Биосинтез белка. 10-й класс

Пояснительная записка.

Организм (тело) – это объект живой природы, существующий на основе метаболизма. 

Изучая объекты природы, происходящие в них, мы формируем  мировоззренческие представления о телах живой природы как части всей природы, подчиняющихся единым законам строения и функционирования. [приложение 1], соответственно реализуем требования ГОС и ФГОС.

В чем проблематичность изучения темы «Биосинтез белка» в 10 классе? Изучены основы наук, имеется некий набор знаний, вроде бы должна сложится картина мира, должно быть понимание процессов, происходящих на различных уровнях организации живой природы, умение их объяснять не только теоретическую значимость, но и практическую, оценить те или иные научные достижения. Этого нет. Причин этого явления множества. По мнению автора работы, имеющего большой опыт в преподавании биологии, одной из причин этого является следующая логика изучения темы в 9 классе:

  • Сначала изучаем органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты
  • Затем органоиды клетки
  • И как завершение - процессы, происходящие в клетке

И такой подход дидактически и методически обоснован. Но! Пока изучаем одно, забыли другое. Затем, сложно представить то, что ты никогда не видел.Это особенность человеческой психики.

Не будем забывать и особенности современного молодого поколения: им сложно представить то, что не существует в виде материального процесса; избыток различного наглядного материала, как говорится в «пальцевой доступности» Интернета, не способствует интеллектуальному и творческому развитию.

Нельзя снимать и долю вины с педагогов – использование технологий на основе деятельностного подхода процесс время-, трудо-, ресурснозатратный, особенно на стадии разработки урока. Для реализации целей биологического образования [приложение 1] нужны другие педагогические технологии. Современный мир с его компьютерными технологиями предоставляет множество возможностей для того чтобы сделать процесс обучения, во первых дидактически грамотным, современным, интересным, деятельностным, когда учитель выступает в роли организатора, консультанта, куратора.

Сейчас много идет много споров о использовании в образовательном процессе гаджетов. Автор работы не видит тех проблем, которые нам навязывают извне. Дидактически обоснованное применение гаджетов в целях реализации образовательных программ при грамотной организации урока не оставить обучающемуся возможности использовать их во вред своей психики и здоровью.

Мы разработали  цикл уроков по биологии, химии, когда использование гаджетов является необходимым условием усвоения определенной дидактической единицы. Так в химии 8 класса а теме «Строение атома», «Кристаллическая решетка», «Растворение», в биологии – темы «Строение плода», «Митоз – основа бесполого размножения», «Мейотический клеточный цикл» и т.д. Практика доказала, что изучение учебного материала в виде мастерских по моделированию объекта или процесса приводит реализации образовательного стандарта и высокому уровню подготовки выпускников по этим темам. В образовательном учреждении организована опорная площадка «Реализация концепции естественно научного образования через технологию моделирования и проектирования».

Используя гаджеты на уроках, мы переносим акцент на то, что они могут и должны служить образовательным целям, а не только средством развлечения и престижа. Дозированное использование гаджетов никак не наносит ущерб здоровью обучающихся.

Место урока в системе уроков

Урок 1. Углеводы
Урок 2. Липиды
Урок 3. Белки-биополимеры. Строение  и свойства,  функции. Домашняя лабораторная работа «Свойства белков»
Урок 4.  Каталитическая функция белков. Лабораторная работа «Изучение действия фермента каталазы»
Урок 5. Нуклеиновые кислоты
Урок 6. Генетическое кодирование информации. Решение задач не кодирование и раскодирование генетической информации
Урок 7. Биосинтез белка – реализация наследственной информации
Урок 8. Регуляция процессов транскрипции и трансляции  у прокариот и эукариот.

Какова идея урока? Процесс ассимиляции белка поэтапен и алгоритмичен.  Необходимо смоделировать этот процесс, каждый этап фотографировать, а затем преобразовать в видеоролик.

Предпосылки:

Обучающиеся знают из программы 9 класса:

  • о белке как полимере и его мономере аминокислоте
  • реакции полимеризации не только из биологии, но и химии
  • о функциях белка, в том числе, и каталитической структурах белка
  • нуклеиновых кислотах, как молекул, кодирующих информации о первичной структуре белка
  • гене, как единице ДНК
  • генетическом коде и его свойствах
  • структуры клеток
  • имеют первичное представление о метаболизме и пластическом обмене, а также закончили курс «Информатика и ИКТ».

В 10 классе были углублены знания о этом учебном материале, а также изучены свойства белка, но особое место в программе старшей школы занимает изучение процессов происходящих в организмах, клетках и их значение. Проблемы, возникающие при изучении этой темы, были приведены выше.

Автор работы  предлагает изучить эту тему в виде урока-мастерской.

Продолжительность: рациональнее всего попросить поставить два урока подряд, в этом случае обучающимся останется дома закончить монтаж фильма. Если это не возможно, то на уроке начинаем, делаем основную часть работы, техническая часть – дома.

Тип урока – вариант пролонгированного комбинированного урока.

Форма урока - творческая  мастерская в виде групповой парной работы.

Урок построен на основе модульной педагогической технологии: то есть представляет собой совокупность алгоритмичных операций, направленных на реализацию учебных целей в процессе решения  учебных задач через формирование и применение универсальных учебных умений и навыков при работе с фундаментальными образовательными объектами.

Цели урока

Предметные:

Биологические -

  • Закончить формирование понятия о «биосинтезе белка»как процессе ассимиляции;
  • Закончить формирование знаний о связи строения и функций органоидов клетки (ядра, рибосом)
  • Выяснить закономерности реализации наследственной информации

Математическиезакрепление понятия «алгоритм».

Коммуникационные – гаджет, программное обеспечение.

Метапредметные: формируем представление «фундаментальный образовательный объект», «…процесс» – общем для обучающихся объектах и  процессах познания, являющимися объектами природы, свойствами этих объект, виртуальным их отображении в знаках,  символах и т.д. Применительно к уроку – это тело (белок клетки, рибосома, ядро ит.д.),  алгоритм (последовательность событий в транскрипции и трансляции), свойство тела (способность клетки синтезировать белок).

 Методологические (оргдеятельностные) – формируем

  • умения осознавать цель учебной деятельности и умение их пояснить;
  • умения соотносить учебную цель с учебными задачами
  • Формируем навыки постановки проблемы, возникающей в ходе работы;
  • Выбор способов решения этой проблемы
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  • осуществлять рефлексивное мышление,
  • навыки самоанализа и самооценки
  • Работы с бланком заданий в ходе постановки цели, ее реализации, обобщении  знаний
  • применения полученных знаний
  • навыки работы с алгоритмом действий
  • навыки анализировать полученные в ходе моделирования материалы, умения обобщения и формулирования вывода

Мировоззренческие (воспитательные): формируя понятие, мы через биологическое мировоззрение формируем представление о клетке как теле живой природы, не только хранящей наследственную информацию, но и ее реализующей, определяющей свойство целого организма.

Способности, подлежащие задействованию или развитию.

  • Общеучебные: навыки изучения предмета «объекта»,умение работать с информацией, работать с ИКТ.
  • когнитивные качества – умение видеть объект в  окружающем мире, задавать вопросы и находить ответы на них, отыскивать причины явлений;
  • креативные качества – умение  применять вдохновлённость, фантазию, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;
  • оргдеятельностные - качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;
  • коммуникативные качества -  умение работать в парах,  педагогом, стать полноценным участником системы «учитель -  объект-  ученик» в различных сочетаниях и направлениях;  умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии;
  • мировоззренческие качества – уметь видеть объект как часть природы в системе «материя – закон – информация».

Методы и методические приемы обучения

По источникам знаний: словесные, практические (моделирование);

По степени взаимодействия учителя и обучающегося: беседа, инструктаж, закрепление материала, самостоятельная работа;

По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский( при работе с ПО);

По принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, аналитический, синтетический;

По характеру движения мысли от незнания к знанию: дедуктивный, индуктивный, традуктивный.

Средства обучения

Методическое обеспечение обучающихся:

Расходные материалы: клей или скотч, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, квадраты из изолона или другого материала.

Техническое обеспечение:

  • 1 стационарный компьютер в кабинет,
  • 4 стационарных компьютера в библиотеке,
  •  16 – в 2- х кабинетах информатики,
  •  ноутбук (4 шт), проектор,
  •  цифровой фотоаппарат кабинета биологии (2 шт),
  • Планшет DNS AirTabна основеоперационной системы Android.
  • Личные гаджеты обучающихся: смартфоны, планшеты, цифровые фотоаппараты (в 10 классе у всех обучающихся имеются гаджеты, при отсутствии личного гаджета, возможно работа в парах).

Программное обеспечение:

  • операционная система Android (тип операционной системы особого значения не имеет) (На смартфонах, планшете DNSAirTab), на стационарных  компьютерах – Windows 7
  • СПО - Movie Maker, SONY Vegas Pro 11,12,13, Movavi Video Suite.
  • Встроенное приложение для планшета DNSAirTab - «Киностудия».

Технологическая карта урока

Список литературы

  1. А.А. Каменский. Биология. Общая биология.10-11 классы: учеб для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
  2. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов? под. редакцией  Г.С. Калиновой. - М.: Издательство  «Национальное образование», 2016

2.02.2018