Современное применение методики организации индивидуально-групповой учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках биологии в рамках темы "Клеточное строение организмов" с использованием электронного приложения к учебнику. 5-й класс
Особенности новых социально-экономических условий в нашей стране, а также новые информационные и коммуникационные технологии, которые используются в нашем обществе во всех областях жизнедеятельности, современный уровень техники выдвигают новые требования к качеству процесса обучения биологии в школах. Не так давно перед российскими школами стояла проблема, связанная с наличием оборудованных компьютерами рабочих мест, в современный период данная проблема постепенно уходит в прошлое, т.к. переоборудуются учебные места, комплектуются всё новые и новые компьютерные классы, в школах появляются проекторы, интерактивные доски, цифровые микроскопы, наконец строится много новых школ, оборудованных по последнему слову техники.
Современные учителя получили возможность применять электронные приложения, электронные образовательные ресурсы, применять презентации и разработанные компьютерные программы в процессе обучения предмету биологии и другим предметам.
Сегодня одной из наиболее актуальных и представляющих большой интерес для преподавания биологии в школе методик, является авторская методика профессора, доктора педагогических наук Владимира Васильевича Пасечника: «Методика организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся».
Опыт моей работы по данной методике составляет три года. Начинать её применение целесообразно с 5 класса, т.е. в самом начале знакомства обучающихся с предметом биологии. Следует отметить, что методика В.В.Пасечника написана в соответствии с новой образовательной парадигмой, по которой образовательный стандарт основного общего образования построен на основе системно-деятельностного подхода [1]. Реализация современного подхода предполагает овладение обучающимися важными познавательными учебными действиями: умение сформулировать проблему и гипотезу, умение ставить цели и задачи, умение строить планы достижения целей и решения поставленных задач, а также проводить эксперименты и по результатам экспериментов делать выводы, представлять их и отстаивать публично свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии в основной школе обучающиеся должны освоить учебные действия, которые позволят им достичь личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Решение этих задач необходимо начинать с первых уроков биологии [2].
Обобщение опыта учителей, анализ многолетней работы и проведенные специальные исследования позволили выявить очень важное звено педагогической системы – коллективную деятельность обучающихся. Социальные исследования показали, что коллективная учебно-познавательная деятельность обучающихся способствует развитию их познавательной активности, развитию умений самостоятельной работы. Существенно меняется и характер деятельности учителя. Учитель выступает как организатор и руководитель учебно-познавательной деятельности учеников. Хочется обратить внимание на то, что коллективная познавательная деятельность обучающихся становится более эффективной, если ее проводить не эпизодически, а систематически.
Педагогам-предметникам известно, что индивидуально-групповая методики имеет свои особенности. Единицей учебного процесса в индивидуально-групповой методике является не урок, а целая учебная тема, рассчитанная на 4-6 уроков. Если тема большая, то ее необходимо разбить на подтемы. Методика состоит из нескольких этапов [2].
Первый этап - организационный, введение в тему. Проводится инструктаж, направленный на мотивацию обучающихся. Учитель раскрывает наиболее важные понятия темы. Целесообразно на этом этапе использовать электронное приложение к учебнику www. drofa.ru. Также на этом этапе формулируются проблемные и познавательные задачи, которые ученики решают в процессе изучения материала [3].
Второй этап – самостоятельная работа школьников с обсуждением ее результатов внутри групп. Работа организуется в группах гетеро- или гомогенного состава по инструктивным карточкам из учебника, рабочей тетради на печатной основе и электронного приложения. Так выполняются задания, лабораторные и практические работы. У учеников формируются познавательные УУД, развиваются умения решать творческие задачи, умения структурировать полученные знания в устной и письменной формах [3].
Третий этап - систематизация и коррекция знаний. Учитель должен проверить как школьники усвоили материал, который изучили самостоятельно. Рекомендуется использовать для этого этапа из электронного приложения тесты с множественным и одинарным выбором ответов, интерактивные задания. При необходимости учитель поправляет обучающихся, уточняет, дополняет их ответы [3].
Четвертый этап – обобщение и оценка знаний. Можно проводить в виде фронтального опроса по заранее подготовленным вопросам, которые являются наиболее сложными и весомыми в изученной теме. Заданный учителем вопрос обязательно обсуждается учениками в группе. Для ответа вызывается любой ученик из группы. Если ответ неполный его дополняют другие члены группы. На этом этапе целесообразно использовать не только вопросы, но и тесты, а также фото и видеоматериалы для демонстрации различных заданий из электронного приложения. Учитель оценивает работу как каждой группы в целом, так и обучающихся. В итоге каждый ученик получает по две отметки [3].
Важно отметить, что электронное приложение значительно обогащает уроки по индивидуально-групповой методике: позволяет расширить биологические знания, понять практическое применение биологических знаний, проиллюстрировать недоступные в определенный период времени биологические объекты.
Технологическая карта урока в рамках темы «Клеточное строение организмов»
Тема урока: Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Тип урока: урок общеметодологической направленности – изучение нового материала, закрепление полученных знаний и умений.
Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии, индивидуально-групповой деятельности, интерактивные.
Цели урока:
- Обучающая: изучить строение растительной клетки.
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося.
- Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и с инструктивной карточкой, вырабатывать умение слушать учителя и одноклассников, доброжелательно и корректно делать замечания в случае ошибок, продолжить формирование умений работать в группах (парах).
Задачи урока:
- показать, что живые организмы состоят из клеток;
- сформировать понятия об основных частях клетки: оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;
- продолжить формирование умения работать с микроскопом;
- научить обучающихся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- У обучающихся формируется начальное представление о строении клетки, они учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.
Метапредметные:
- регулятивные: самостоятельно определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы; искать пути решения проблемных вопросов; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое мнение;
- коммуникативные: работать в группах (парах); строить эффективное взаимодействие со сверстниками: слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи;
- познавательные: учатся давать определения понятий, сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения; учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.
Личностные:
- У обучающихся формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для них объектов.
Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, целлюлоза, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, вакуоли, клеточный сок, пигменты.
Оборудование: световые микроскопы – по одному на каждого ученика в группе, набор оборудования для приготовления микропрепаратов – по одному на парту, луковицы репчатого лука, инструктивные карточки на каждого учащегося, рабочие тетради на печатной основе, рисунок «Многоэтажный кирпичный дом», компьютер, проектор, электронное приложение (www.drofa.ru
1. Организационный момент, мотивация
2. Актуализация знаний
Теперь вы сможете ответить на вопрос: из чего состоят все живые организмы? Из клеток. Правильно!
Так какова же тема сегодняшнего урока? Звучат версии ответов из разных групп детей.
Учитель записывает тему на доске «Строение клетки», а дети пишут её в инструктивных карточках.
3. Целеполагание и планирование
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких частей; изучить понятия: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль; отрабатывать умение пользоваться микроскопом; научиться делать микропрепараты на примере кожицы чешуи лука;4. Проверка знаний
- Что представляют собой ручная и штативная лупы, и какие увеличения они дают?
- Каковы правила работы с ручной лупой?
- Как можно узнать, во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
- Каковы правила работы с микроскопом?
5. Изучение нового материала
Физкультминутка с использованием массажного шарика су-джок.
Подготовка к лабораторной работе.
На экране из электронного приложения открывается инструкция по выполнению лабораторной работы.
1). Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2). Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
4). Накройте кожицу покровным стеклом.
7). Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
8). Сравните с рисунком 19 «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
10). После работы запишите вывод.
6. Коррекция знаний
Проверка правильности выполнения лабораторной работы и ее оформления в рабочей тетради.
7. Закрепление знаний о строении клетки и приготовлении микропрепарата
Отметьте в инструктивных карточках верные утверждения.
1. Основная единица строения всех живых организмов – это клетка.
2. Главные части клеток растений – это оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
3. Пластиды есть только в растительных клетках.
4. Лупа – увеличивает предметы в 150 раз.
5. По форме и размерам все клетки одинаковы.
6. Организмы растений, животных, человека состоят из клеток.
- Осуществите самопроверку! (Учитель отмечает тех, у кого работа без ошибок)
8. Рефлексия
В инструктивных карточках обучающиеся отмечают:
На уроке я запомнил(а)…На уроке мне не понятно…На уроке мне понравилось…