Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ТЕМА: Причина и значение теплокровности птиц.

ТЕМА: Причина и значение теплокровности птиц.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные: 1)Рассмотреть внутреннее строение птиц, выявить те особенности строения, которые связаны с полетом; 2)Показать взаимосвязь всех систем органов организма птиц и участие их в поддержании постоянной температуры тела; 3)Сформировать у учащихся новое для них понятие, как теплокровность.

2. Развивающая: Развивать самостоятельные навыки учащихся в работе с учебником, развивать познавательную активность учащихся, продолжить развитие интеллектуальных умений учащихся (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, выводы).

3. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе и всем ее обитателям.

Содержание и структура урока

Методы и приемы

время

1. Проверка д./з.

Мы начали изучать класс птицы. Какой образ жизни они ведут? Назовите особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры птиц, связанные и полетом:

1) Обтекаемая форма тела

2) Хвост (руль)

3) Передние конечности-крылья

4) Перьевой покров (контурные и пуховые перья)

5) Кости полые – легкие

6) Срастание костей – уменьшение массы и прочность скелета

7) Киль – место прикрепления мышц, опускающих крылья (большие грудные мышцы)

8) Подключичные мышцы – поднимают крылья

9) Межреберные мышцы – изменяют объем грудной клетки при дыхании

Учащиеся называют и получают жетоны за правильные ответы

2. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим изучать класс ПТИЦ, но прежде чем сформулировать тему и цели урока, давайте проанализируем таблицы, которые лежат у вас на столе:

- №1 – расстояния, преодолеваемые при перелетах;

-№2 – S пов-ти крыльев и нагрузка на них;

-№3 – частота взмахов крыльев;

-№4 – максимальная скорость полета

- Какие выводы вы можете сделать?

Вывод : 1. Птицы пролетают большие расстояния.

2.Развивают большую скорость

3.Испытывают большую нагрузку на крылья

Проблема – Так за счет чего же двигаются организмы? Что им для этого необходимо?

1)- За счет чего двигается автомобиль? (бензин-энергия)

- А откуда же берется энергия у птиц?

- Причем им ее нужно очень много

Вы наверное заметили, что не все птицы улетают на юг и в отличие от пресмыкающихся они живут зимой. А зимой много снега и холодно.

2) – Что же согревает тело птицы?

-Так на какие же вопросы мы должны ответить?

-1.Откуда птицы берут энергию для полета?

-2.Что согревает тело птицы?

-3.Как они могут поддерживать постоянную температуру те6ла в отличие от пресмыкающихся?

Итак ТЕМА: ПРИЧИНА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕПЛОКРОВНОСТИ ПТИЦ

Ребята, как вы думаете, что мы должны еще узнать про птиц, чтобы ответить на эти вопросы? (внутреннее строение)

Цель: Выявить особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом и в связи с этим объяснить причины их теплокровности в отличии от пресмыкающихся

Дифференцированная работа

1 уровень: Запишите в таблицу внутренние органы птиц для различных систем.

2 уровень: Найдите и выпишите отличительные особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.

3 уровень: Заполните таблицы: сравнительная характеристика внутреннего строения птиц и пресмыкающихся.

1.Пищеварительная система:

Полет птиц связан с затратой большего количества Q. Например, голубь, летящий со скоростью 70 км/ч, расходует в 27 раз больше Q, чем в покое

- Что же является основным источником пополнения Q (пища)

Птицы потребляют много разнообразного корма. Причем чем меньше птица, тем больше пищи ей требуется, т.к. мелкие животные теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают больше корма, равное 20-30 % их собственной массы, а крупные -2-5%. Синица может за день съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а колибри выпить количество нектара, в 4-6 раз превышающее собственную массу – едят много. Мелкие совы переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут-за 3 часа, сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8-10 минут.

-Так какие же особенности строения пищеварительной системы позволяют им так быстро переваривать пищу (2-3 часа) в отличие от пресмыкающихся?

2.Дыхательная система

В покое голубь совершает 26 дыханий в 1 минуту, а в полете 400. Назовите особенности строения дыхательной системы, которые способствуют такому интенсивному газообмену?

А зачем нужен О2?(для окисления веществ)

3.Кровеносная система

Анализ таблицы №5

Вывод: быстрое продвижение крови.

- Почему сердце так быстро перекачивает кровь, и все вещества доставляются клеткам тела?

4.Выделительная система

Быстрое и частое удаление из организма продуктов распада.

5.Нервная система

А почему все системы органов работают так быстро и согласованно? Какую систему органов, самую главную мы забыли рассмотреть?

Схема какого процесса у нас получилась на доске? (обмена веществ) См. приложение.

Выводы:

1) Так откуда же птицы берут Q для полета, и что их согревает? (при окислении питательных веществ образуется Q, которое переходит в тепло)

2) Почему у них постоянная температура тела в отличии от пресмыкающихся?

Изменения в строении всех систем органов птицы – высокоорганизованно устроены. Отсюда высокий уровень обмена веществ. Отсюда образуется много Q, отсюда постоянная температура тела, отсюда теплокровность птицы не боятся морозов, остаются активными при низкой температуре окружающей среды. Однако недостаток корма зимой вынуждает их мигрировать на юг.

3.Домашнее задание: заполнить до конца таблицы и составить по ним рассказ о внутренним строении птиц.

Анализ таблиц

Дети делают выводы

Запись ответов уч-ся на доску

Запись темы в тетрадь

Дети каждого уровня получают задание

Заполнение схемы обмена веществ

Заполнение схемы

10-12 мин

Приложение

СХЕМА ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

1.ПОСТУПЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

Питание

(пищеварительная система)

Быстрое расщепление питательных веществ и пищи:

- зоб

- железистый и мускульный отделы желудка

- кишечник (печень и поджелудочная железа)

Дыхание

(дыхательная система)

Губчатые легкие + воздушные мешки

охлаждение воздуха, двойное дыхание

Питательные вещества О2 (кислород)

Кровь не смешанная - быстро разносит питательные вещества и О2

2.ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

К

Л

Е

Т

К

А

Пит. вещества + О2 = СО2 + H2O + Q (энергия - тепло)

Q расходуется на

Обогрев организма, рост движение работу органов

поддержание постоянной

температуры тела (42 С)

3.УДАЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

В кровь поступают продукты распада, которые быстро удаляются

ЧЕРЕЗ

Легкие (СО2) Почки

Регулирует нервная система (хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга, мозжечок и большие полушария переднего мозга)

И. В. Егорова, Областная санаторная школа – интернат, г. Вязники, Владимирская область

Метки: Биология