Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интегрированный урок по теме "Вода – универсальное вещество"

В ГБОУ ЦПМСС «Речевой центр» г. Екатеринбурга обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи, разным уровнем интеллектуального развития, работоспособности, психологических особенностей. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с трудом формируются основные компетенции по большинству предметов и им необходимы средства, ориентированные на компенсацию нарушений, которые повышали бы познавательную мотивацию и собственную самооценку. Для ребят  с общим недоразвитием речи очень важным является опыт публичного выступления, ломающий  комплексы и стереотипы ребенка.

Методика организации урока «Вода – универсальное вещество»: метод проектов  в условиях «Речевого центра»

Целью группового проекта является – самостоятельное приобретение недостающих знаний об уникальных  свойствах воды из разных источников, приобретение коммуникативных умений, развитие исследовательских умений и системного мышления, развитие речевого самоконтроля,  приобретение опыта публичного выступления

Действующие лица: учителя, логопеды, родители и ученики 8-го класса .

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, информационный стенд, «Практические карты».

При работе над проектом  ребята  ведут «Портфолио проекта» , в котором собирают всю информацию по проекту (Приложение 1):

Этапы проекта.

Первый этап: начало .Время  –  20 мин

  • Осознание проблемы и формулировка основных вопросов.
  • Выдвижение гипотез решения проблемы.
  • Обсуждение правил проекта.

Примерные вопросы для работы в группах:

Географы: «Вода – самое распространенное на Земле вещество» , «Вода и климат».
Биологи: «Вода – источник жизни!», «Значение воды для живых организмов».
Физики: «Вода — это уникальное  вещество в природе»,  «Аномальные свойства воды».
Химики: «Вода — вещество привычное и необычное», «Виды воды в природе».

Второй этап: поиск информации. Время – 3 недели  (ноябрь – декабрь)

1. Работа на уроке  и во внеурочное время. Заполнение «Портфолио проекта».
2. Распределение обязанностей в группах:

  • Физики
  • Химики
  • Биологи
  • Географы

3. Подготовка отчета  по группам: выступление (помощь логопедов) , презентация ( на уроках информатики), газета с использованием ИКТ (помощь классного руководителя), кроссворд по теме (помощь родителей);

Презентации учащихся учитель использует для подготовки итоговой презентации к ролевой игре. Стенгазеты вывешиваются за неделю до итогового урока, чтобы  группы учащихся смогли их изучить.

Третий этап: заключение. Время  –  40 мин. (Презентация).

Урок-ролевая игра: «Заседание ученого совета «Вода – универсальное вещество»

  1. Защита проделанной работы – выступления учащихся.
  2. Работа  в группах с «Практическими картами».  (Приложение 2)
  3. Ответы на  вопросы.
  4. Разгадывание обобщающего кроссворда.
  5. Оценка результатов. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

В зал входит девочка в костюме воды и обращается к зрителям: «Я не только самая распространенная, но и самая важная в природе. Без меня невозможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть я. Я – удивительна и необыкновенна, я – подлинное чудо природы».

Учитель обращается к зрителям:  Ребята,  вы узнали нашу гостью?
«Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» – говорил Фалес Милетский, древнегреческий философ.
"Вода без жизни в биосфере неизвестна" – так писал  академик В.И. Вернадский.

Ребята, мы пригласили вас на заседание ученного совета Академии естественных наук (биологии, химии, физики, географии).Ученики  8 а класса проделали большую работу по изучению удивительных свойств воды. Они выполнили стенгазеты, оформили презентации и ,самое главное,  подготовили сообщения для нашего заседания.

Тема нашего заседания: «Вода – универсальное вещество». (Слайды 1-7)

Цель заседания: обобщить и систематизировать знания  естественных наук об уникальных  свойствах воды.

Мы должны решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть воду как универсальное вещество;
  2. Повторить основные физические и химические свойства воды;
  3. Оценить роль воды в жизни растений, животных и человека.

План нашей работы:

  1. Выступления ученных групп.
  2. Ответы на интересные вопросы.
  3. Заполнение практических карт.

Все слушатели принимают активное участие в обсуждении этой темы, присоединившись к одной из групп. Слово предоставляется председателю.

Председатель:

Вода – самое уникальное и универсальное вещество на Земле. Вода это самое важное вещество на Земле без которого не может существовать ни один живой организм и не могут протекать ни какие биологические, химические реакции, и технологические процессы. Я предлагаю заслушать доклады лучших специалистов в области географии, биологии, физики и химии.

Заслушаем выступления ученых-географов (Слайды 8-13)

1 географ: Вода – самое распространенное на Земле вещество.  

Можно сказать , что наша планета является планетой воды , а не планетой земли. Более ? ее поверхности занимают водные поверхности океанов, льдов на  суше и на море, озер и болот на континентах, а над планетой плывут облака в виде скоплений парообразной воды. Она вездесуща и принизывает все оболочки Земли, проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и все живое , наполняет растения , животных и  человека. Все водные объекты на поверхности планеты связаны между собой и образуют оболочку, называемую гидросферой.
Сведения по мировым запасам воды приведены  в этой таблице 1.
Вода распределена по планете очень неравномерно. Океаны содержат основную ее часть (96,5%), и лишь малая ее часть находится на суше (3,5%). Из этой воды большая часть малодоступна (ледники, снега, грунтовые воды), и лишь 0,014% всего влагозапаса доступно людям и другим живым организмам. На территории России находится одно из чудес Природы – озеро Байкал. Озеро Байкал – уникальный источник чистой пресной воды. Однако имеется много районов, где воды катастрофически не хватает, а в других местах она потеряла свои качества и стала непригодной из-за неразумных действий человека.

2 географ:  Вода – один из главных климатообразующих факторов.

Вода является самым мощным поглотителем солнечного тепла на поверхности Земли. Способность Мирового океана поглощать солнечную энергию в 2-3 раза больше, чем у  поверхности суши. От поверхности океана отражается лишь8% солнечной радиации, поэтому он является накопителем солнечной энергии на планете.
На формирование климата России оказывают все океаны , кроме индийского, но наибольшее влияние имеет.  Чем дальше от океана, тем холоднее зима и жарче лето. Огромное значение для природы имеет круговорот воды. (Схема)
При агрегатном переходе воды происходят следующие фазовые переходы: конденсация, испарение, плавление, кристаллизация.

Председатель:  (Слайды 14-16)

Вопрос слушателям:

– Почему в реке вода течёт круглый год и никогда не вытекает до конца? (Реку питают осадки, родники, впадающие в неё ручьи, мелкие реки.)
– Много рек течёт со всех сторон в моря. Почему же моря не переполняются водой? (Происходит испарение с поверхности моря. Круговорот воды в природе)

Группы ученых выполните 1 задание в «Практической карте» (Приложение 2)

1. Укажите на карте  океаны , влияющие   на формирование климата и распределение осадков в России.
2. Заполните схему  «Гидросфера»

Председатель: Заслушаем выступления ученых-биологов. (Слайды 17-23)

1 Биолог:  Вода – источник жизни!

Только благодаря воде возможна  жизнь на нашей планете. На Земле нет ни одного живого организма, даже самого примитивного, в теле которого не было бы воды, и который мог бы без нее обходиться. Организмы растений и животных  на 50-90% состоят из воды . В организме взрослого человека воды около 65%. Содержание H2O в процентах к общему весу  смотрите в таблице.

Вода имеет огромное значение  для живых организмов:

1. Входит в состав организма
2. Является хорошим растворителем. В водном растворе  проходят жизненно важные химические процессы.
3. Является средой обитания для многих организмов
4. Для многих водных организмов является источником кислорода участвующих в фотосинтезе и дыхании.

2 Биолог: Растительный и животный мир морей и океанов представлен в таблице.

Распределение влаги на земле неравномерно. И поэтому растения и животные приспосабливаются к различным условиям окружающей среды.
Растения по разному приспосабливаются  к засушливым условиям среды: превращение листьев в колючки, утолщение стеблей и листьев, длинные корни.
У животных тоже существуют приспособления к засухе: переждать в норах жару (суслик), летняя спячка в слизевом коконе (дождевой червь), накопить жир(верблюды, грызуны), осуществлять миграции( олени).

3 Биолог: Морская вода очень схожа с соляным составом крови человека.

Во время Великой Отечественной Войны при нехватке донорской крови советские медики в качестве кровезаменителя вводили внутривенно морскую воду. С древнейших времен морская вода используется с лечебной целью. Она влияет непосредственно на кожу, насыщая ее минеральными веществами и микроэлементами. Загрязнение окружающей среды, в частности прибрежных морских зон, приводит к нанесению ущерба здоровью людей и лишает положительных результатов от естественного общения человека с природой.

Председатель: (Слайды 24-26)

Вопрос слушателям:

– По утверждению биологов, без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. При потере 2% воды у человека появляется чувство жажды, при потере 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% – галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10-20% воды опасна для жизни. Почему? (Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого. Вода является той средой, в которой  протекают все процессы жизнедеятельности: регулирует температуру тела, помогает питательным веществам усваиваться органами, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.)

Группы ученых выполните 2 задание в «Практической карте» (Приложение 2)

1. Заполните схемы  испарения воды растениями
2. Допишите способы приспособления животных для плавания в воде.

Председатель: Заслушаем выступления ученых-физиков. (Слайды 27-33)

1 Физик: Вода – это уникальное  вещество в природе

Удельная теплоемкость воды составляет 4180 Дж/(кг·°С) при 0 °С. Удельная теплота плавления при переходе льда в жидкое состояние составляет 330 кДж/кг, удельная теплота парообразования – 2250 кДж/кг при нормальном давлении и температуре 100 °С.
Рассмотрев вышеприведенные свойства, можно утверждать, что вода обладает уникальной способностью сохранять тепло. Эта особенность воды позволяет человеку поддерживать нормальную температуру тела на одном уровне и в жару, и в холод.
Вода – это уникальное  вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трёх агрегатных состояниях: жидком – вода, твёрдом – лёд, газообразном – пар.

2 Физик: Плотность – еще одна уникальность воды.

Плотность воды при охлаждении от 100 до 3,98 °С возрастает, как и у подавляющего большинства жидкостей. Но, достигнув максимального значения при температуре 3,98 0С, плотность при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться. В связи с этим лед занимает больший объем, чем жидкая вода, и держится на ее поверхности.
Столь необычное поведение плотности воды крайне важно для поддержания жизни на Земле. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего одеяла, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру.

3 Физик: Аномальное свойство – расширение воды.

Расширение воды при уменьшении температуры от +4 °С – в технике доставляет определенные трудности. Например, зимой необходимо сливать воду из радиаторов автомобилей, систем водяного отопления, если они не подогреваются. При замерзании объем воды резко увеличивается (примерно на 11%). В результате вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы, не говоря уже о тонких трубах водяного отопления жилых помещений.
Еще одно из уникальных свойств – из всех жидкостей у воды самое высокое поверхностное натяжение. Благодаря этому свойству металлическая иголка не смачивается водой и плавает на поверхности.

Председатель: (Слайды 34-37)
Я хочу  добавить доклад физиков. Японский исследователь Масару Эмото приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. Он установил, что никакие два образца воды не образуют полностью одинаковых кристаллов при замерзании, и что их форма отражает свойства воды, несет информацию о воздействии, оказанном на воду. Вода подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора или мобильного телефона, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова на разных языках. Таких снимков сделано более пятидесяти тысяч.

Вопрос слушателям:

– Известно, что жизнь в прибрежных областях более комфортна, климат там более мягкий. Почему? (Нагреваясь днем солнечной энергией, вода морей и океанов поглощает огромное количество тепла, поэтому рядом не так жарко. Остывая ночью, вода отдает его атмосфере, поэтому не так холодно.)

Группы ученых выполните 3 задание в «Практической карте» (Приложение 2)

1. Заполните схему о фазовых переходах  воды.
2. Укажите силы, участвующие в процессе круговорота воды в природе.

Председатель: Заслушаем выступления ученых-химиков.  (Слайды 38-43)

1 Химик: Вода – вещество привычное и необычное.

Молярная масса воды – 18 г/моль. Весовой состав воды выражается следующими числами: 11,11% водорода и 88,89% кислорода. Отсюда простейшая формула воды будет Н2О. В силу высокой полярности молекул воды вода является растворителем других полярных соединений, не имея себе равных.

Водасамый сильный универсальный растворитель.

Вода может растворить практически любое твердое вещество. Именно из-за уникальной растворяющей способности воды никому до сих пор не удалось получить химически чистую воду – она всегда содержит растворенный материал сосуда. Пройдя весь круговорот, вода на своем пути растворяет горные породы, металлы, органические вещества. Поэтому в природных условиях вода всегда содержит растворенные соли, газы и органические вещества.

2 Химик : Тяжелая вода – один из видов воды.

Вода, в состав которой входит изотоп водорода дейтерий, называется тяжёлой водой D2O. Тяжелая вода хуже растворяет соли, чем обыкновенная вода. Тяжелая вода получила практическое применение в качестве замедлителя реакций в ядерных реакторах. Известно, что наш организм почти на 70% состоит из воды. И в этой воде 0,015% дейтерия.
Различные исследователи независимо друг от друга установили, что тяжелая вода действует отрицательно на растительные и живые организмы.

3 Химик: Окисленная вода

H2O2 – вязкая жидкость без цвета и запаха, в полтора раза тяжелее воды. Сейчас химикам перекись водорода служит катализатором в синтезе пластмасс; строители с ее помощью готовят пористый бетон; врачи видят в ней отличное дезинфицирующее средство.
Это неустойчивое соединение можно найти в дождевой воде, и в снеге, в соках многих растений, и в табаке, и даже в человеческой слюне.
Вода, содержащая большое количество солей кальция и магния, называется жесткой в отличие от мягкой воды, например дождевой, в которой растворенных веществ немного. В жесткой воде достаточно сложно вспенить мыло и постирать бельё.

Председатель: (Слайды 44-46)

Вопрос слушателям:

– Персидский царь Кир во время военных походов хранил воду в серебряных кувшинах. Зачем? (Ионы серебра имеют свойство убивать различные микробы, т.к., ионы разрушают клеточную стенку бактерий, нарушая их обмен веществ).

Группы ученых выполните 4 задание в «Практической карте» (Приложение 2)

1. Отметьте основные источники загрязнения воды
2. Назовите основные способы очистки воды.

Заключение (Слайды 48-49)

Вода – это уникальное универсальное вещество природы, которое необходимо защищать!
«Каждая капля воды в нашем теле немыслимо огромное число раз уже была на протяжении истории Земли частью самых различных живых существ от микроба до кита или баобаба. Вся наша планета, по сути, – это большая единая капля воды – колыбель Жизни». (Трохан А.М.)

Владимир Владимирович  Путин заметил: «Фактически вода встала в один ряд с такими ключевыми ресурсами, как нефть, газ, металлы».

Давайте уважать, ценить и беречь воду – одну из главных основ нашей жизни, универсальную составляющую мироздания.
Прошу сдать ваши «Практические карты»  для подробного анализа и подведения итогов. А все желающие могут ответить на интересные вопросы кроссворда и разгадать ключевое слово .

Кроссворд: «Вода – универсальное вещество» (Слайд 47)

id20491

По горизонтали:

  1. Японский исследователь приводил удивительные доказательства информационных свойств воды.
  2. Главный накопитель  солнечной энергии на планете.
  3. Оболочка, образуемая водными объектами  на поверхности планеты.
  4. Последствия потери воды организмом.
  5. Парообразование с поверхности жидкости.
  6. По своему составу морская вода очень схожа с соляным составом этой жидкости.
  7. Универсальная химическая роль воды.
  8. Явление, при котором  молекулы воды сильнее притягиваются к молекулам твердого тела чем друг к другу.
  9. Какая физическая величина для воды достигает максимального значения при температуре 3,98 °С, а  при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться.

Ответы на кроссворд: 1. Масару  2. Океан  3. Гидросфера  4. Обезвоживание 5. Испарение  6. Кровь  7. Растворитель 8. Смачивание 9. Плотность.

Список использованных источников.

  1. Бурштейн Л.М. Обыкновенное чудо –  вода. – М.: Детский экологический центр, 1997.
  2. Горский Н.Вода – чудо природы. – М.: Наука, 1962г
  3. Гузей Л.С. и др.   Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003
  4. Журнал "Природа" .1976 г.Издательство: "Наука"
  5. Курганов А.М., Федоров Н.Ф. Гидравлические расчеты систем водоснабжения и водоотведения: Справочник. 1986 г.
  6. Масару Эмото. Послания воды (тайные коды кристаллов льда). – М.: София, 2005г.
  7. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире – М.: Педагогика, 1995.
  8. Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. – М.: Знание, 1987г
  9. Трохан А.М. "Таинственный мир, в котором мы живем"
  10. https://urok.1sept.ru/articles/210721/
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 1

14.03.2013