Клеточное строение - общий признак живых организмов
Цель урока: формирование понятий о клеточном строении бактерий грибов, растений, животных и человека
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться сравнивать объекты живой природы на рисунках (с 20, рис 15)
Метапредметные УУД:
- Познавательные: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.
- Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД: формирование у учащихся нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире.
Тип урока – комбинированный
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Решаемые проблемы: что такое клетка, какое строение имеют живые клетки?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): Работа с учебником, чтение и обсуждение материала учебника, работа с иллюстрациями, формирование представлений о частях клетки, их строении и функциях.
Основное содержание учебного материала: Клеточное строении бактерий грибов, растений, животных и человека. Вирусы – неклеточная форма жизни
Вид используемых на уроке средств ИКТ: медиапроектор, презентация
Оборудование: рабочие тетради, карточки с заданием.
Образовательные интернет-ресурсы: school-collection.edu.ru, biouroki.ru
Поступление, переваривание и усвоение питательных веществ –
Поступление кислорода и удаление углекислого газа -
Отвечают: на слайде изображены живые организмы2. Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения
Ответ: Эти организмы состоят из клеток
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
Тема: Клеточное строение - общий признак живых организмов
Задачи урока: познакомиться со строением клетки; научиться сравнивать клетку растения и животного
Рассматривают рисунки учебника.Задаёт вопрос: Какие организмы имеют неклеточное строение? Рассмотрите рис 15. Слайд 8
1. Слушают, рассматривают рис. учебника, слайды презентации.Выполняют задание №1 в рабочей тетради с 14-15
Работают с учебником рис 15 (стр 20), учащиеся отвечают – вирусы
2. Задаёт вопросы по строению клетки Слайд 9- как называется тонкая плёнка покрывающая клетку снаружи?
- как называется часть клетки, состоящая из целлюлозы?
- что такое поры и где они находятся?
- как называется часть клетки, содержащая наследственную информацию?
- как называются органоиды клетки, от которых зависит цвет растений?
- как называются зелёные пластиды?
- как называются полости растительной клетки, заполненные клеточным соком?
- чем отличается клетка растения от клетки животного?
2. Работают с текстом учебника, рассматривают рисунки 16-А. и 16 -Б, отвечают на вопросы учителя, затем выполняют задания №2 в рабочей тетради, советуясь с соседом по парте (с 15) Называют и записывают части клеткиЦель: применить знания в новой ситуации
1. Поставьте знак “+” или “-”.
Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
Пластиды – есть только у растительных клеток.
Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
Клетки одинаковы по форме и размерам.
Организм человека состоит из клеток.
Ученики отвечают, работая в паре 2. Найди на рисунке: ядро с ядрышком, поры, цитоплазму, вакуоль, пластиды, оболочку клетки. Укажите номер. 2. Ядро с ядрышком __6___Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.Список использованной литературы.
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М. : Вентана- Граф, 2012Биология: 5-6 классы: методическое пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М. : Вентана- Граф, 2012