Нестандартный урок по теме: "Животные в нашей жизни. Четвероногие друзья человека"
Девиз: “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”
Тема 1. Четвероногие друзья — собаки.
Цель:
- раскрыть разнообразные взаимоотношения человека и собаки;
- заострить внимание на ответственности человека за прирученных животных;
- продолжать формирование бережного отношения учащихся к живой природе.
Оборудование: стенд “Исследование жизни собак в условиях посёлка Кысыл-Сыр”, выполненный на научно-практическую конференцию учеником 6 класса; фотографии собак и сочинения учащихся о своих питомцах; вырезки из газет и журналов.
Ход урока
Учитель: Трудно вообразить жизнь людей без домашних животных. На протяжении двенадцати тысячелетий они служили человеку пищей, средством передвижения, а также перевозки тяжестей, дарили его своей дружбой, развлекали и спасали от одиночества. Все теперешние домашние животные некогда были дикими. Их приручение – сложный и очень трудный путь. По сравнению с общим количеством видов, оби- тающих на Земле, группа животных, приспособивших свой образ жизни к сосуществованию с людьми, является малочисленной, хотя и весьма разнообразной. В процессе одомашнивания некоторые животные настолько изменили форму, цвет, размер, что почти утратили сходство со своими сородичами.
Ученик: Первыми были одомашнены собаки, при этом кто был их предком, не ясно и по сей день. Одни считают предком собак азиатского волка, другие — австралийскую собаку динго, а третьи считают, что собаки произошли от ныне вымершего представителя семейства собачьих. Однако многие повадки собак сохранились до настоящего времени.
Ученик: Собаки по сей день закапывают про запас косточки, потому что её дикие предки не имели возможности регулярно получать пищу от человека и вынуждены были запасать еду впрок. Перед тем как устроиться на ночлег, собака три раза поворачивается вокруг своей оси. Вероятно, её предки в джунглях таким образом устраивали себе гнездо в листьях или траве. Когда же собака лает, это скорее всего, напоминание о том времени, когда собаки сбивались в стаи, подобно волкам.
Учитель: В настоящее время в мире существует около 400 различных пород собак и количество их неуклонно растёт. Ученик 6а класса Нетёсов Игорь исследовал жизнь собак в нашем посёлке и написал об этом работу. Давайте послушаем его выступление. (общий вид стенда см. в приложении)
Беседа с ребятами:
Кто из вас содержит дома собак? Откуда они у вас появились? Рассказы ребят о своих питомцах.
С какой целью вы завели собаку? А для чего ещё нужны собаки людям?
- Сторожа (квартиры, границы);
- Ищейки (милиция, таможня);
- Спасатели (МЧС, землетрясения, снежные лавины, обвалы).
На памятнике отважному сенбернару Барри написано: “Спас 40 человек. Сорок первый убил его”.
(Журнал “Тошка”, № 1, 2005, с. 6)
Ученик: Во время Великой Отечественной войны в некоторых армиях недоставало санитаров-носильщиков и поэтому использовали собачьи нартовые упряжки для вывоза раненых. Особенно в труднопроходимых местах. Так, в одной из дивизий 1-го Белорусского фронта на собачьих упряжках вывезли 90% носилочных раненых. А в 3-ей гвардейской армии в течение июля 1944 года отряд санитарно-нартовых упряжек эвакуировал с поля боя 5439 раненых.
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что “тигры”, “пантеры” боялись собак.
Ученик: Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они с ходу подорвали два головных танка, чем обратили гитлеровцев в бегство.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 гола на железнодорожной линии Полоцк – Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат-дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.
Ученик: Писатель Илья Эренбург, военный корреспондент, вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага. Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение.
Более двухсот тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы войны, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-связистами протянуто восемь тысяч километров телефонного кабеля.
- Ездовые (тундра, Антарктида);
- Поводыри для слепых. В России тысячи незрячих людей и многие пользуются помощью таких собак. Их тренируют в специальных питомниках.
- Служители науки.
Учитель: С необыкновенной сердечностью академик Павлов относился к подопытным собакам. В Колтушах (под Санкт-Петербургом), во дворе Института экспериментальной медицины по предложению Павлова был сооружён памятник собаке, созданный по проекту скульптора И. Беспалова. Это не изображение какой-то определённой собаки, а памятник подопытной собаке вообще. На одном из барельефов изображена собака, вылизывающая загноившуюся рану на шее у другой собаки, перенёсшей операцию, - тем самым она спасает её от смерти. На открытии памятника академик Павлов сказал: “Это апофеоз собаки, благодарность человечества”. (Апофеоз – прославление, возвеличивание какого-либо лица).
- Спасение от одиночества. (Журнал “Тошка”, №10, 2004, с.8)
- Для красоты и престижа.(Журнал “Юный путешественник”, ноябрь, 2004)
Учитель: Назовите самую характерную отличительную черту собаки.
Это верность. (Журнал “Тошка”, №8, 2004, с. 8; газета “АиФ”, №34 “Собачья верность не знает смерти”).
А вот люди иногда поступают ужасно по отношению к собакам. Пример этого – бесхозные, бродячие собаки. Они питаются отбросами и падалью на помойках. Вечно голодные, одичавшие от такой жизни, они начинают видеть в человеке врага. Известны случаи нападения собак на людей. Укусы собак очень опасны, так как бродячие собаки являются переносчиками вируса бешенства, который поражает центральную нервную систему человека. Все пострадавшие от укуса собак должны быть направлены в больницу для проведения курса прививок против бешенства.
Учитель: Хорошо ли вашим собакам жить у вас?
Есть такая поговорка: “Если собака заговорит, человек потеряет верного друга” Хотите узнать, что думает о вас ваша собака? Ответьте на вопросы и узнаете. ( “Домашняя энциклопедия”, №11, 2004)
Тест
- Когда вы приходите домой, ваш пёс:
а) несётся вам навстречу, крутится у ног, повизгивает и норовит лизнуть в лицо (2 балла);
б) радуется, но не выражает безумного восторга (1 балл);
в) лениво махнёт пару раз хвостом и тут же скрывается (0 баллов).
Как ваш питомец выполняет команды:
а) с огромным энтузиазмом — ему нравится быть вам полезным (2 балла);
б) только за вознаграждение (1 балл);
в) почти никак не выполняет — его вообще не дозовёшься (0 баллов)
С чем вы идёте выгуливать собаку:
а) с любимым мячиком и полными карманами вкусностей (2 балла);
б) с толстой газетой, чтобы стукнуть, если расшалится, и чтобы почитать на скамеечке (1 балл);
в) ни с чем (0 баллов).
Вы забыли купить животному его корм:
а) ругаясь, вы встаёте с дивана и едете на другой конец города в круглосуточный магазин (1 балл);
б) щедро делитесь с голодающим борщом, рыбкой, бутербродом (2 балла);
в) ждёте до завтра; в конце концов разгрузочный день ещё никому не вредил (0 баллов)
Когда вы злитесь или явно не в духе, пёс:
а) проказничает, стараясь вас развеселить, или просто сидит рядом, соболезнуя (2 балла);
б) его уши распластаны и прижаты к спине, он старается на вас не смотреть (1 балл);
в) ему нет никакого дела до этого — была бы в миске жратва (0 баллов).
Когда вы не берёте его с собой, он:
а) безутешен и не может смириться с заточением (2 балла);
б) горюет, но, если вы с ним поговорите по душам, согласен ждать (1 балл); в) ерунда, он к этому привычный (0 баллов).
В какие игры играет ваш пёс:
а) обожает бегать за палкой, любит “водить” в “прятках” (2 балла);
б) он признаёт только перетягивание поводка (1 балл);
в) нам некогда с ним забавляться (0 баллов).
Вы идёте по переулку, и вдруг перед вами вырастает какой-то незнакомец:
а) собака встаёт между вами, пытаясь загородить вас своим телом (2 балла); б) не обращает никакого внимания (1 балл);
в) трусливо прячется за ваши ноги (0 баллов).
Подсчитайте баллы:
От 0 до 3 баллов: “Сегодня ты главный, завтра — я, — считает ваш пёс. — Я ничем не хуже хозяина и вообще должен первым получать еду и спать на кровати! Кстати, за это стоит побороться”.
Он не очень высокого мнения о вас и может попытаться захватить власть в семье. Для этого собаке не нужно быть большой и агрессивной — достаточно, чтобы на неё не обращали внимания. Срочно начинайте тренировать питомца, иначе вся семья будет ходить по стеночке.
От 6 до 9 баллов: “Мне грех жаловаться, — у меня есть хозяин, миска, подстилка. Но меня явно недооценивают. Тогда и я сильно стараться не буду, ведь хозяевам явно повезло со мной больше, чем мне с ними! — думает пёс. Вы с питомцем можете быть ближе друг к другу. Но для этого вам нужно найти время для своей собаки. Бегайте с ней по парку, чаще играйте, заставляйте выполнять команды—– и отношения укрепятся..
От 10 до 15 баллов: “Мой хозяин — самый щедрый и весёлый! Он всегда угостит добычей! С ним так интересно! Я рад ему служить!” — примерно так думает ваш питомец.
Вы относитесь к нему как к полноправному члену семьи Продолжайте в том же духе, только не избалуйте.
16 баллов: “По-моему, он — бог! Мне завидуют все собаки во дворе! И как я счастлив, что этот бог выбрал в друзья именно меня! Все остальные для меня просто не существуют! — думает ваш пёс.
Он любит вас безоглядно, и его настоящая жизнь течёт только в вашем присутствии. Смотрите только, чтобы он не начал кусать всех остальных, чтобы не путались у вас под ногами!.
Какой вывод из всего сказанного сегодня вы сделаете?
8.02.2006