Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Нестандартный урок: "Прощание с ботаникой"

Задачи:

  • обобщить, расширить и проверить знания учащихся по курсу ботаники;
  • привить интерес и любовь к биологии;
  • проводить эстетическое и экологическое воспитание.

Оборудование: таблицы (по отделам растений), рельефные таблицы, микроскопы, луковицы лука, рисунки учащихся, карточки – дешифраторы, проигрыватель, пластинка с произведениями П.И. Чайковского “Времена года”.

План урока:

I. Вводное слово учителяю

Учитель (держит в руках учебник “Биология” 6-7 класс). Когда вы впервые открыли этот учебник, то не смогли ответить на многие вопросы из жизни удивительного мира растений.
Почему водные растения не могут жить в степи, а растения поля и сада – в водной среде? Почему зеленые растения называют “детьми Солнца”? Почему от зеленого убранства нашей планеты зависит процветание всего живого, в том числе и человека. Сто тысяч почему… И на все эти вопросы вы получили ответы с помощью этого учебника.
Прочитав от первой до последней страницы этот учебник, вы приоткрыли дверь в таинственный и увлекательный мир растений, узнали много интересного, научились внимательнее относиться к растительному богатству нашей страны, родной природе.
Сегодня, прощаясь с этим предметом, мы проведем своеобразное путешествие в этот удивительный мир растений.

II. Путешествие в мир растений по первым буквам слова “Ботаника”.

Ученики выстраиваются в шеренгу, у каждого самодельные страницы с рисунками растений и написанной первой буквой слова “ботаника”.

Б – баобаб
О – орхидеи
Т – тюльпан
А – акация
Н – непентес
И – инжир
К – ковыль
А – алоэ

Первый ученик (держит страницу с буквой Б и нарисованным баобабом). Баобаб – самое необыкновенное дерево саванны. Дерево – старейший из долгожителей Земли. Продолжительность жизни баобабов невероятна. Она может достигать нескольких тысяч лет!
Среди баобабов встречаются экземпляры просто фантастического размера – двадцати и даже сорока метров в обхвате! Чтобы обнять такой ствол, пришлось бы взяться за руки всему нашему классу! А высота баобабов, как у большинства самых обыкновенных деревьев, всего 20-25 метров.
Как же в саванне, где растениям так недостает воды, как же здесь растет и живет такое здоровенное дерево – чуть ли не первый толстяк среди всех деревьев на Земле? Вот именно толстяк! В этом-то как раз все дело…
Серая кора очень плотная и толстая. Это защита от солнца и ветра, от иссушения. А под корой прячется рыхлая и мягкая древесина. Она, как губка, вбирает воду, и тем больше воды, чем толще ствол.
Баобаб на встретишь в компании ни с одним растением. Он всегда растет в одиночку. Когда в саванне наступает сухой сезон, который тянется с декабря по июнь, баобаб сбрасывает свои листья. И на ветру раскачиваются на тонких плодоножках плоды, напоминающие по форме дыню. Их красная, как у арбуза, мякоть мучнистая и кисловата. Ее принимают в пищу местные жители. Плоды очень любят обезьяны, поэтому его называют обезьяньим “хлебным деревом”.
Но вот пройдут летние дожди, и на тонких подвесках – стеблях закачаются белые цветы. Их размер под стать дереву – с большую суповую тарелку. А потом толстые ветви баобаба одеваются густой зеленью. Его листья большие мягкие вырезаны красивой пятилучистой звездой.
Листья, плоды и кора используются для приготовления целительных снадобий от малярии, желудочных и глазных заболеваний. А из коры еще свивают тонкие струны для музыкальных инструментов и очень крепкие толстые веревки.

Второй ученик (буква О – орхидеи). Орхидеи – дочери влажных тропических лесов, наряжаются в ярчайшие платья самой причудливой расцветки и формы. Их крупные и нежные цветы похожи то на фантастических бабочек, то на гигантских золотистых пчел, то на снежно – белых голубей, то на сказочные лучистые звезды. К тому же орхидеи так чудесно благоухают, что в сравнении с их нежным ароматом даже запах розы может показаться грубым.
Но добывать эти растения не легко, а часто и опасно. Их собирают профессиональные охотники за орхидеями – люди отважные и сильные. Самые красивые цветы можно найти лишь в труднодоступных местах. И поселяются они не на земле, а высоко – высоко на стволах больших деревьев. Своими корнями орхидеи укрепляются в трещинах коры. Там скапливается пыль, опавшие листья. В такой почве орхидеи находят для себя достаточно питательных веществ. Воду же они умеют всасывать прямо из всегда влажного воздуха.
Лесные красавицы орхидеи не причиняют дереву никакого вреда. Они не живут его соками, как растения – паразиты, они лишь квартирантки и заселяют лесные “мансарды” – верхние освещенные этажи тропического леса. Так, орхидеи, светолюбивые, приспособились к жизни в постоянно сумрачном лесу.

Третий ученик (буква Т – тюльпан). Ах, как ярко, как весело окрашен тюльпан! Любуешься им, и кажется, флейты поют; бубны звенят – так празднично наряден цветок! Да, нельзя не восхищаться красотою тюльпана! Но нельзя и не удивляться тому, что домом себе избрал южные степи. Там летняя жара и зимняя стужа словно состязаются в жестокости. Секрет его жизни – в его луковице.
Она прячется под землей, и в ней как в кладовой, хранится запас питательных веществ. Они-то и поддерживают жизнь растения, когда подземная часть уже погибает: и в долгое засушливое лето, и в долгую ледяную зиму.
Но это еще не все. Тюльпану на весь жизненный цикл отпущено только 2-3 недели. Нет, не успел бы тюльпан вырасти, чтобы рассыпать спелые семена, если бы готовился к этому там, в подземелье. В луковице к нужному времени уже ждут выхода почти совсем готовые и стебель, и листья, и даже цветок. Чтобы пробить толстый, твердый слой земли, три листа тюльпана сложены, как клин. Этот защитный конус прикрывает нежный стебель и цветок. Выйдя к свету, листья разворачиваются, образуя воронку. Они ловят дождевые капли, и те скатываются к основанию растения, к его корешкам.

Четвертый ученик (буква А – акация). Акация – растение открытых пространств саванны. Имеет плоскую крону и меньше страдает от ветра.
Листья у акации не обыкновенные. Они совсем узкие – узкие и коротенькие – коротенькие, словно бы настриженные мелкой бахромой. Это для того, чтобы ветер не сорвал их. И еще одна особенность: они умеют двигаться на своих черешках и в течение дня все время поворачиваются к солнцу только своим тонким ребрышком. На весь долгий период засухи акация сбрасывает листья. В это время она перерастает и как бы замирает.
Но лишь прошумят над саванной первые летние дожди, как свежая бахромчатая листва снова оденет ветви, дерево снова раскроет свой зеленый зонтик.
Уже более 100 лет у нас в Крыму и на Кавказе разводят привезенную из Австралии серебристую акацию. Ранней весной она зацветает золотыми шариками, пушистыми, как цыплята.
В праздничный день 8 Марта ты даришь маме веточку такой акации, которую называют мимозой. Но это неправильно: ты даришь веточку акации серебристой.

Пятый ученик (буква Н – непентес). Непентес – это тропическая лиана. Растение замечательно тем, что его очень крупные листья разделены в длину на 3 части. Часть, ближняя к стеблю, – собственно лист. Она широкая и зеленая.
Средняя часть превращена в канатик, при помощи которого непентес обвивает ветки деревьев, а самая крайняя часть листа и на лист не похожа. Она превратилась в крупный красивый кувшин. Верхний край кувшина, загнутый внутрь, покрыт розовыми бороздками, между которыми течет сладкий душистый нектар. Благоухающие яркие кувшины привлекают к себе не только многих насекомых, но даже мелких птиц.
Горлышко кувшина широкое, и насекомые легко переползают с его края на внутреннюю стенку. Но стенка эта будто натерта воском – такая она гладкая и скользкая. Удержаться на ней невозможно. Поскользнувшись, насекомое летит на дно кувшина и тонет в густой жидкости, наполняющей кувшин до половины. Здесь насекомые перевариваются, и питательные вещества всасываются растением.
Чтобы в кувшин не попадала дождевая вода и не разбавляла бы пищеварительный сок, над отверстием кувшина висит зонтик, скроенный все из того же листа.

Шестой ученик (буква И – инжир). В садах и парках Южного берега Крыма нередко можно встретить в виде групповых, а чаще и в виде одиночных посадок дерево до 10 – 12 метров высоты или древовидный кустарник с широкой раскидистой кроной. Называют растение по – разному: смоковница, фига, винная ягода, но чаще всего – инжир. Дерево сродни шелковице, из того же семейства тутовых.
Листья у инжира 3-5 лопастные, до 15-25 см длиной, обычно сверху темно – зеленые, шершавые, снизу опушенные.
Интересно отметить, что многочисленные цветы его никто никогда не видел, они собраны на внутренней поверхности мясистого стебля с узким отверстием вверху. Через это отверстие проникает фиговая оса – бластофага и в соцветиях откладывает яйца. Сама того не ведая, она переносит пыльцу и опыляет цветки. У многих сортов плоды завязываются без опыления.
Родина инжира – Ирак, Закавказье, Туркмения. Известно 600 сортов инжира, у нас растет как комнатное растение.
Дерево нетребовательное, выносливое, засухоустойчивое. Живет 150-200 лет и более.

Седьмой ученик (буква К – ковыль). Ковыль – истинный степняк, сильный и выносливый. Его узкие, жесткие листья умеют закрываться по всей своей длине в трубочку. А устьица у них расположены только с одной стороны – как раз с той, которая оказывается внутри трубочки. Да к тому же в летнюю засуху устьица свои ковыль открывает лишь часа на два в сутки. Все это очень помогает ему стойко переносить напасти скупого на влагу степного климата. Но есть у ковыля еще более удивительное приспособление. Между его жесткими листьями во множестве вырастают легкие, гибкие “перья”. Когда ветер колышет их, они отливают нежным, серебристым шелком. Они-то и придают степи незабываемую красоту.
“Перья” имеют ось, закрученную в тугую спираль в нижней части. И вот, когда воздух становиться хоть немного влажнее, например, к вечеру, спираль начинает раскручиваться. Она вращает зерновку и ввинчивает ее в землю. Стоит же воздуху сделаться суше, спираль скручивается обратно, поворачивая зерновку уже в другую сторону, но все равно загоняя ее в глубь почвы. Зарываясь таким способом в почву, зерновка достигает места, где может спокойно перезимовать. Будущей весной она взойдет зеленым проростком – началом нового ковыльного кустка. В свое время он тоже раскинет нежные перья, которые под ветром тоже будут красиво отливать серебристым шелком.

Восьмой ученик (буква А – алоэ). Алоэ – вечнозеленой суккулентное растение из семейства лилейных, с мясистыми и сидячими листьями длиной 30-40 см. распространен в Южной Африке.
Лечебные свойства алоэ были известны более 3000 лет назад. Его использовали в Египте, позднее в Индии, Греции, Италии в качестве наружного средства при ожогах, долго незаживающих ранах. Свежий сок пили при общей слабости для возбуждения аппетита.
Сок свежих листьев богат ферментами, витаминами и обладает бактерицидным действием.
В русской медицине сок свежих листьев применяется при головных болях и других заболеваниях, а в смеси с медом и салом – при плохом пищеварении.

III. Игра КВН

  • 1 команда – “Опята”
  • 2 команда – “Орхидея”

1. Конкурс капитанов.

а) станция “Айболит”.

Мальчик в костюме Айболита загадывает капитанам загадки.

1. Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег
И многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног. (Подорожник)

2. Подрастет нарядится в беленькое платьице
Пышное, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик лекарственный)

3. Эй, брат комарик, берегись!
На куст ее ты не садись.
Придется с жизнью распрощаться
Раз сядешь – вновь уж не подняться. (Росянка)

4. Сидит на палочке в красной рубашечке,
Брюшко светлое, камешками набито. (Шиповник)

5. Знакома с детства каждому
Их белая рубашка
С серединой желтой.
Что это за цветок? (Ромашка лекарственная)

Айболит зачитывает телеграмму:

“Мы попали на необитаемый остров. Многие участники нашей экспедиции больны, медикаментов нет, помогите найти “лечебницу” в лесу”.

Айболит предлагает капитанам найти лекарственные растения среди многих гербарных растений.

б) станция “Черт” (Черт – мальчик в черном костюме с хвостом и рожками)

Черт: слушайте внимательно, чем я вас хочу угостить. Я – черт, я варево варю, вас ребята, угощу. Садитесь за стол. На первое отведайте, пожалуйста, салат из листьев белены (показывает гербарий).

Капитаны отвечают по очереди.

Черт: на второе съешьте, пожалуйста, суп из дурмана, корешков веха, приправлен он перцем из черемицы (показывает гербарий). А вот от третьего Вы не окажетесь. Вкусные черные ягодки вороньего глаза.

Ответы должны быть полными, отказ от блюд научно обоснован.

2. Конкурс для команд.

1-й конкурс. “Поставь на свое место”.

Даны названия разных растений; записать в нужный столбик:

1) плодовые;
2) декоративные;
3) сорные;
4) овощные.

Названия растений: яблоня, помидор, абрикос, хризантема, огурец, слива, пырей, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, осот, алыча, перец, флокс, черешня, лук, гладиолус.

2-й конкурс. “Определи растение по определительной карточке”. (Участвуют два человека из команды).

3-й конкурс. “Сделай как я, сделай лучше меня”.

(По одному участнику из каждой команды делают препарат кожицы чешуи лука и настраивают под микроскопом).

4-й конкурс – дуэль между командами.

(Одна команда задает 10 вопросов о растениях другой команде и наоборот).

IV. Работа с карточками-дешифраторами.

Работает каждый ученик под музыку Чайковского “Времена года”.

Карточка-дешифратор состоит из трех слоев. Первый слой – плотный картон. Второй слой – лист бумаги с синими и красными квадратиками в 3 ряда по горизонтали. Третий, наружный слой, – лист бумаги, на которой римскими цифрами I, II, III указаны ряды по горизонтали, в каждом ряду написаны номера 1, 2, 3.
К каждой карточке-дешифратору прилагается на отдельном листе вопросы к каждому ряду (I, II, III) и возможные ответы под номерами 1, 2, 3.
Ученик выбирает правильный ответ и под этим номером булавкой или концом скрепки прорезает наружный слой бумаги. Если ответ правильный, то будет виден красный цвет, если неправильный, то синий цвет.

V. Подведение итогов.

  1. Итоги за работу с карточками.
  2. Награждение знатоков ботаники самодельными медалями.
  3. Награждение открытками учащихся в конкурсе за лучший рисунок.
  4. Награждение за призовые места среди команд.

20.01.2005