Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема. Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса.

Тема. Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках хрящевых и костных рыб.

Задачи :

1. познакомить учащихся с многообразием на примере хрящевых, осетровых, двоякодышащих, кистеперых и некоторых отрядов костистых.

2. расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, развивать память, умения выделять главное.

3. осуществлять экологическое воспитание

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование. Таблицы « Пресноводные и проходные, промысловые рыбы», «Акулы», «Сельди», рисунки «Скат», «Латимерия», «Африканский чешуйчатник», подготовленная презентация по теме «Рыбы».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.

– Многообразие рыб.

Существует очень много различных рыб – 20 тыс.видов. На уроке сегодня вы узнаете о некоторых из них.

Вообразите себе гигантский аквариум – величиной с классную комнату. Наша цель – заселить этот аквариум рыбами, узнать их биологические особенности. Познакомят нас с морскими и речными рыбами ихтеологи, которые вели наблюдения за ними, изучали их повадки, биологические особенности.

Прежде, чем говорить о многообразии, давайте вспомним :

Какие приспособления возникли у рыб в связи со средой обитания? Среда обитания (определение, примеры сред обитания) – водная.

  1. обтекаемая форма тела.
  2. уплощенное тело ( придонные рыбы)
  3. покровительственная окраска
  4. тело покрыто чешуей, слизью
  5. органы передвижения плавники.

Изучить большое разнообразие рыб позволяет наука систематика. (определение науки, ее задачи).

В тетради составление схемы « Систематика рыб». (Демонстрация слайда)

Рыбы.

Хрящевые Костные

Акулы Скаты Кистеперые Двоякодышащие

Осетровые Костистые

На основании каких признаков выделены классы Хрящевые и Костные рыбы?

Работа с учебником : прочитать на стр. 180 1-й абзац и назвать признаки классов.

Теперь мы знаем о систематических группах рыб. Давайте заселять наш аквариум. Но я рекомендую вам вести наблюдения за жизнью в аквариуме, для этого в тетрадях вы сделаете таблицу, предложенную вам на стр. 183 учебника и будете ее заполнять после прослушивания сообщения. Сообщения об акуле, скате, латимерии, двоякодышащих, белуге, карпе, сельди. Демонстрация слайдов презентации.

Ребята! Не такая уж фантазия – наш аквариум. На Украине, в городе – герое Севастополе есть морской аквариум, в котором живет осетр, белуга, камбала, скат, морская игла, морской конек и другие интересные рыбы. Если вам случиться быть в Севастополе, а дети Белгородской области часто отдыхают в этом городе, т.к.наша область шефствует над некоторыми кораблями Черноморского флота, загляните, не пожалеете.

– Значение рыб в природе, жизни человека. ( Демонстрация слайда презентации).

  1. звено в цепи питания
  2. использование рыбной муки в животноводстве
  3. производство удобрений
  4. пищевая промышленность
  5. эстетическое значение
  6. использование рыб для очистки зарастающих водоемов (толстолобик)
    • Общая характеристика рыб.

На листочке вы напишите 1 ключевое слово, по- вашему, главное в теме «Рыбы». Двое учащихся систематизируют ваши знания и сделают вывод. Пока идет систематизация ваших знаний, мы выполним шифровку.

Игра «Зашифрованные рыбы». Работа в парах.

Надо отгадать название рыб, переставляя буквы в слогах. Каждая парта выполняет 1 задание. Каждому правильно выполненному заданию соответствует буква. Прочитайте зашифрованное высказывание, объясните его смысл.

Тапвол (плотва)- О знаас (сазан)-Х егмас (семга) –Р торес (осетр) – А секрат (треска) -Я бовал (вобла) –Й алгбеу (белуга) –Н млина (налим) –Т каюшлок (колюшка) Е еглас (семга) –Р арьсак (карась) –Ы парк (карп) –Б. Охраняйте рыб.

Вывод. Рыбы – водные животные, тело которых состоит из 3 отделов, форма тела зависит от места обитания, дышат жабрами,, имеют 2 камерное сердце, 1 круг кровообращения, головной мозг состоит из 5 отделов, оплодотворение наружное, количество икринок зависит от степени ее защищенности.

  1. Закрепление знаний.
    • Игра «Верно, неверно, сомнительно».

У вас на столах лежат карточки с положениями, прочитайте, согласны ли вы с данным утверждением.

1. латимерия – кистеперая рыба.

2. акулы – костные рыбы.

3. головной мозг состоит из 5 отделов.

4. у рыб хорошо развит мозжечок.

5. хвостовой плавник парный.

6. у хрящевых рыб органы дыхания жаберные щели.

7. карп одомашненная рыба, обычный объект прудового хозяйства.

8. у хрящевых рыб есть плавательный пузырь.

9. у костных рыб наружное оплодотворение.

10. у рыб 2-х камерное сердце, 1 круг кровообращения.

11. брюшные плавники парные.

12. боковая линия – орган чувств.

  • Игра « Кто на удочку попался»

Сейчас узнаем, кто же у нас удачливый рыболов.

На доске написаны систематические группы рыб : 1.Хрящевые. 2. Осетровые. 3. Двоякодышащие. 4. Кистеперые. 5. Костистые. Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по этим группам : австралийский чешуйчатник, треска, морская лисица, камбала, окунь, горбуша, латимерия, крась, акула – молот, белуга.

Самопроверка. 1. морская лисица, акула – молот, 2. белуга, 3. австралийский чешуйчатник, 4. латимерия, 5. треска, камбала, окунь, горбуша, карась. Кто же оказался самым удачливым рыболовом? Кто верно распределил рыб ставят себе оценку 5, у кого 1 ошибка – 4, у кого 2 и более ошибок – 3.

Где мои отличники? Хорошисты? А кто поставил себе 3?

  1. Итог урока. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Что было трудным?

Ваши пожелания.

  1. Домашнее задание.

Стр. 180 – 183.

1 ряд вывод в виде синквейна о рыбах

2 ряд составить кроссворд о рыбах

3 ряд сообщения о промысле рыб

Н. А. Бавыкина, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода

Метки: Биология