеете.
– Значение рыб в природе, жизни человека. ( Демонстрация слайда презентации).
- звено в цепи питания
- использование рыбной муки в животноводстве
- производство удобрений
- пищевая промышленность
- эстетическое значение
- использование рыб для очистки зарастающих водоемов (толстолобик)
- Общая характеристика рыб.
На листочке вы напишите 1 ключевое слово, по- вашему, главное в теме «Рыбы». Двое учащихся систематизируют ваши знания и сделают вывод. Пока идет систематизация ваших знаний, мы выполним шифровку.
Игра «Зашифрованные рыбы». Работа в парах.
Надо отгадать название рыб, переставляя буквы в слогах. Каждая парта выполняет 1 задание. Каждому правильно выполненному заданию соответствует буква. Прочитайте зашифрованное высказывание, объясните его смысл.
Тапвол (плотва)- О знаас (сазан)-Х егмас (семга) –Р торес (осетр) – А секрат (треска) -Я бовал (вобла) –Й алгбеу (белуга) –Н млина (налим) –Т каюшлок (колюшка) Е еглас (семга) –Р арьсак (карась) –Ы парк (карп) –Б. Охраняйте рыб.
Вывод. Рыбы – водные животные, тело которых состоит из 3 отделов, форма тела зависит от места обитания, дышат жабрами,, имеют 2 камерное сердце, 1 круг кровообращения, головной мозг состоит из 5 отделов, оплодотворение наружное, количество икринок зависит от степени ее защищенности.
- Закрепление знаний.
- Игра «Верно, неверно, сомнительно».
У вас на столах лежат карточки с положениями, прочитайте, согласны ли вы с данным утверждением.
1. латимерия – кистеперая рыба.
2. акулы – костные рыбы.
3. головной мозг состоит из 5 отделов.
4. у рыб хорошо развит мозжечок.
5. хвостовой плавник парный.
6. у хрящевых рыб органы дыхания жаберные щели.
7. карп одомашненная рыба, обычный объект прудового хозяйства.
8. у хрящевых рыб есть плавательный пузырь.
9. у костных рыб наружное оплодотворение.
10. у рыб 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.
11. брюшные плавники парные.
12. боковая линия – орган чувств.
- Игра « Кто на удочку попался»
Сейчас узнаем, кто же у нас удачливый рыболов.
На доске написаны систематические группы рыб : 1.Хрящевые. 2. Осетровые. 3. Двоякодышащие. 4. Кистеперые. 5. Костистые. Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по этим группам : австралийский чешуйчатник, треска, морская лисица, камбала, окунь, горбуша, латимерия, крась, акула – молот, белуга.
Самопроверка. 1. морская лисица, акула – молот, 2. белуга, 3. австралийский чешуйчатник, 4. латимерия, 5. треска, камбала, окунь, горбуша, карась. Кто же оказался самым удачливым рыболовом? Кто верно распределил рыб ставят себе оценку 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 и более ошибок – 3.
Где мои отличники? Хорошисты? А кто поставил себе 3?
- Итог урока. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что было трудным?
Ваши пожелания.
- Домашнее задание.
Стр. 180 – 183.
1 ряд вывод в виде синквейна о рыбах
2 ряд составить кроссворд о рыбах
3 ряд сообщения о промысле рыб
Н. А. Бавыкина, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода
Метки: Биология