Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

Урок предназначен для обучающихся 5 класса, которые работают по федеральным государственным общеобразовательным стандартам ООО, по учебнику Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. «О тех, кто растёт, но не бегает».

Урок реализуется согласно этапам: 1 этап – проблемная ситуация и актуализация знаний (на котором определяется совместно ув учениками проблема урока и кратко формулируются версии школьников для решения проблемы (мозговой штурм) , 2 этап – совместное открытие знаний (что мы уже знаем по этой проблеме? а) диалог – кто что помнит? (мозговой штурм), б) чтобы вспомнить, выполняются задания по изученному материалу. Планирование и поиск решений проблемы.

3 этап – самостоятельное применение знаний (проверка и самооценка 1–2 учеников по технологии оценивания учебных успехов: 1. Каким было задание? 2. Получил ли результат? 3. Сам или с помощью? 4. Правильно или с ошибкой? 5. Какую ставишь себе отметку?) , 4 этап – подведение итогов урока. Предварительно ученикам предлагалось дома подготовить проекты: «Грибы нашей местности» (проектная работа), составить «Интервью грибника».На уроке организована работа в группах.

Урок сопровождается слайд презентацией, в приложении к уроку имеются алгоритмы: «Порядок выполнения продуктивного задания» (для организации работы в группах), «Алгоритм самооценки», а так же материал для самостоятельного применения знаний. Для эффективной реализации урока используется оборудование, эксперимент.

Цели: 

Предметные результаты:

  • формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
  • формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
  • формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Ход урока

Содержание Оборудование, время, слайды Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Начало загадки о грибах, добавь слово (начало урока)
1.Только вышел из пеленок,
А плясать уже горазд.
Это луговой……. (опенок)
Водит хоровод для нас
2. Кто там, в солнечном наряде
Шествует, как на параде?
Это ростом невелички
Золотистые…..( лисички) .
3. В быстром вальсе на опушке
Кружатся, смеясь, ….. (волнушки).
Все явились на смотрины – 
Прямо прима-балерины
4. Вся березовая Русь
В радостном волненье:
Появился…….( белый груздь) – 
Царский гриб в соленье
Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.












Регулятивные УУД
1.
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
1. Диалог Антошки и биолога на с. 96.
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Какова роль грибов на нашей планете?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?
Версии школьников.
2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».
Слайд 2

5 мин.
Слайд 3
 
– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)
– Что такое симбиоз? (§ 13)– Какое строение имеют грибы? (§ 15)
– Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)
Какова тема сегодняшнего урока?
Какие умения нам необходимы?
(на доске)
В тетради число, тему урока.
Слайд 4  
II. Совместное открытие знаний.
1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.
– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?
– Какова же роль грибов в этих примерах?
2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?
3. Работа в группах (приложение 1) с текстом § 17. 1. (Приложение 2(алгоритм: порядок выполнения продуктивного задания).Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы»(приложение 3).

1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97.
2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.
3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.
4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.
5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (2)
6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов (приложение 4).
(выступление представителей групп)

На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».
Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».
Слайды 5,6,7,8


Слайды 9, 10
7 мин.


Обсуждение
По 3 мин-18 мин.
Самоанализ
Выводы.

Слайды 11,12

Слайды 13-16

Личностные УУД
1.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
1.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД
1.
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2.
Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).
– Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)
Физминутка.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
3. Презентация проектных работ: «Грибы нашей местности
« Интервью грибника».
Проверка схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы.


Слайд 17-19




1-2 мин.


Слайд 20

3 мин.

Слайды-21-22

Слайды 23-25
Самооценка
Слайд 26
 
III. Самостоятельное применение знаний.
Задание 3: Закончи предложение, одним словом (приложение 5).
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

1 вариант -17.1, 17.5
2 вариант – 17.2, 17.5.

Самооценка по алгоритму
(приложение 6)
Слайд 27
2-3 мин.
Самопроверка.
Самооценка
Слайд 28
ТОУУ
Регулятивные УУД
2.
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Познавательные УУД
3.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь
Слайд 29

Приложение.

6.02.2014