Биология – наука о живой природе

Цель: формирование представления о биологии как науке о живой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «биология».
  • Дать представление о биологических дисциплинах.
  • Сформировать знания о многообразии организмов и царствах живой природы.
  • Сформировать знания о биосфере.
  • Объяснить значение биологии в жизни человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование научного мировоззрения.
  • Формировать познавательный интерес к предмету.
  • Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, культуре общения.
  • Способствовать формированию экологического мышления.
  • Развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе.
  • Содействовать эстетическому воспитанию школьников.
  • Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактике их утомляемости на уроках.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков работы с источниками информации (поисково-информационные умения).
  • Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).
  • Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
  • Развивать у школьников умение выделять главное и существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать умение систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.
  • Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности.
  • Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т.п.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Тип урока (вид урока): урок ОНЗ (лекция, беседа).

Элементы содержания/Основные понятия:

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование: таблицы.

План урока. 40 минут.

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Проверка домашнего задания – отсутствует
  3. Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса – 1 мин
  4. Изучение нового материала – 28 мин
  5. Физкультурная минутка – 1 мин
  6. Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия) – 5 мин
  7. Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Организация класса. Приветствие учащихся.

2. Проверка домашнего задания – отсутствует

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса. (1 мин)

- Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились, как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными науками о природе.

4. Цели и задачи урока (на доске)

Найти ответы на проблемные вопросы:

  1. Что такое биология?
  2. Каково ее значение в жизни человека?

5. Изучение нового материала. (28 мин)

- Возьмите в руки свой учебник. Как назвал его автор В.В.Пасечник? («Биология. Бактерии, грибы, растения»)

- Откройте оглавление учебника. Как называются большие группы организмов, объединяющие бактерии, грибы, растения?

- Представители какого царства «не попали» в данный учебник?

- Животных мы будем изучать в 7 классе. Постарайтесь запомнить эти четыре царства живой природы.

Предмет и задачи биологии. Признаки живого

- Любой человек, выглянув в окно, сразу увидит множество самых разных живых организмов: деревья, растущие возле дома, птицу, парящую в небе, бабочку, перелетающую с цветка на цветок. Даже эти обычные обитатели нашей планеты способны вызвать у любознательного человека немало вопросов. Отчего листья зеленые? Как летает бабочка? Почему пахнут цветы?

- А теперь попробуйте представить более экзотические живые существа. В вашем воображении возникнут удивительные образы обитателей холодной тундры и жаркой пустыни, высоких гор и таинственных морских глубин: медведей, обезьян и осьминогов, мухоморов, орхидей и кактусов... Как много загадок хранит их жизнь! Что и говорить, мир живой природы загадочен и удивителен!

- Что же такое биология?

Биоло?гия (греч. ???????? – ????, биос, «жизнь»; др.-греч. ????? – слово) – наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

- Кто ввел термин биология?

- Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж.Б.Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р.Тревиранусом.

- Сколько живых организмов проживает на Земле? (более 3,5 млн.)

- Где обитают живые организмы? (вода, воздух, суша и т.д.)

- Как называется оболочка, в которой живут организмы? (биосфера)

Биологические дисциплины

- Рост и углубление человеческих знаний привело к делению древнейших биологических наук на новые самостоятельные науки. С древних времен люди, собирая растения, охотясь на зверей и птиц, накапливали о них знания, которые передавались из поколения в поколение. Со временем они легли в основу древнейших биологических наук – ботаники и зоологии.

 - Когда людям потребовались знания о лекарственных растениях, чтобы лечиться от ран и болезней, появились зачатки еще одной древней биологической науки – медицины.

- Возделывая землю, приручая и одомашнивая зверей, человек получил знания, из которых сложились основы сельскохозяйственных наук.

- Биология – совокупность наук о живой природе. Все эти науки можно схематически изобразить в виде древа:

id19550

  • его корни составляют науки о строении тел живых организмов, их размножении и развитии;
  • крону - науки о разнообразии живых организмов;
  • ствол - науки о связи организмов друг с другом и с неживой природой, о влиянии людей на природу, о способах ее охраны.

- Никому из ученых не под силу изучить все разнообразие живых организмов, поэтому биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук. Всего их более 300. Назовем основные из них:

  • Ботаника (от греческого слова «ботанэ» - трава, зелень) занимается изучением растений.
  • Зоология (от греческого слова «зоон» - животное) изучает животных.
  • Микология (от греческого «микес» - гриб) исследует грибы.
  • Микробиология (от греческого слова «микрос» - малый) изучает различные микроскопически малые организмы: бактерии, вирусы и другие.

- Мы перечислили биологические науки, изучающие отдельные группы организмов. Но есть и такие разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.

  • Экология (от греческого слова «ойкос» - дом, жилище) исследует связи организмов между собой и с окружающей их средой.
  • Анатомия (от греческого слова «анатоме» - рассечение) изучает строение организмов.
  • Физиология (от греческого «физис» - природа) занимается познанием жизненных процессов протекающих в организмах, (например дыхание, пищеварение и другие).
  • Цитология (от греческого – «цитос» - клетка) изучает строение клеток, из которых построены живые организмы, а также процессы, происходящие в них.
  • Молекулярная биология исследует строение и функции молекул, из которых построены живые организмы.

Многообразие организмов. Царства живой природы

- Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Все их делят на 4 группы или царства.

  • Бактерии одни из древнейших организмов на нашей планете, появившиеся около 3,5 млрд. лет назад. Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах.
  • Растения появились на Земле примерно 3 млрд. лет назад. Характерная черта растений состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы.
  • Грибы тоже очень древняя группа организмов. Все грибы объединяет то, что они, в отличие от растений, не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет и минеральные соли. Это сближает их с большинством бактерий и животных.
  • Животные одно из самых крупных царств живой природы. Они появились на Земле после бактерий, растений и грибов. Практически все животные питаются готовыми органическими веществами, что отличает их от растений и сближает с грибами.

Биосфера

- Что такое биосфера?

Биосфера – оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь.

id19550

Биосфера включает:

  • нижнюю часть атмосферы (15–20 км)
  • верхнюю часть литосферы
  • почву
  • и всю гидросферу

- Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.

- Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В.И.Вернадским.

Значение биологии

  • охрана окружающей среды
  • разработка новых средств и методов лечения болезней
  • производство биологических средств защиты растений от вредителей и болезней
  • производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток
  • производство продуктов питания
  • производство кормовых добавок для животных
  • создание новых сортов культурных растений
  • выведение новых пород домашних животных

6. Физкультурная минутка. (1 мин) Показ упражнений.

Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающихся.

  • Повторение и закрепление изученного материала (рефлексия). (5 мин)
  • Что такое биология?
  • Что такое биосфера?
  • Каково значение биологии в жизни человека?

7. Подведение итогов урока и домашнее задание. (4 минуты)

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Что было новым для вас на уроке?
  • Что вам было интересно?
  • Какие у вас остались или возникли вопросы?
  • Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

- Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке.

- Запишите домашнее задание:

  • Всем прочитать материал учебника на страницах 6-10 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.
  • Подготовить пересказ изученного материала.
  • Устно ответить на вопросы в конце параграфа.

2.10.2019