Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Значение системного подхода для повышения эффективности обучения биологии

Значение системного подхода для повышения эффективности обучения биологии Проблему повышения эффективности обучения биологии в школе можно решить на основе использования системного подхода. Он позволяет обучающимся познавать живую природу как совокупность элементов разного уровня интеграции и дифференциации, обеспечивающие ее целостность и единство. Этот подход позволяет также определить составные части методики углубленного и обобщенного изучения материала об уровневой организации живой природы с учетом современных идей модернизации образования.

«Система» - слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении – это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода к изучению биологии.

Системный подход может применяться к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к их свойствам и характеристикам. Он позволяет усмотреть общность биологических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения, «усиления» наук.

Одной из функций содержания биологического образования в личностно-ориентированном обучении является образование личностного смысла, как индивидуализированного отражения действительного отношения ученика к объектам собственной деятельности. Условием проявления личностных смыслов в обучении является создание научного и жизненного контекста дидактически структурированной культуры, субъектного опыта ученика и его миропонимание. Значимыми становятся не столько знания, сколько способы умственной деятельности, обеспечивающие овладение содержанием биологического образования. Основными характеристиками обучения являются диалогичность, проблемное освоение знаний, исследовательская деятельность, активизирующие технологии, и особую важность приобретает системно-структурный подход.

Системный подход – не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект, служить средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед учителями биологии. В теоретическом плане – это интеграция и систематизация биологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема изучаемого материала, уменьшение субъективизма в интерпретации биологических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять цели, как дальнейшего изучения материала, так и научных исследований.

В прикладном плане – это задачи диагностики, проектирования и управления учебным процессом, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования биологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти к индуктивно-дедуктивному изучению.

Системный подход в изучении общебиологических закономерностей, основанный на принципе «от общего – к частному», позволяет сформировать не просто определенный алгоритм работы с любой информацией (когда ученик использует готовые конструкции), но и способность рассуждать с их помощью, использовать знания для выработки собственных взглядов.

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– системный подход позволяет обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения;

– диалектический подход, умение видеть в частном примере проявление общих закономерностей, способствует формированию основ научного мировоззрения, выведения процесса познания на предельную, философскую ступень обобщения;

– развитие навыков системного мышления возможно через отработку ведущих биологических понятий по концентрической системе, с более глубоким раскрытием их содержания на каждом последующем этапе;

– данный подход к изучению общебиологических закономерностей способствует развитию интеллекта и творческих способностей школьников;

– использование системного подхода в изучении снимает перегрузку частными понятиями учебного материала и, как следствие, создает благоприятные дидактические условия;

– формирование системного мышления возможно на любом этапе обучения, но эффективность этого подхода выше при условии его развития с первых этапов изучения биологии.

Таким образом, положительным результатом обучения биологии с использованием системного подхода является повышение эффективности подготовки обучающихся. Оно проявляется в успешном усвоении его содержания – воспроизведении знаний теоретического и прикладного характера, умения обобщать и систематизировать информацию, а также выполнять практические действия по сохранению живого в местности проживания. Это оказывает положительное влияние на выполнение заданий в рамках ЕГЭ и способствует успешной социализации выпускников.

Т. В. Францева, МБУ СОШ № 48, г. Нижнеудинск, Иркутская область

Метки: Биология