Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»
Тип урока: комбинированный
Образовательные цели :
- продолжить формировать представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
- познакомить с дальнейшим усложнением строения и функций позвоночных животных;
- расширить знания учащихся об особенностях организации рыб, раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде.
Развивающие цели:
- развитие навыков работы в парах и основ творческой деятельности;
- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного
Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к природе родного края.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
- презентация “Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные”, мультимедийный проектор,
- тест “Тип Бесчерепные. Ланцетник” (http://LearningApps.org/display?v=pn32k7xpj16таблица “Надкласс Рыбы”, аквариумные рыбы, учебник 7 кл “Животные” ( УМК И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова, В.С. Кучменко)
Прогнозируемый результат:
- умение делать выводы о взаимосвязи внешнего строения в связи с образом жизни;
- проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
- умение работать с источниками информации;
- умение вести монолог, диалог
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые и подтипа Бесчерепные. (Слайд 1)
Фронтальная работа, выполнение задания учащимися теста “Ланцетник” http://LearningApps.org/display?v=pn32k7xpj16 (Слайд 2)
1. Кто открыл ланцетника?.
А) Симон Паллас ХV111в.
Б) А.О.Ковалевский X1Xв.
В) К.Линей ХV11в.
2. К какому типу ланцетник был отнесен первоначально?
А) хордовые
Б) моллюски
В) беспозвоночные
3. Какие размеры имеет ланцетник?
А) 1-2 см;
Б) 3-4 см;
В) 5-8 см.
4. К какому подтипу относится класс ланцетник?
А) бесчерепные
Б) позвоночные
В) ракообразные
5. Кто установил родство ланцетника с позвоночными животными?
А) Симон Паллас ХV111в.
Б) А.О.Ковалевский X1Xв.
В) К.Линей ХV11в.
6. Сколько видов ланцетника известно в настоящее время?
А) 1
Б) 18
В) 30
7. Какого цвета кровь у ланцетника?
А) красная
Б) синяя
В) бесцветная
8. В каких сосудах ланцетника происходит газообмен?
А ) в жаберных капиллярах
Б) в жаберных артериях
В) в брюшной вене
9. Какой тип оплодотворения у ланцетника?
А) наружное
Б) внутреннее
2. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим знакомиться с организмами типа Хордовые подтипа Черепные. К этому подтипу принадлежит большинство хордовых животных, который делится на несколько классов (показ таблицы “Систематика типа Хордовые”). (Слайд 3, 4)
Тип | Хордовые | |||||
Подтип | Бесчерепные | Черепные или Позвоночные | ||||
Класс | Ланцетники | Рыбы | Амфибии | Рептилии | Птицы | Млекопитающие |
Знакомство с новым классом подтипа позвоночных животных мы начнем с загадки:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Ваши предложения о представителях какого класса эта загадка? Почему Вы так решили?
Рыбы отличаются разнообразием в мире позвоночных животных. Если млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий вместе взятых насчитывается 18 000 видов, то число видов рыб превышает 22 000 видов.
* Заполнение кластера “Рыбы” (синим цветом). Индивидуальная работа, выявление знаний учащихся по данной теме. (Слайд 5)
Оцените свои знания по теме “Рыбы”, пользуясь оценочной шкалой ^ (по Г.Цукерман).
Что значит “поставить “крестик” на оценочной шкале в верхней части”? (очень много знаю об особенностях строения рыб, их многообразии). А в нижней части? (знаю, но мало).
2) Формулирование учебной задачи
Что вы хотели узнать нового о представителях этого класса?
(фронтальная работа с классом)
3) Первоначальные представления о многообразии рыб
Презентация “Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные”
(Слайд 6,7,8,9)
Примерно 400 миллионов лет назад у бесчелюстных появились конкуренты. Они имели мощные челюсти, были тяжеловесными и неуклюжими, вели придонный малоподвижный образ жизни. Голова и передняя часть их тела были покрыты твёрдым панцирем из множества пластин. Это так называемые панцирные рыбы. Животные могли активно хватать и разрывать добычу, обкусывать растения, разламывать крепкие раковины моллюсков и панцири ракообразных. С ними связана первая вспышка формообразования рыб в мелководных девонских морях. Затем появляются челюстножаберные рыбы. И наконец, хрящевые рыбы, которые господствовали 120 млн.лет, и частично сохранились до настоящего времени. Это акулы, скаты, глубоководные химеры. Они обитают в морях, несколько видов - в пресных водах. Для представителей этого класса характерен хрящевой скелет, часто обызвествлённый. Известно около 140 современных родов и около 730 видов. Длина от 6 см. до 20 м. Плавательного пузыря нет. Оплодотворение внутреннее. Живорождение (редко), яйцеживорождение или откладывание крупных яйц.
Наряду с жаберным дыханием у некоторых рыб имеется лёгочное дыхание (большой ячеистый плавательный пузырь превращён в одно или два “лёгких”, которые служат для дыхания атмосферным воздухом). В настоящее время известно шесть реликтовых видов двоякодышащих рыб. (Слайд 10)
Рогозуб - обитает на мелководьях северо-восточной Австралии.
Протоптеры (4 вида) - живут в водах тропической Африки.
Лепидосирен - обитает в бассейне реки Амазонки
Кистепёрые рыбы - древняя и почти полностью вымершая группа рыб. В настоящее время единственный представитель кистепёрых — латимерии — обитают в районе Коморских островов на глубине 400—1000 метров. (Слайд 11)
И всё же в современном мире рыб более многочисленны - костные рыбы.
4) Лабораторная работа “Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни”
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию формы их тела, множеству приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях. Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “ Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни ”. (Слайд 12)
Лабораторную работу вы будете выполнять в парах самостоятельно. Внимательно читаете задания, отвечаете на вопросы и подпишите рисунок. В конце работы обязательно сделайте вывод. На выполнение лабораторной работы 10 минут.
Инструктивная карточка “Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб"
Задание 1. Рассмотрите особенности внешнего строения аквариумных рыб, их передвижение в водной среде.
Задание 2. Рассмотрите рисунок тела рыбы, подпишите его отделы. (Слайд 13)
Задание 3. Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их, название. Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.
Задание 4. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены?
Сделайте вывод. Какие особенности внешнего строения рыбы связаны с водным образом жизни?
Физминутка
5) Фронтальная проверка, словесная оценка работы класса в целом. (Слайд 14)
III. Первичное закрепление с комментариями.
Соотнесите факторы водной среды и приспособления к ней. (Слайд 15)
Факторы водной среды | Приспособления к факторам водной среды |
1. Большая плотность воды 2. Прозрачность 3. Способность растворять различные вещества, мало содержание кислорода 4. Текучесть 5. Высокое давление на больших глубинах. 6. Сильное поглощение солнечных лучей (солевой режим, свойства грунта, течения и др.) |
1. Обтекаемая форма тела, слизь,
черепитчатое расположение чешуй, плавники 2. Защитная окраска; глаза – органы зрения 3. Жаберное дыхание, обоняние 4. Органы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения 5. Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных. 6. Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашенные вовсе. |
2) Презентация “Редкие и исчезающие виды Кемеровской области”. (Слайд 16, 17)
IV. Контроль (в какой степени достигнута обучающая цель урока)
Продолжить заполнение кластера “Рыбы” (красным или зеленым цветом) (Слайд 18)
Оцените свои знания по теме “Рыбы”, пользуясь оценочной шкалой ^ (по Г.Цукерман).
Что значит “поставить “крестик” на оценочной шкале в верхней части”? (очень много знаю об особенностях строения рыб, их многообразии).
А в нижней части? (знаю, но мало).
V. Рефлексия
Перед вами высказывания великих людей. Выберите себе одно из них в качестве своего девиза к сегодняшнему уроку. (Слайд 19)
Ваш девиз к уроку
1. Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)
2. Познание начинается с удивления. (Аристотель)
3. Любознательность создает ученых и поэтов. (А. Франс)
4. Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер)
VI. Заключение.
Подведение итогов, выставление оценок.
Дом.задание
- стр.176- 179, вопросы.
2.04.2016