Биосфера. 11-й класс
Цели урока:
- выяснить значение биосферы;
- формировать понятие “биосфера”;
- раскрыть роль живых организмов в биосфере;
- выявить взаимосвязи веществ в круговороте;
- показать необходимость охраны биосферы.
Оборудование: ПК, тетради, ручки, подготовленные презентации по изучаемым вопросам.
Задачи:
- раскрыть значение составляющих частей биосферы;
- раскрыть значение растительности, животного мира, круговорота воды.
- доказать, что биосфера – уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
- доказать, что человек – часть биосферы.
Работа учащихся с компьютером в сети Интернет: поиск необходимой информации по изучаемому вопросу, составление презентации и выступления к ней. Презентация
Ход урока
1. Оргмомент.
Тема сегодняшнего урока биологии: “Биосфера”. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного академика В.И.Вернадского “На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”
- Что вы думаете по поводу этого высказывания?
Наверное, правильнее считать биосферу оболочкой Земли, которая не только населена, но и преобразуется живыми организмами.
- А кто же такой В.И.Вернадский?
Это ученый, который разработал учение о биосфере.
Что же такое биосфера, каковы её проблемы? Мы попытались разобраться в этих вопросах.
Изучением строения атмосферы и её проблемами занимался Кислицин Д.
Изучением строения гидросферы и её проблемами занимался Лукащук И. (Презентация “Гидросфера”)
Проблемы круговорота воды изучали Шишкина О. и Рыбалкина А., (Презентация “Круговорот воды”)
Изучением строения литосферы и её проблемами занимался Воскобойник А. (Презентация “Литосфера”)
Влияние живых организмов на биосферу изучал Воскобойник А. (Презентация “Живые организмы”)
(Идет просмотр и обсуждение презентаций)
Итог урока:
Вернемся к нашему эпиграфу:
“На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом”
Доказали ли ваши работы правильность данного высказывания?
Действительно, биосфера включает живое вещество, биогенное, косное и биокосное вещество.
Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов.
Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве, в приповерхностном слое океана.
Ежегодно благодаря жизнедеятельности растений и животных воспроизводится около 10% биомассы.
Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.
А какую же роль во всем этом играет человек?
В чем заключается влияние человеческой деятельности на глобальные процессы, происходящие в биосфере?
Домашнее задание: написать мини сочинение на тему “Биосфера будущего”.
Спасибо за работу.
19.05.2011