Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Анализаторы. Состав табачного дыма. Влияние алкоголя на клетки организма

Цель. Влияние никотина и углекислого газа, алкоголя на организм человека.

Задачи.

  • Образовательная. Расширить знания учащихся об анализаторах, роли массажа в профилактике гриппа, влияния курения и алкоголя, заложить основы знаний о пищевых и дыхательных рефлексах.
  • Развивающая. Развитие логического мышления, интереса к постановке опыта и эксперимента, умений выделять главную мысль, установление логической связи между ранее изученным материалом и домашним заданием, закрепление навыков работы с микроскопом, подготовки микропрепаратов, самостоятельной работы с источником знаний, дополнительной литературы, выполнение практической работы.
  • Воспитательная. Развитие навыков работы в паре, гигиена органов чувств, профилактика гриппа, воспитание здорового образа жизни, экологическое воспитание (загрязнение воздуха школьных помещений табачным дымом и повышенным содержанием углекислого газа, пагубное влияние алкоголя на организм).

Форма решения познавательной задачи. Эвристическая беседа, приёмы возвращения назад, предвосхищение на основе суждений, рефлексия, проблемное изложение, подготовка заданий на использование дополнительной литературы, работа с рисунком, схемой самоанализа, использование личного опыта, наблюдений, решение логической задачи, постановка опыта и эксперимента.

Ведущие понятия: анализаторы обоняния, осязания, внутренняя среда организма, плазма, кровь, тканевая жидкость, лимфа, эритроциты, эксперимент, анкета, массаж.

Личная значимость изучаемого для школьников. Влияние наркотических веществ, неприятие табакокурения, алкоголя.

Планируемый результат. Учащиеся углубляют знания об анализаторах обоняния и вкуса, закрепляют знания о роли центральной нервной системы, формируют отрицательное отношение к употреблению наркотических веществ, токсикантам (бензин, клей, углекислый газ), алкоголю.

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок.

Методы и формы. Частично поисковый, проблемный

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, демонстрация опыта, эксперимента, обсуждение результатов теста на равновесие, инструктаж к выполнению самостоятельной работы, практического задания. Рефлексия, приёмы возвращения назад, что впереди предвосхищение на основе суждений.

Оборудование. Таблица «Вкусовой, обонятельный анализатор», фрукты, пробники, ватные палочки, стаканы, кувшины с чаем, набор лекарственных препаратов (сушённые), салфетки, рисунки, таблица «Использование эфирных масел в ароматерапии», модель головного мозга, две пробирки, сигареты, 20 мл насыщенного раствора NAHCO2 с индикатором, два резиновых баллона, раствор известковой воды, микроскоп, микропрепараты кожицы чешуйки лука, спирт.

План.

  1. Установление логической связи между ранее изученным материалом и домашним заданием
  2. Выполнение практических заданий. Анализатор обоняния и вкуса – взаимодействие двух анализаторов лицевого и носоглоточного нервов
  3. Ароматотерапия
  4. Фитотерапия
  5. Аромотерапия
  6. Доказательства содержания никотина в выкуренной сигарете. Эксперимент
  7. Доказательство высокого содержания углекислого газа в табачном дыме
  8. Влияние алкоголя на организм. Моделирование внутренней среды
  9. Заполнение таблицы, рефлексия
  10. Подведение итога внеклассного мероприятия и выделение главной мысли, выполнение практических заданий

Проблемный вопрос. Какое влияние оказывают ингаляторы на организм человека? Ингаляторы – вещества, входящие в организм человека через дыхательные пути и пищеварительный тракт.

1. Установление логической связи между ранее изученным материалом и домашним заданием.

Вопросы для рассуждения:

А. К какому анализатору относится выражение «Глаз смотрит – мозг видит»
Б. Найдите соотношение между этим выражением и строением и анализатора.

Защита проектов: системы зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой, поверхности тела.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога – размышляйте, и хотя криво – да сами»

Задание – тест на мышечное чувство.

Необходимо встать так, чтобы одна ступня касалась пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни должны быть на одной прямой – одна впереди, другая сзади. Руки складываются замком, локти сближаются.

Вопросы:

А. Какой предполагается получить результат этого теста
Б. Выясните, сколько минут вы будете стоять неподвижно
В. На какой минуте начнётся покачивание
Г. Проанализируйте результат эксперимента, сделайте вывод о значении мышечного чувства

Учитель. Вывод. Рецепторы давления и рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях помогают человеку ориентироваться в пространстве. Центры чувствительных анализаторов располагаются в теменной доли головного мозга: зоне точечных движений, зоне основных движений, зоне осязания.

Демонстрация модели головного мозга. Цель: закрепление умений распознавать на моделях органы, системы органов.

Учитель. Подведение актуализации знаний.

70% информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Но известно, чтобы информация была лучше усвоена, лучше запоминалась. Человек должен получить как можно больше впечатлений от различных органов чувств. Различные виды деятельности помогают друг другу в работе.

2. Выполнение практических заданий.

Учитель. По данным психологов, у человека в памяти остаётся 10% из того, что слышит, 50 % из того, что видит, 90% из того, что он делает (Н.Н. Боголюбов).

Условия выполнения практических заданий: работая паре, группе, коллективно обсуждайте проблему, принимая решения, учитывайте мнения товарища, дополняйте друг друга.

  • Анализаторы обоняния и вкуса
    Задача. Выяснить взаимодействие двух анализаторов, лицевого и носоглоточного нервов. Задание. Изучите набор раздражителей
  • Возьмите в руки картакум. Потрогайте на ощупь, поднесите к носу, понюхайте.
  • Определите по запаху, какие цитрусовые входят в него:
    а. лимон и апельсин
    б. лимон и вишня
    в. лимон и абрикос
    г. лимон и мандарин
  • Сделайте вывод, гибридом каких растений является картакум
  • Попробуйте на язык кусочек неизвестного фрукта
  • Определите вкус
    а. сладкий     
    б. кислый
    в. солёный
    г. горький
  • На странице 89 учебника найдите ответ на вопрос.
    «Какие чувствительные клетки воспринимали вкус, а также расположение вкусовой зоны?»

Учитель. Наиболее тесно связаны между собой вкусовые и обонятельные ощущения. Уменьшить влияние обонятельных ощущений на вкусовые, можно плотно зажав нос. При этом «вкус» многих веществ совершенно меняется, например, лук становится сладким, и по вкусу трудно отличимым от яблока.

3. Выполнение задания «Ароматотерапия»

Сообщение ученика. Душистые вещества – это эфирные масла. Они содержаться в виде маленьких включений в особых клетках цветов, листьев, кожуре плодов, древесине. Их количество от 0,1-до 10% от сухового вещества растения. Особенно их много в апельсине, герани, фиалке. Термин «Ароматотерапия» имеет латинское происхождение; «то» - массаж; «терапия» - лечение различных заболеваний с помощью пахучих веществ. Массаж повышает иммунитет.

Ученик организует класс на проведение лёгкого точечного массажа. Массаж имеет противогриппозное значение.

  • На ощупь определите состояние жидкости.
    а. есть ли жирность
    б. ничего не ощущаете
  • Нанесите с помощью ватной палочки несколько капелек душистого вещества на указательный палец обеих рук.
  • Проведите массаж, который состоит из воздействия семи точек на организм.
    • Точка 1. Бугорок – место на грудине.
    • Точка 2. Область между ключицами.
    • Точка 3. Место сонных артерий.
    • Точка 4. Район мочек ушных раковин.
    • Точка 5. Область между обеих ноздрей.
    • Точка 6. Седьмой позвонок позвоночника.
    • Точка 7. Место между большим и указательными пальцами.

Учитель. Рецепторы кожи стимулируют работу мышц. Нервные импульсы поступают в кору головного мозга и воздействуют на иммунную систему. Повышается невосприимчивость к инфекциям.

4. Выполнение задания «Фитотерапия»

  • Вам предложен стакан чая
  • Определите запах, какого растения вы воспринимаете
  • Убедитесь в выборе растения, попробовав чай на вкус
  • Сделайте вывод о действии эфирных веществ фруктов, на ваш организм
  • Почувствовали ли вы утомление или наоборот ощутили активность?
  • Рассмотрите предложенный вам набор лекарственных растений
  • Найдите растения, которыми лечили вас ваши мамы от зубной боли, при першении в горле, кашле, головной боли

5. Демонстрация ученикам лекарственных растений, имеющих эфирные масла, таблицы «Использование эфирных масел в ароматерапии»

Учитель. В школе есть лекарственные растения, например, герань, очиток, агава, каланхое. Они очищают и ароматизируют воздух, уменьшают количество микробов, действуют успокаивающе на нервную систему, улучшают интерьер школы. К ним необходимо относиться бережно.

Учитель. Использование запахов, природных соединений – это не только медицина, но и парфюмерия. В парфюмерии применяют сложные эфиры, ароматизированные спирты, альдегиды.

Защита рисунков «Состав духов, одеколонов, туалетной воды»

  • Возьмите предложенные вам пробники духов
  • Нанесите на запястье руки несколько капель пробника
  • Определите, какой запах вы воспринимаете:
    а) грейпфрута
    б) лаванды
    в) гвоздики
    г) корицы
    д) жасмина
    е) мёда

Подведение итогов первой части выполнения практических заданий:

а) ваше самочувствие
б) какие факторы воздействовали на организм: положительные или отрицательные

6. Доказательства содержания никотина в выкуренной сигарете.

Учитель. По своему действию на организм человека алкоголь и никотин признаны слабыми наркотическими веществами, вызывающими зависимость и довольно стойкую.

Сообщение ученика. Какой вред приносит курение здоровью человека? Никотин воздействует на железы внутренней секреции, на надпочечники, которые выделяют в кровь гормон – адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание.

Проведение анкеты.

1) Курят ли дома родители

а) да
б) нет

2) Пробовал ли курить сам

а) понравилось
б) не понравилось

3) Как ты думаешь, почему люди начинают курить?

4) Что ты знаешь о вреде курения?

Обработка данных анкеты.

Доказательства содержания никотина в выкуренной сигарете. Приложение №1.

  • Прослушайте постановку опыта учеником-лаборантом
  • Демонстрация результата эксперимента
  • Объясните, почему в первой пробирке красная окраска осталась без изменения, а во второй пробирке с фильтром от выкуренной сигареты красная окраска исчезает, превращаясь в бурую

Учитель. На фильтре выкуренной сигареты остаются смолы и часть никотина, образующиеся при курении. Большая часть этих веществ проходит через фильтр, попадает в лёгкие курильщиков и откладывается в лёгочных пузырьках – альвеолах.

7. Доказательство высокого содержания углекислого газа в табачном дыме. Приложение 2.

Прослушав и посмотрев опыт, сделайте вывод на основании следующих данных:

А. У некурящего человека во вдыхаемом воздухе содержится 0,03% - 0,04 % углекислого газа.
Б. В выдыхаемом воздухе у некурящего углекислого газа становится 4% - 4,5%
В. В табачном дыме курящего содержится 6% - 9% углекислого газа

Решение задачи на качественный анализ содержания CO2

А. – в атмосферном воздухе
Б. – в выдыхаемом воздухе некурящего человека
В. – в выдыхаемом воздухе курящего человека

Учитель. Белый осадок представляет плохо растворимую в воде кальциевую соль углекислоты (CaCO3), которая образуется при реакции Ca (OH)2 c углекислым газом. Табачный дым содержит много углекислого газа, гораздо больше, чем атмосферный воздух. Накопление углекислого газа вредно действует на организм, препятствует снабжению тканей кислородом, снижает обмен веществ, угнетает нервную систему.

8. Влияние алкоголя на организм. Моделирование внутренней среды.

  1. Подготовьте микроскоп к работе
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука
  3. Рассмотрите микропрепарат
  4. Зарисовать схематично увиденное
  5. Нанесите на приготовленный микропрепарат несколько капель спирта, прикройте покровным стеклом
  6. Найдите отличия в состоянии цитоплазмы до воздействия спиртом на клетки чешуйки лука и со спиртом
  7. Сделайте вывод. Влияет ли алкоголь на внутреннюю среду человека, к каким последствиям это приводит.

Учитель. На опыте с кожицей чешуйки лука вы смоделировали внутреннюю среду организма человека. Представьте, что на листе приготовленного микропрепарата могут оказаться клетки крови, клетки любой ткани организма человека, употребляющего алкоголь (пиво, вино, водка, энергетический напиток). На опыте убедились, каким разрушительным действием обладает алкоголь.

Сегодня мы затронули одну из важнейших проблем современности: алкоголь, курение могут разрушить здоровье человека!

9-10. Подведение итогов практического занятия. Рефлексия.

  • Довольны ли вы своей работой
  • Оцените работу своих товарищей
  • Подумайте и оцените своё эмоциональное состояние
  • Заполните таблицу
Знаю Узнал Хочу знать, как быть здоровым
     
  1. Оценивание учителем участие ребят
  2. Благодарность за подготовку рисунков, таблиц, сообщений, защиту проектов, обработку анкеты, проведение массажа, демонстрацию лекарственных растений, организацию фиточая и представление пробников духов, подготовку и проведение эксперимента, опытов
  3. Настрой класса хороший, эмоциональность выступающих, сотрудничество учителя - ученика, ученика – ученика, учителя - класса

Литература.

  1. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хорстелтер, «Мозг, разум и поведение», М.: Мир, 1995 г.
  2. Н.А. Пугал, Р.А. Маш, В.И. Беляев «Практикум по гигиене», М.: Дрофа, 2000 г.
  3. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Учебник «Биология. Человек», М.: Дрофа, 2008 г.
  4. Б.Л. Тихоненко «Трезвые мысли», М.: Советский писатель, 1987 г.

13.06.2010