Биосфера – глобальная экологическая система, ее границы

Задачи:

  1. Конкретизировать знания о биосфере, ее границах, биомассе поверхности суши.
  2. Продолжить развивать умения самостоятельной работы, анализировать, обобщать и систематизировать.
  3. Продолжить воспитывать собранность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.

Оборудование: таблица “Биосфера и ее границы”, оборудование для показа презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Биологический диктант:

  • последовательная смена одних сообществ другими на определенной территории (экологическая сукцессия)
  • сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания (экосистема)
  • перечислить жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы)
  • составные части пищевой цепи (продуценты, консументы, редуценты)
  • составить простую пищевую цепь из 3 компонентов

Самопроверка (слайд №1).

Оцени свою работу (слайд №2).

III. Изучение нового материала.

Слайд №3. Ответить на вопрос, правильный ответ – тема нашего урока.

Записать число и тему урока (слайд №4).

Рассказ учителя – слайд №5, №6, №7.

1. Термин “биосфера” впервые ввел австрийский эколог и геолог Э.Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере было создано русским ученым В. И. Вернадским в 20 – 30-х годах XX века. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

2. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Слайд №8.

3.Структура биосферы. Слайд №9.

Биосфера – многокомпонентная система, состоящая из отдельных структур. Система считается открытой, так как получает энергию Солнца извне.

Биосфера подразделяется на четыре крупные градации:

  • моря;
  • лиманы – залив, образованный морем в низовьях реки, а также соленое озеро вблизи моря;
  • пресные водоемы;
  • суша.

4. Самостоятельная работа. Границы биосферы. Заполнить схему. Слайд №10.

Учебник: В.И.Сивоглазов. Общая биология. 10-11 класс, стр.337.

Взаимопроверка слайд №11.

Просмотр слайдов №12 – 14.

5. Живое вещество биосферы. Рассказ учителя. Слайд №15, 16, 17.

IV. Закрепление знаний.

Ответить на вопрос – “Функция биосферы. Ответ – слайд №18. Составить синквейн на тему – “Биосфера” образец – слайд №19.

V. Домашнее задание:

Стр.336 – 339. Приготовить презентацию  “Круговорот веществ в природе”.

2.03.2011