Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"
Цель: в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: гербарии с растениями разных семейств; задания для конкурсов: «Семейства», «Перевёртыши», «Заморочки из бочки», «Шифровка»; бочонок и фишки с цифрами от 1 до 9.
Условия: в игре участвуют три команды (по рядам парт). Каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», за 3 место – «3», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.
Ход игры
Конкурс «ЗАГАДОЧНЫЙ»
Задание: команды по очереди отгадывают загадки, если даётся неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.
Оценка: 1 балл за название растение и 1 балл за определение семейства, к которому относится данное растение.
-
Мощностью и высотой знаменита она
и початок золотой, полновесный, налитой,
для неё не обуза (кукуруза ; семейство Злаки) -
Главный принцип у него, в общем-то, простой:
голова на солнце, ноги под водой (рис; сем-во Злаки) -
С ним сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно,
и муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощенье! (овёс; сем-во Злаки) -
Она древностью гордится уже десять тысяч лет.
Шумит в полях по синим небом
И кормит всех нас белым хлебом
(пшеница; сем-во Злаки) -
А вот он похож и на пшеницу, и на рожь,
но в колосе один цветок –
так будь внимательней, знаток!
(ячмень; сем-во Злаки) -
На плечах Игнашки сорок три рубашки –
все из ткани отбелённой, а поверх пиджак зелёный.
(капуста; сем-во Крестоцветные) -
Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков –
столько беленьких жильцов.
(подсолнечник; сем-во Крестоцветные) -
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(одуванчик; сем-во Сложноцветные) -
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать…
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть?
(тысячелистник; сем-во Сложноцветные) -
Постарайся угадать, кто такие братьев пять:
двое бородатые, двое безбородые,
а последний, пятый, выглядит уродом:
только справа борода, слева нету ни следа…
(чашелистики розы; сем-во Розоцветные) -
У мамки дочки на шнурочке.
(усы земляники; сем-во Розоцветные) -
Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох!
(акация; сем-во Бобовые) -
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
– Поесть бы кашки….
– Да вот же кашка!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый –
Шмелям и пчёлам обед готовый.
(клевер; сем-во Бобовые) -
Цветок напрасный, плод – опасный.
А поле всё засажено. (картофель; сем-во Паслёновые) -
Помидору брат, а кумачу не рад:
он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже в лёжке.
(баклажан; сем-во Паслёновые) -
Расту в лесу под кустиком на длинном стебельке.
Кругом четыре листика, а в самой глубине
Чернее ночи ягода, да сильный яд во мне.
(вороний глаз; сем-во Паслёновые) -
Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зелёной ножке.
(ландыш; сем-во Лилейные) -
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(лук; сем-во Лилейные)
Конкурс «ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА»
Условия: члены команды по очереди пишут по одному признаку семейства.
Оценка: 1 балл за каждый признак.
1 команда: семейства – Злаки; Паслёновые;
2 команда: семейства – Лилейные; Бобовые;
3 команда: семейства – Сложноцветные; Крестоцветные;
Конкурс «УГАДАЙКА»
Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;
Оценка: 1 балл за определение семейства и 1 балл за название растения;
Конкурс «СЕМЕЙСТВА»
Задание: распределить названия растений по соответствующим семействам.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
Семейства:
А. Крестоцветные:
Б. Бобовые:
В. Паслёновые:
Г. Сложноцветные:
Д. Розоцветные:
Е. Злаковые:
Ж. Лилейные:
Представители:
- горох посевной;
- малина;
- одуванчик;
- дурман;
- тимофеевка;
- клевер;
- перец;
- овёс;
- ландыш;
- рябина;
- редька;
- роза;
- белена;
- георгин;
- чеснок;
- картофель;
- ромашка;
- тюльпан;
- бобы;
- ячмень;
- фасоль;
- яблоня;
- подсолнечник;
- рожь;
- капуста;
- лук;
- редис;
- горчица.
Ответы:
А – 11, 25, 27, 28;
Б – 1, 6, 19, 21;
В – 4, 7, 13, 16;
Г – 3, 14, 17, 23;
Д – 2,10, 12, 22;
Е – 5, 8, 20, 24;
Ж – 9, 15, 18, 26.
Конкурс «ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Задание: к прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений.
Например, отец-и-отчим = мать-и-мачеха.
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
Задания для команд:
1 команда:
- заячье лыко = волчье лыко;
- забывалка = незабудка;
- огородник = пустырник.
2 команда:
- марья-кофе = иван-чай
- зверолюб = зверобой
- подопушник = подорожник
3 команда:
- василий-да-ольга = иван-да-марья
- позднецвет = первоцвет
- здоровоголов = болиголов
Конкурс «КТО БОЛЬШЕ»
Задание: команды по очереди называют растения из изученных семейств, название которых начинается на букву предыдущего растения. Названия не должны повторяться.
Оценка: 1 балл за каждое название.
Конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
Условия: команды вытаскивают из бочонка фишки с номерами вопросов и отвечают на вопрос под данным номером.
Оценка: 3 балла за каждый правильный ответ.
-
Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? (паслёновые)
-
В России это растение появилось при Екатерине II, однако не произвело должного впечатления. Вот какую оценку давали плодам этого растения: «Плоды зело чудные и мудрёные и вкусом не подходящи». Сначала эти плоды употребляли только как лекарство, потом стали подавать к столу богатым людям, ибо стоили они очень дорого и были не по карману беднякам. Теперь же они широко распространены, и мы включаем их в свой рацион. О каком растении идёт речь? (помидор)
-
Оба эти растения – ближайшие родственники. В Древнем Риме они входили в обязательный рацион воинов, так как считалось, что они увеличивают силу и мужество солдат. В Египте, во время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на эти растения было потрачено 1660 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра. Одно из этих растений древние греки и славяне считали незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Другое растение считалось священным: его помещали в саркофаги вместе с мумиями. А английский король Ричард Львиное Сердце носил это растение в качестве амулета. Назовите эти растения. (лук и чеснок)
-
По преданию, это растение появилось из слёз морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слёзы из глаз её падали на землю, рассыпались жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения, в переводе с греческого, означает: «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования русского названия его нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа растения) (ландыш майский)
-
Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно увидеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (хризантема)
-
Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте на берегу вырос прекрасный белый цветок. (нарцисс)
-
Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки – богине любви Афродите, римляне – богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить всё сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка – розетка – является архитектурным украшением многих зданий. (роза)
-
В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь такой цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастья и беды. (сирень)
-
Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). Их назвали тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (тюльпан)
Конкурс «ШИФРОВКА»
Задание: в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.
Оценка: 2 балла за каждое растение.
Задания:
1 команда:
- нпиюл (люпин)
- црепе (перец)
- ргохо (горох)
- циганит (гиацинт)
2 команда:
- схараи (арахис)
- нсёлап (паслён)
- жипам (пижма)
- шданлы (ландыш)
3 команда:
- кшпиниво (шиповник)
- льсафо (фасоль)
- рмдуна (дурман)
- кнесоч (чеснок)
Конкурс «ЦВЕТОЧНЫЕ ФАМИЛИИ»
Задание: написать наибольшее количество фамилий, произошедших от названий растений из изученных семейств.
Оценка: 1 балл за каждую фамилию.
Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов.
Оценка: 1 балл за вопрос.
Вопросы для 1 команды:
- К какому семейству относится картофель? (паслёновые)
- Сколько тычинок у розы? (много)
- Как называется плод у вишни? (костянка)
- Какое соцветие у ромашки? (корзинка)
- Какое жилкование листа у пшеницы? (линейное)
- Из какого растения получают масло? (подсолнечник)
- Какое лакомство из картофеля любят дети во всём мире? (чипсы)
- Без какого простого агротехнического приёма невозможно вырастить картофель? (окучивание)
- Каким способом опыляются цветы подсолнечника? (насекомыми)
- Какой плод у малины? (многокостянка)
Вопросы для 2 команды:
- Какой континент является родиной картофеля? (Ю. Америка)
- Как называется плод у гороха? (боб)
- Какое жилкование у листьев ландыша? (дуговое)
- Помидор – овощ или фрукт? (овощ)
- Сколько лепестков в цветке вишни? (пять)
- Как называется плод у капусты? (стручок)
- Какое насекомое – главный враг картофеля? (колорадский жук)
- Как называются подземные побеги картофеля? (столоны)
- Какое соцветие у ландыша? (кисть)
- Какая корневая система у злаков? (мочковатая)
Вопросы для 3 команды:
- Какого органического вещества больше всего в картофеле? (крахмала)
- К какому семейству относится горчица? (крестоцветные)
- Какая корневая система у одуванчика? (стержневая)
- Сколько семядолей в семени яблони/ (две)
- Какое соцветие у черёмухи? (кисть)
- Как называется плод у помидора? (ягода)
- С именами каких русских царей связано распространение в России картофеля? (Пётр I; Екатерина II)
- Какое ядовитое вещество образуется в клубнях картофеля при прорастании? (соланин)
- Какие видоизменённые подземные побеги имеют представители семейства лилейных? (корневище и луковица)
- Сколько лепестков в цветке капусты? (четыре)
Подведение итогов урока и выставление оценок.
10.12.2009