• Библиотека
  • Биология
  • Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности на уроках естествознания в 5-м классе

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности на уроках естествознания в 5-м классе

Данный исследовательский проект может проводиться в рамках изучения темы “Агрегатные превращения веществ” на уроках пропедевтического курса “Физика. 5 класс” или на уроках естествознания в 5 классе.

Цель проекта: формирование знаний о истории мыла, его свойствах, видах, применении; формирование умений изготавливать мыло ручной работы.

Задачи проекта: узнать, как возникло мыло, почему оно пенится, какими свойствами обладает, какого назначение различных видов мыл, как изготовить мыло ручной работы.

Результат проекта: информационный бюллетень “Мыло в нашей жизни”, фоторепортаж для учащихся других классов, мыло ручной работы.

Оборудование: мультимедийная презентация, листы с информацией для тематических групп, рисунки, фотографии, цветные карандаши, ножницы, клей, для группы “Фоторепортеры”: фотоаппарат, ноутбук, для группы “Технологи”: микроволновая печь, мыльная основа, красители, эфирные масла, формочки.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами участвуем в исследовательском проекте “Мыло в нашей жизни”.

Как вы уже поняли, наш проект посвящен такому знакомому предмету, который окружает нас повсюду и необходим нам всю жизнь- мылу.

Как вы думаете, каким образом оно относится к темам, которые мы с вами изучали на уроках? Мы с вами знакомились с различными агрегатными превращениями веществ, в частности плавлением и отвердеванием.

Постановка целеполагающих вопросов проекта: Ребята, а что бы вы хотели узнать о мыле?

Сегодня, в ходе проекта, мы с вами узнаем, как изготавливали мыло раньше, как делают сегодня, какими свойствами оно обладает, какое назначение различных видов и как изготовить полезное мыло самим.

Для осуществления проекта мы с вами разделимся на тематические группы: “Историки”, “Гигиенисты”, “Технологи”, “Ученые”, “Фоторепортеры”, “Художники-оформители”.

Задача каждой группы: используя материал у вас на партах, изготовить страницу информационного буклета “Мыло в нашей жизни”, подготовить выступление на 5 минут.

Выступление групп:

Группа “Историки”. Рассказывают о возникновении мыла, как изготавливали мыло , истории развития мыльной промышленности.

Группа “Гигиенисты”. Демонстрируют и рассказывают о разновидностях мыла, о назначении и применении различных видов мыл, о пользе и вреде антибактериального мыла.

Группа “Технологи”. Используя предложенное оборудование демонстрируют приготовление мыла ручной работы.

Группа “Ученые”. Рассказывают о физических и химических свойствах мыла.

Группа “Фоторепортеры”. Демонстрируют фоторепортаж проекта.

Группа “Художники- оформители”. Демонстрируют титульный лист буклета “Мыло в нашей жизни”.

Подведение итогов. Определение темы следующей проектной работы.

История мыла насчитывает почти 6 тысяч лет. По одной легенде, еще древние галльские племена делали мыло из золы букового дерева и сала. Получалась мазь, которая чисто отмывала волосы и тело. Они даже добавляли в эту мазь красную глину и этим раствором красили волосы.

По другой легенде еще 2500 лет до н.э. племена шумер смешивали золу и воду, кипятили, растапливали в смеси жир и получали раствор, отдаленно напоминающий мыло.

Есть еще одна версия появления мыла, согласно которой мыло изобрели римляне. Свидетельствует о правдивости этой версии и тот факт, что само слово “мыло”, на англ.яз.- soap, произошло от названия горы Сапо, на вершине которой древние римляне приносили жертвы богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождем в реку Тибр у подножия горы. Женщины, которые стирали там белье, обратили внимание, что, благодаря этой смеси белье отстирывается легче. Так, постепенно, стали использовать “дар богов” не только для стирки, но и для мытья тела.

Помимо этого, люди заметили, что некоторыми растениями тоже можно стирать, например, мыльнянка, растение, способное хорошо мылиться в воде или смолевка обыкновенная также хорошо мылится, а порошок из корня солодки дает обильную пену.

Мыло долгое время было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже богатые люди не могли позволить стирать им белье. Даже утро французского короля Людовика 14 начиналось с многочасового ритуала одевания и очень короткого умывания. Ему подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев и слегка дотрагивался до век. На этом процедура заканчивалась- мыться целиком было очень дорого и непринято.

Много столетий назад мыловарение возникло на Руси, где люди с древних времен отличались опрятностью, привычкой к регулярному мытью в бане, парильне. Мыла тогда варили много- в домашних условиях и в мастерских ремесленников. Причем для варки использовали те составные, которые были наиболее доступны. Так, на севере использовали животный жир, а на юге- оливковое масло.

Этапы изготовления мыла ручной работы:

Приготовьте рабочее место: накройте стол скатертью, оденьте фартук и перчатки. Нарежьте мыльную основу мелкими кусочками, сложите в чашку. Нагрейте основу в микроволновой печи до жидкого состояния. БЫСТРО (пока не затвердела основа) добавьте необходимые красители и эфирные масла по 2-3 капли. Залейте массу в формочки и дайте остыть. Мыло готово! Если есть желание сделать многослойное мыло, то дождитесь пока высохнет 1 слой (до белого налета на поверхности) и залейте в формочку следующий слой.

Можно приготовить мыло с эффектом скраба: в такое мыло добавляют мак, молотые косточки, молотые орехи, овсянка (нежный скраб).

Готовить из основы гораздо легче, чем из детского мыла. Мыльная основа легко плавится, быстро застывает ее можно не натирать на терке, а класть в емкость крупными кусками, она не требует добавления воды. Помимо этого, мыльная основа бывает как белая, так и прозрачная, что дает больше фантазии для творчества.

11.07.2013