Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Обобщающий урок по биологии на тему "Кровь – носительница жизни"

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови и их совместимости; группах крови;
  • закрепить усвоение понятий и терминов по теме;
  • изучить различные виды кровотечений и заболевание (анемия), вызванное кровопотерей;
  • разрешать проблемные ситуации (задачи);
  • развивать умение:
    – оказывать ПМП при кровотечениях. Соблюдать правила наложения жгута;
    – слушать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  • тексты и бумага для проведения задания “Найди ошибку”;
  • карточки с кроссвордом по теме “Внутренняя среда организма”;
  • вата, бинты, мягкая ткань, закрутка (жгут) для оказания ПМП;
  • цветные картонные квадратики (красный, зеленый, синий, черный) – для оценивания ответов учащихся;
  • карточки с терминами на стенде: – агглютиногены
  • агглютинины
  • реакция агглютинации
  • анемия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Сообщаются цели и задачи.

– ЭПИГРАФ к уроку – слова китайского мудреца:

“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать, и я научусь”.

Сегодня мы будем говорить, показывать и действовать сами.

Все это будет оцениваться следующим образом:

* все правильно ответивший получает оценку “5” – красный квадрат;
* допустивший неточности и незначительные ошибки – “4” – зеленый квадрат;
* допустивший максимально две ошибки – “3” – синий квадрат;
* неверный ответ или его отсутствие – “2” – черный квадрат.

II. Актуализация знаний учащихся.

Обращается внимание учащихся на доску, к таблице “Форменные элементы крови”.

Задание 1. Нужно дать характеристику форменных элементов крови, заполняя эту таблицу.

Таблица 1

Признаки Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Строение (форма, наличие ядра, белка…)      
Количество в 1 куб. мм      
Продолжительность жизни      
Функция      

Учащиеся индивидуально у доски заполняют сначала 1 колонку – эритроциты, затем 2, и 3. Остальные проверяют правильность заполнения, исправляют, дополняют.

Задание 2. “Найди ошибку”. Приложение 1

Учащиеся получают тексты, в которых допущены ошибки. В течении 2 минут работают в паре, выявляя ошибки. (На чистых листочках написать номер карточки, свои фамилии, чтобы оценить работу каждой пары.)

Задание 3. Заслушивание сообщения “Переливание крови”. Учащиеся должны внимательно слушать и для себя в тетрадях отмечать новое, незнакомое ранее.

– Записать тему в тетради

“Кровь– носительница жизни”

После прослушивания – Рефлексия:

* Что нового узнали?
* Какие термины были незнакомы?

– Уточнение и запись терминов

– Вывод о переливании крови. Сначала формулируют учащиеся, уточняет, корректирует учитель.

III. Изучение нового материала.

Предлагается проблемная ситуация:

“В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко– красного цвета”.

– Какой сосуд поврежден?

– Какую помощь нужно оказать пострадавшему?

(Выслушать ответы учащихся)

Разрешить ситуацию поможет выполнение практической работы “ПП при кровотечениях” (запись в тетрадь).

Цель: Изучить виды кровотечений, их характеристику и меры оказания ПП.

Постепенное заполнение таблицы в ходе беседы, с использованием учебника и активизацией учащихся в ответах на вопросы:

– Что такое кровотечение?

– Было ли знакомство с видами кровотечений по ОБЖ ?

– Какие кровеносные сосуды знаем?

– По аналогии – виды кровотечений;

– Почему артериальная кровь ярко– красного цвета, а венозная – темно– красного?

– Почему при повреждении артерии кровь течет пульсирующей струей? (Давление, упругость стенок сосуда, отталкивающая сила сердца).

Таблица 2

Виды кровотечений Характеристика ПП
Артериальное Кровь ярко– красного цвета, течет сильной пульсирующей струей. Возникает при глубоких колотых, рубленых ранах
  1. Наложение жгута (закрутки) не более 1,5–2 часов.
  2. Дезинфицировать рану.
  3. Наложить повязку
  4. Если перелом кости – шину, холод.
  5. Доставить к врачу.
Венозное Кровь темно-красного цвета, течет медленно, непрерывно. Возникает при резаных и колотых ранах.
  1. Наложение жгута или давящей повязки.
  2. Дезинфицировать рану.
  3. Наложить повязку
  4. Если перелом кости – шину, холод.
  5. Доставить к врачу.
Капиллярное Кровь алого цвета, сочится равномерно по всей поверхности раны, часто каплями. Возникает при поверхностных ранениях
  1. Достаточно обработать рану дезинфицирующим раствором.
  2. Наложить повязку, холод.
  3. Если необходимо – к врачу.

– Рассмотрены часто встречающиеся виды кровотечений. Есть ли другие виды кровотечений?

(Ответы учащихся, уточнение учителя и задание – продолжить заполнение таблицы дома)

IV. Закрепление изученного материала.

* Знать должен каждый !!!

Правила наложения жгута (закрутки) с показом на учащихся.

  1. Под жгут подкладывается мягкая ткань (чтобы не повредить нервы).
  2. Жгут накладывается выше раны.
  3. Пульс не должен прощупываться, конечность бледная
  4. Жгут накладывается на 1.5 – 2 часа.
  5. Записка со временем наложения.

– Что может быть при неправильном наложении жгута?

  • Прощупывается пульс;
  • Конечность становится синюшной, (распухает) отекает.

* Далее – дается возможность попробовать оказать П.П учащимся.
* Вопрос учащегося:

– Заболевание анемия всегда ли связано с кровопотерями?

Ответ учителя:

Анемия – это состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов, либо содержание гемоглобина в них.

Не всегда малокровие связано с кровопотерями. Причинами анемии могут быть: инфекционные заболевания, плохое питание, авитаминозы, недостаток железа в пище.

Поэтому рекомендуют принимать в пищу как можно больше фруктов, улучшающих состав крови, повышающих гемоглобин – яблоки (зеленые), гранаты, а рекордсменом по количеству железа среди фруктов считается хурма, родина которой Китай, в Европу была завезена в XVI веке.

Подведение итогов по оценкам:

  1. За плодотворную работу на уроке учащиеся набрали оценки (квадратики) и могут их озвучить.
  2. Оценки за задание “Найди ошибку”. (Если есть возможность, то проверить на уроке и озвучить).

VI. Домашнее задание:

  • заполнение таблицы “Другие виды кровотечений”
  • разгадывание кроссворда (см. Приложение 2).

О Б О Б Щ Е Н И Е:

Мефистофель говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”.

За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Гиппократ назначал душевно больным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, мы сегодня еще раз подтвердили, что кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

Подвижность крови – важное условие жизни организма.

Как нельзя представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека и животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

Поэтому нужно заботиться о своем здоровье. А чтобы повысить гемоглобин – в качестве профилактики анемии – угощение долькой гематогена.

16.12.2009