Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Клетки крови

Цель урока: создать условия для понимания роли форменных элементов крови в обеспечении жизнедеятельности организма.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для выявления учащимися особенностей строения клеток крови, связанных с выполняемыми ими функциями.
  2. Создать условия для выявления учащимися закономерности продолжительности жизни клеток крови в зависимости от выполняемых функций.
  3. Создать условия для формирования у учащихся новых знаний о количестве разных типов клеток крови в зависимости от возраста человека.

Развивающие:

  1. Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии лейкоцитов.
  2. Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии и особенностях определения групп крови.
  3. Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии лейкоцитов.
  4. Создать условия для внесения коррективы в знания о особенностях переливания крови.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания сознания о необходимости людям с разными группами крови становиться донорами.
  2. Создать условия для воспитания гигиенического навыка периодического проветривания помещений.

Конспект урока

Опрос

Как называется тема, которую мы начали с Вами проходить? (Внутренняя среда организма. Кровь.)

Из каких частей состоит внутренняя среда организма человека? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость.)

Что мы с Вами видим на данном слайде (слайд №1)? Что обозначено цифрами на данном слайде (слайд №1)?

Где рождаются клетки крови? (Клетки крови рождаются в красном костном мозге.)

Сегодня мы с Вами будем более детально знакомиться с кровью, с её форменными элементами. Что такое форменные элементы крови? (Форменные элементы крови – это клетки крови). Какие клетки крови Вы знаете? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

А теперь давайте детально разберем особенности строения, функционирования и жизни каждого типа клеток крови человека.

Изучение нового материала

Открываем тетрадь, ставим сегодняшнюю дату, 15.11.10, записываем тему урока “Клетки крови” и чертим таблицу из 7 граф (смотрим слайд №3). Заполнять таблицу мы с Вами будем постепенно, выясняя отдельные особенности.

Какие клетки в крови являются более главными? Вот с эритроцитов мы и начнем заполнение таблицы и характеристику форменных элементов.

Учащиеся поэтапно читают информацию в учебнике (стр. 70-71) о типах клеток крови и добавляют в ответы знания из личностного опыта. (Учитель может дополнять информацию о клетках крови см. приложение в конце конспекта).

Форменные элементы крови.

Тип клетки

Строение клетки

Место образования

Продолжительность жизни

Место отмирания

Содержание в 1 мм3 крови

Функции

Эритроцит

Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин

Красный костный мозг

3 – 4 месяца

Селезенка, а гемоглобин в печени

4,5 – 5 млн.

Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины

Лейкоцит

Ядерные амебоидной формы, белого цвета

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

3 – 5 дней

Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов

6 – 8 тысяч

Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител

Тромбоцит

Безъядерные тельца

Красный костный мозг

5 – 7 дней

Селезенка

300 – 400 тысяч

Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов

Вывод: (С чем связаны особенности строения клеток крови? и что общего в их существовании?) Кровь содержит три типа клеток, выполняющих различные функции. Однако жизненный цикл всех клеток крови до некоторой степени сходен: у всех время жизни ограничено, и они непрерывно образуются в красном костном мозге.

Гемопоэз – это процесс образования клеток крови. Это кроветворение в красном костном мозге (слайд 10,11).

Эритроциты содержат гемоглобин – вещество, которое состоит из белка (глобина) и иона железа (Fe2+ – гем). Ион железа может менять степень окисления, присоединяя к себе различные соединения. В норме такими соединениями являются? (Кислород и углекислый газ). Если эритроциты переносят О2 и СО2, то в каком процессе они участвуют? (Они участвуют в процессе дыхания). Давайте разберемся, как происходит процесс дыхания на уровне крови. Что происходит в легких? Что происходит в тканях? А теперь поэтапно запишем, что происходит с О2 и СО2 в легких и тканях.

id20841

Слайд №14.

Карбогемоглобин – это нестойкое соединение, которое в легких легко распадается.

В каком случае в нашем организме может возникать недостаток оксигемоглобина? (Это происходит, когда помещение давно не проветривалось). (Слайд №15)

id20841

Слайд №16.

Карбоксигемоглобин – это устойчивое соединение, которое не распадается не в легких, ни в тканях. Это связано с тем, что угарный газ является сильным окислителем и необратимо изменяет валентность железа. Но такое соединение не единственное.

Метгемоглобин – патологический гемоглобин, соединенный с различными веществами-сильными окислителями (атомы тяжелых металлов, анилин, бензол и др.); имеет коричневый цвет; чаще образуется у людей, занятых на вредных химических производствах, а также при чрезмерном употреблении лекарств, обладающих окислительными свойствами; при этом железо гемоглобина становится трехвалентным и очень прочно удерживает кислород. При высокой степени отравления соединениями гемоглобина с сильными окислителями приходиться производить переливание крови. Давайте вспомним, что необходимо помнить при переливании крови? (При переливании крови необходимо знать группы крови у донора и реципиента).

Группы крови

В настоящее время у человека установлено 15 систем групп крови: АВО, Rh, MN, Ss, Pp, Даффи, Льюис, Кидд, Люттеран, но наиболее распространённой является система АВО, в которой выделяют 4 группы.

Понятие о группах крови возникло в 1901 году благодаря работам австрийского иммунолога Карла Ландштайнера. Он установил наличие специфических белков в плазме (антитела) и в мембране эритроцитов (антигены). В результате этих исследований были выявлены три группы крови, а в 1907 году чешский ученый Ян Янский открыл четвертую группу. Эти группы составили систему крови, названную АВ0.

Давайте с вами выясним как выглядят группы крови человека в системе АВ0, по распределению белков оболочек эритроцитов и белков плазмы. Для этого надо заполнить таблицу (см. слайд №17), проставив “+” там где происходит агглютинация и “–”, где агглютинации нет (см. слайд №18), а затем проставим по диагонали цифровое соответствие буквенным группам крови (см. слайд №19,20).

А что такое агглютинация? (Ученики предлагают свои варианты). Мы с вами знаем, что в крови содержатся антигены и антитела, значит, они должны каким-то образом взаимодействовать. Это объясняется тем, что:

– антигены – это белки, которые воспринимаются организмом как чужеродные и вызывают специфический иммунный ответ

– а антитела – это белки, обладающие специфически связываться с антигенами.

Следовательно, агглютинины плазмы должны были бы слеплять эритроциты с их агглютиногенами и образовывать тромб, но в норме в крови (с любой группой) это не происходит. Легче узнать похожего, поэтому агглютинация происходит только между одноименными белками А и id20841; В и id20841.

Группы крови по системе АВ0

Агглютиногены
(антигены)
в оболочках эритроцитов

О

 

А

 

В

 

АВ

 

в плазме крови
агглютинины (антитела).

id20841id20841

-
I

+

+

+

id20841

-

-
II

+

+

id20841

-

+

-
III

+

о

-

-

-

-
IV

- – отсутствие агглютинации – белки плазмы крови и эритроцитов разноименные и не слипаются.

+ – агглютинация – белки плазмы крови и эритроцитов одноименные и слипаются.

Еще одна важная и весьма сложная система факторов крови – это резус-система (Rh). Ее название происходит от вида обезьян Macacus rhesus, на которых в 1940 К.Ландштейнер и А.Винер проводили свои эксперименты. Они обнаружили, что при введении эритроцитов этой обезьяны кролику у него вырабатываются антитела, вызывающие у части людей агглютинацию эритроцитов вне зависимости от группы крови по системе АВ0. Соответствующая группа крови получила название резус-положительной (Rh+). У остальных людей резус-фактор отсутствует, т.е. их кровь резус-отрицательна (Rh). На планете Земля 85% людей являются резус положительными и только 15% людей резус отрицательными. Запишем информацию в тетради (см. слайд №23).

Кровь каждого человека уникальна и неповторима по всему комплексу антигенов (агглютиногенов), определяющих группу крови по разным системам. Например, агглютиногены девяти систем крови, указанных выше, в разных комбинациях составляют до 200 вариантов групп крови. Кроме того, установлено, что агглютиноген А имеет около десяти разновидностей, агглютиноген В – восемь разновидностей и агглютиноген Rh – тридцать три разновидности! Только в группе АВ уже известно 12 подгрупп. Вот почему в клинической практике при переливании крови, чтобы максимально уменьшить риск возникновения реакции агглютинации, осуществляют переливание только одногруппной крови (обязательно с учетом систем АВ0 и Rh).

Переливание крови

У донора учитывают агглютиногены (антигены – белки эритроцитов А и В), а у реципиента агглютинины (антитела – белки плазмы крови id20841 и id20841). Почему? (Что не встретились одноименные антигены и антитела).

Донор

I — 0

II — A

III — B

IV — AB

Реципиент

id20841id20841

id20841

id20841

-

id20841

[10]

Вывод из схемы. Человек с I группой крови является универсальным донором, так как в его крови нет агглютиногенов – антигенов, то есть у реципиентов наличие агглютининов – антител не играет роли, поскольку не возможна агглюцинация. I группа крови является одной из наиболее распространенной на планете Земля (33,5%).

Человек с IV группой крови является универсальным реципиентом, так как в его крови нет агглютининов – антител, то есть у доноров наличие агглютиногенов – антигенов не играет роли, поскольку не возможна агглюцинация. IV группа крови является наименее распространенной на планете Земля (8,1%).

При переливании крови также необходимо кроме групп учитывать еще и резус фактор. Поскольку белок резус фактора вызывает выработку особых антител в крови реципиента, которые способствуют агглютинации эритроцитов, несущих любой агглютиноген.

Подведение итогов.

Давайте вспомним, что сегодня нового мы с вами узнали?
Что такое форменные элементы крови?
Что представлено на слайде (см. слайд №)?
Какие типы клеток крови мы с Вами сегодня узнали? Как делятся лейкоциты?
Что такие гемопоэз? Где образуются клетки крови?
Какое основное место отмирания клеток крови?
Что надо учитывать при переливании крови?
Почему нужно проветривать помещение?

Приложение

26.02.2011