В помощь учителю биологии в условиях временного коллектива
В данной брошюре (Приложении) собран поурочный материал по биологии, помогающий детям, приезжающим в условия временного коллектива, не отстать от программы. Данные разработки предполагают индивидуальное изучение материала учеником, а учитель в данном случае выступает в роли наставника и консультанта.
Необходимость создания данного пособия возникла в силу нескольких причин:
- несовместимость уровня прохождения учебного материала по биологии, а так же широкий диапазон программ, с которыми дети приезжают в школу Всероссийского Детского Центра “Орлёнок” и другие аналогичные детские учреждения;
- необходимость и желание детей, приезжающих на срок от 21-30 дней в оздоровительный лагерь, заниматься по своей программе;
- возможность самостоятельного регулирования темпа прохождения учебного материала учеником;
- необходимость и желание учителей обеспечить непрерывность обучения учащихся, приезжающих в ВДЦ “Орлёнок” (и другие аналогичные детские учреждения, осуществляющие пребывание детей на короткий срок).
Рекомендации по работе:
1) Рекомендуется выполнять одну работу в течение одного урока (40 мин.). Учитывая отсутствие домашних заданий, или в случае низкого темпа работы ученика, можно перенести часть работы на следующий урок.
2) Все необходимые пособия для работы выдаёт учитель.
3) Ученик в любой момент может попросить помощи в пояснении задания.
4) По выполнении работы ученик выставляет себе оценку.
5) Свою готовность ученик проявляет поднятием руки. Если учитель в данный момент работает с другим учеником, то ученик может приступить к изучению следующей темы по программе.
Критерии оценивания: В каждом задании есть балловая шкала, по которой ученик самостоятельно может оценить свою работу. Но окончательную оценку даёт учитель или назначенный учителем консультант.
Оценка “5” ставится:
- ответ правильный, полный, самостоятельный;
- раскрыто содержание понятий;
- показано умение сравнивать, сопоставлять новый и изученный ранее материал;
- показано умение выделять главную мысль в тексте при ответе на вопрос;
- показано умение делать вывод или обобщение.
Оценка “4” ставится:
- ответ соответствует вышеназванным требованиям, но есть в выполнении заданий;
- большее количество заданий выполнено верно, но задания выполнены не все;
Оценка “3” ставится:
- ученик с ошибками определяет понятия, неточно выделяет главные мысли, не делает полный и содержательный вывод не показывает умения сравнивать;
- выполнено меньшее количество заданий.
Оценка “2” ставится:
- ответ неправильный, не даются ответы на вопросы, грубые ошибки при выполнении заданий;
- не показано владение ни одним из общеучебных навыков;
- ученик не выполнил верно ни одно из заданий.
Содержание заданий. Название темы каждого урока соответствуют названию параграфа по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Поскольку большинство учебников и программ по биологии 7 класса рассчитаны на изучение раздела “животные”, возможно индивидуальное обучение по данному пособию и детей, занимающихся по другим учебникам. Например, по учебнику автора Никишов.
В случае затруднения поиска темы, найти необходимый для изучения материал можно по содержанию.
Требования к знаниям и умениям представлены в виде заданий разного типа.
Задания выполняются в тетрадях по биологии.
Учебный план (68ч., 2 часа в неделю)
1. Общие сведения о многообразии животных, их жизни, науки о них (7 час.)
2. Строение тела животных (4 ч.)
3. Простейшие, или одноклеточные (4 ч.)
4. Тип кишечнополостные (3 ч.)
5. Типы плоские, круглые и кольчатые черви (6 ч.)
6. Тип моллюски (4 ч.)
7. Тип членистоногие (8 ч.)
8. Тип хордовые (29 ч.):
Ланцетники (1 ч.)
Рыбы (5 ч.)
Земноводные (3 ч.)
Пресмыкающиеся (4 ч.)
Птицы (7 ч.)
Млекопитающие, или Звери (9 ч.)
9. Развитие животного мира на Земле (2 ч.)
10. Заключение (1 ч.)
15.11.2010