Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализаторы слуха и равновесия

Оборудование: таблица « Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, рисунки; тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Заполните ячейки.

  1. Чем покрыт глаз с передней стороны?
  2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?
  3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
  4. Где находится зрительная зона?
  5. Двояковыпуклая линза.

id19466

(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Отгадывание загадок.

  1. Распустился цветок,
    Лепесток на лепесток,
    Без стебля и без корня
    Растёт на склоне.
    (Ухо)
  2. Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)
  3. В маленьком домике –
    Круглое окно,
    Никого не видно,
    В домике темно.
    Там живёт сова:
    Глаз не смыкает,
    Ловит слова.
    (Ухо)

Правильно ребята, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить на уроке - о слухе.

Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2. С помощью учителя учащиеся знакомятся строением и функцией органа слуха.

Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке (Рис.1). Оно состоит из ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружного слухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.

id19466

рис. 1

Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет цепь сочлененных маленьких костей - молоточек, наковальню и стремечко, передающих точно и в усиленном виде колебания барабанной перепонки до тонкой овальной пластинки диаметром 1см во внутреннем ухе (Рис.2).

id19466

рис. 2.

Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка, отграниченная от среднего уха овальным отверстием (Рис.3). Улитка делится на две мембраны - вестибулярную мембрану и основную мембрану, разделенную, в свою очередь, на три отдела, заполненных жидкостью.

id19466

рис. 3

3. Работа с учебником. Беседа.

- Как работает слуховой анализатор? (Ответы учащихся)

-Что представляет собой орган равновесия человека и как он работает? (Ответы учащихся. Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мелкими кристаллами из углекислого кальция. При смещении тела изменяются положение кристалликов, давление кристалликов вызывает возбуждение рецепторов.)

На волокнах слухового нерва, идущих вдоль основной мембраны, расположены волосковые клетки, являющиеся настоящими слуховыми рецепторами. Звуковое ощущение вызывается колебанием. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они отражаются в ее складках, затем проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Эта перепонка начинает колебаться с определенной частотой и высотой. Цепь из косточек среднего уха усиливает это колебательное движение и передает его в овальное отверстие, уже во внутреннее ухо. Здесь механическая энергия звуковых волн превращается в электрическую энергию благодаря тому, что волокна слухового нерва возбуждают спиральный орган, расположенный в улитке, и передают слуховое ощущение в головной мозг.

4. Заключительное слово учителя.

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости, то есть минимальной интенсивности звука, улавливаемой ухом. Чем меньше величина порога слышимости. Тем выше чувствительность слуха. Диапазон воспринимаемых звуковых частот характеризуется так называемой кривой слышимости. То есть зависимостью абсолютного порога слышимости от частоты тона. Человек воспринимает частоты от 16-20 герц, высокий звук в 20000 колебаний в секунду (20000 Гц). У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилых людей она ниже – около 15000 Гц.

У многих животных верхняя граница слуха выше, чем у человека. У собак. Например, оно доходит до 38000 Гц, у кошек- 70000 Гц. У летучих мышей – 100000 Гц.

Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секунду неслышимы –это ультразвуки.

При действии звуков очень высокой интенсивности (шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 Дб, а звук в 150 Дб становится непереносимым.

Искусственные длительные звуки высоких тонов приводят к угнетению и гибели животных и растений. Звук пролетающего сверхзвукового самолета угнетающе действует на пчел (они теряют ориентировку и прекращают полеты), убивает их личинки, от него лопается скорлупа яиц в птичьих гнездах.

Слишком много сейчас «меломанов», все достоинства музыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают от этого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно – сосудистой системе.

Нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызывать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

5. Закрепление знаний.

Работа в группах.

  1. Учащиеся выполняют задания рубрик «Какие утверждения верны? На с. 84 учебника.
  2. «Рассмотрите рисунок» на с. 84 и «Выберите правильный ответ»на с.85

IV. Обобщение.

Тестовые задания.

  1. Чем заполнена полость внутреннего уха?
    1. воздух
    2. жидкость
    3. вакуум
  2. Как соединены слуховые косточки?
    1. подвижно
    2. неподвижно
    3. полуподвижно
  3. Орган равновесия.
    1. три полукружных канала
    2. отолитовый аппарат
    3. евстахиева труба
  4. Посредством чего передаются звуковые колебания от стремечка к волоконцам улитки?
    1. воздух
    2. мембрана
    3. жидкость
    4. прямой контакт
  5. Что находится во внутреннем ухе?
    1. ушные косточки
    2. улитка
    3. полукружные каналы
    4. отолитовый аппарат
  6. Самые маленькие кости.
    1. лопатки
    2. ребра
    3. слуховые косточки : молоточек, наковальня, стремечко
    4. позвоночник

Ответы: (1-б; 2-а; 3-а,б; 4-б,в; 5-б,в,г; 6-в)

Оценивание работы учащихся.

Задание на дом:

  • изучить текст учебника на с. 80-83;
  • уметь показать на рисунке части анализатора слуха.

21.03.2010