Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Грибы в биосфере и жизни человека

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”;

  2. показать роль грибов в системе живых организмов;

  3. раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;

  4. воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

муляжи грибов, таблицы “Грибы-паразиты”, “Плесневые

грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд,

компьютер, карточки с заданиями.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный,

игровой.

ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Программированный опрос.

  1. Микология – наука о грибах.

    а) да б) нет
  2. Клетка гриба имеет ядро.

    а) да б) нет
  3. Основа гриба – мицелий.

    а) да б) нет
  4. Все грибы имеют пенек и шляпку.

    а) да б) нет
  5. Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.

    а) да б) нет

Вопросы-ответы.

  1. Какое строение имеют грибы?
    (Состоят из грибницы.)

  2. Какие виды грибницы вам известны?
    (Воздушная и почвенная.)

  3. Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
    (Шляпка и пенек.)

  4. Что они образуют?
    ( Плодовое тело.)

  5. Какую роль играют разрушители в экосистеме?
    (Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.)

Загадки-стихотворения.

    1. Растут на опушке


      Рыжие подружки,


      А зовут их (волнушки).

    2. Из-под травки прошлогодней


      Вылезают на свободу


      Неразлучные сестрички –

      Рыжеватые (лисички).



    3. Царь грибов на толстой ножке –

      Самый лучший для лукошка.


      Он головку держит смело,


      Потому что гриб он (белый).

    4. Я в красной шапочке расту


      Под стройною осиною,


      Меня узнаешь за версту,


      Зовусь я (подосиновик).



    5. Вдоль лесных дорожек


      Много белых ножек


      В шляпках разноцветных,


      Издали заметных,


      Собирай, не мешкай,

      Это – (сыроежки).

Проблема:

В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?

2. Совместное открытие знаний

Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы?

(к гетеротрофам).

Что это за организмы? (Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами).

id19933

Грибы – паразиты

Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы-трутовики.

Грибы – симбионты

Учитель. Где чаще всего растут грибы?

(Около деревьев и в трав).

Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.

Как называется данное сотрудничество?

(Симбиоз).

Подумайте, что дают грибам растения?

(Органические вещества).

А что могут дать растениям грибы?

(Воду и минеральные вещества ).

Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба.

(записывают в тетрадь).

Грибы – сапротрофы.

id19933

Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим относятся грибы рода мукор. (Cообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора. Приложение 1.)

Грибы в жизни человека.

Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.(Cхема. Приложение 2).

Сообщения учащихся.

Ученик 1:

Загадка:

Он на толстой ножке белой.


В яркой шляпке загорелой,


Кто его в лесу найдет,


Тот от радости поет. (Белый гриб).

Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки.

Ученик 2:

Загадка:

Красная шапочка


С белым горошком,


В фартучке белом,


Высокая ножка,


Внешне весьма


Привлекательный вид,


Помните все:


Этот гриб ядовит. (Мухомор.)

Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением.

Ученик 3:

Загадка.

Под сосною у дорожки


Кто стоит среди травы?


Ножка есть, но нет сапожек,


Шляпка есть –

Нет головы. (Гриб).

Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.

3. Закрепление

  1. Изобразите пантомимой:

    а) почкование дрожжей;


    б) микоризу гриба с деревом.

  2. Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3).

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А.

    О тех, кто растет, но не бегает

    Баласс, 2002.

  2. Рохлов Р., Теремов А.,

    Занимательная ботаника

    М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.

  3. Трайтак Д.Н.

    Книга для чтения по ботанике

    М. “Просвещение”, 1978.