Одноклеточные водоросли. Строение и роль в природе
Цель урока: показать, что клетка может быть целостным организмом; рассмотреть особенности строения одноклеточных водорослей, их роль в природе.
Задачи.
Образовательные: начать формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей, познакомить с многообразием, средой обитания и особенностями жизнедеятельности водорослей.
Воспитательные: обратить внимание на красоту природы и одноклеточных растений, подвести к пониманию необходимости заботы о природе.
Развивающие: развивать навыки работы с микроскопом, дополнительными источниками информации, ведения конспективных записей, выполнения тестовых заданий; развивать интерес к изучению биологии.
Ход урока
I. Организационный момент
До начала урока на партах размещаются материалы с рабочими листами, тестовыми заданиями и оборудование для проведения лабораторной работы (микроскопы и микропрепараты). На доске прикрепляются карточки с названиями новых систематических групп (обратной стороной.
Здравствуйте, ребята!
У нас с вами сегодня пройдёт необычный урок, а урок-экспедиция.
– А что же такое экспедиция? (Путешествие со специальной научной целью)
Во время экспедиции путешественники узнают много нового, делают путевые заметки. Мы с вами тоже будем делать записи в специальных рабочих листах, которые находятся у вас на партах. А чтобы ваши старания были оценены по достоинству, давайте их подпишем. Старайтесь ничего не пропустить, успевайте выполнить задания, будьте внимательны!
II. Актуализация знаний
На предыдущем уроке мы с вами говорили о науке систематике.
Давайте вспомним, что же такое систематика? (Ответы учеников)
Кто был первым учёным-систематиком? (Ответы учеников)
Какой вклад в науку он сделал? (Ответы учеников)
А зачем нужна классификация растений? На основе каких признаков растения объединяются в одну группу: вид, род и т.д.
Ребята, давайте попробуем на доске представим классификацию растений от царства до вида. (Один из учеников работает у доски с карточками - задание на соответствие).
Молодцы!
У меня есть ещё одно задание, которое я вам приготовила заранее.
Но к сожалению наша уборщица, когда мыла доску, всё перепутала. Давайте сейчас с вами попробуем всё восстановить.
На доске карточки с названиями систематических групп.
Царство: Растения
Отдел: Покрытосеменные
Класс: Двудольные
Порядок: Капустоцветные
Семейство: Капустные
Род: Капуста
Вид: Капуста огородная
А сейчас, давайте немного поиграем! У меня есть специальный мешочек, со словами. Ваша задача, достать один и объяснить смысл слова.
Слова: вид, таксон, царство, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Аристотель.
Молодцы!
Но у меня есть одна проблема.
Попробуйте ответить на следующие вопросы (они написаны на доске)
- Кто покрасил белых медведей в зоопарке?
- Что является причиной “цветения” воды в водоемах?
- Что такое арбузный снег?
- Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь. Как можно объяснить это явление?
Узнать ответы на эти вопросы и будет целью нашей сегодняшнего путешествия.
Итак, ребята наше знакомство с растительным миром мы начнём с самых древних жителей нашей планеты – водорослей. Водоросли – это так называемые низшие растения, т.е. их тело не разделено на органы (корни, листья, стебли)
На доске:
Я рожден волной зеленой,
Корнем к камню прикреплен.
Влагой горькой и соленой
Этот корень напоен…
Начнём наше знакомство с водорослями с самых простых -одноклеточных водорослей.
Оказывается, есть такие одноклеточные
растения, которые выступают в роли целого
организма. Именно их нам предстоит сегодня
изучить, чтобы найти ответ на интересующие нас
вопросы.
Итак, записываем тему нашего урока –
Одноклеточные водоросли. Строение и значение.
Сегодня мы постараемся выяснить, как устроены и
какую роль в природе играют одноклеточные
водоросли.
III. Изучение нового материала
– Куда же отправиться нашей экспедиции на их
поиски? Где обитают водоросли? (В водоемах)
Мы мысленно переместились на берег реки и взяли
пробу воды.
– Что можно сказать о её внешнем виде? (Вода
имеет зеленый оттенок)
– Как вы думаете, что придало воде такую окраску? (Обитающие
в ней одноклеточные водоросли)
– Видны ли они в воде невооруженным глазом? (Нет)
– Почему мы не можем их рассмотреть? (Они имеют
очень маленький размер)
А с помощью микроскопа в пресных водоемах можно
обнаружить одноклеточную зеленую водоросль,
которая называется хлорелла.
– Может быть, кто-то из вас знает от какого
слова образовано название этой водоросли? На
какое известное вам слово оно похоже? (Хлорофилл,
хлоропласт)
Все эти слова – однокоренные, образованы от
греческого слова “хлорос” – зеленый. А вторая
часть названия – от латинского суффикса,
придающего уменьшительное значение, “элла” –
маленькая.
Хлорелла имеет шарообразную форму. Снаружи она
защищена плотной оболочкой, под которой
находится мембрана. В цитоплазме располагаются
ядро, вакуоль и один крупный хлоропласт, который
у водорослей носит название – хроматофор.
В нем, так же как у наземных растений, содержится
хлорофилл и происходит процесс фотосинтеза.
Пора начинать вести наши путевые заметки.
Отметьте в рабочих листах, что такое
хроматофор.
Часто обитателем пресных водоемов является и
другая одноклеточная водоросль – хлорококк.
Вторая часть названия этой водоросли происходит
от греческого слова “коккос” – зерно, его
употребляют, чтобы подчеркнуть шарообразную
форму объекта.
Клетки хлорококка крупнее, чем у хлореллы и
покрыты более толстой оболочкой. Это связано с
тем, что эта водоросль может жить не только в
воде, но и на суше во влажных местах. Под
оболочкой находятся ядро, цитоплазма, вакуоль и
хроматофор с пигментами.
А теперь давайте познакомимся еще с одним
представителем одноклеточных водорослей. Перед
нами водоросль – хламидомонада. В переводе с
греческого языка “хламида” – одежда,
“монадос” – частица, существо, организм. Клетка
хламидомонады имеет грушевидную форму, снаружи
покрыта оболочкой, под которой можно обнаружить,
ядро, чашевидный хроматофор, пару пульсирующих
сократительных вакуолей (удаляют из клетки
избыток воды и продукты обмена веществ), красный
светочувствительный глазок, цитоплазму, которая
имеет тонкие выросты – жгутики. Жгутики так
быстро движутся, что разглядеть их можно только
на неподвижной клетке.
Клетка хламидомонады способна накапливать
различные пигменты - красящие вещества.
– Чем хламидомонада отличается от хлореллы и
хлорококка? (Она подвижная, у неё есть
светочувствительный глазок, сократительные
вакуоли)
– Как вы думаете, с помощью чего хламидомонада
двигается? (С помощью жгутиков)
Действительно, жгутики – это органоиды
передвижения хламидомонады. С их помощью она
активно движется в сторону лучшего освещения.
– Зачем хламидомонаде искать освещенные участки
водоема? (Свет необходим для фотосинтеза)
– С помощью чего она может определить степень
освещенности? (С помощью светочувствительного
глазка)
Таким образом, мы понаблюдали за представителями
одноклеточных водорослей, изучили их строение.
Размножение одноклеточных водорослей
происходит 2-мя способами, в зависимости от
внешних условий.
А сейчас, юные исследователи, пришло время для решения
наших проблемных задач:
– Кто покрасил белых медведей в зоопарке? (Водоросль
хлорелла, которая может поселяться во влажной
шерсти животных и придавать ей зеленую окраску;
медведь любит купаться, а шерстинки у него полые
внутри)
– Что является причиной “цветения” воды в
водоемах? (Интенсивное размножение
одноклеточных зеленых водорослей, например
хлорококка, придает зеленую окраску среде
обитания)
– Откуда в горах берется розовый снег? (В горах
на поверхности снега обитает хламидомонада
снежная, которая накапливает пигмент, придающий
розовую окраску снегу)
– Летом 2001 года в Индии пролился красный дождь.
Как можно объяснить это явление? (В дождевой
воде присутствовали представители водоросли
хлорококка, содержащие пигмент каротин, который
придал им самим и воде красную окраску)
Ребята, а вы знаете, что к нам в гости сегодня пришли учёные. Давайте мы послушаем, что они нам интересного скажут об этих организмах.
Выступления учащихся.
Ученый-эколог. Одноклеточные водоросли входят в состав планктона. Планктон происходит от греческого слова, означающего “скиталец”, и представляют морское и океаническое сообщество.
Самые мелкие представители – наннопланктон – имеют размер 4,76 мкм. Основную часть морского и пресноводного планктона представляют золотистые водоросли и диатомовые водоросли с уникальным двустворчатым панцирем из кремнезема.
Фитопланктон представляет собой огромный запас биомассы и служит первым звеном в пищевой цепи морских обитателей.
Ученый-биолог. Одноклеточных водорослей много и в пресной воде средних и северных широт. К ним относятся хламидомонада и хлорелла из отдела зеленых водорослей. Хламидомонада развивается в любой луже, а снежная хламидомонада также на поверхности льда и снега, окрашивая их в красный цвет. Это подвижная микроскопическая клетка рода вольвокс округлой или грушевидной формы. В свежей хлорелле столько же витамина С, сколько в лимоне. А 100 г ее порошка хватит, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в разного вида витаминах.
Инженер-технолог. Хламидомонада хоботковая любит грязь и обитает в мелких, часто пересыхающих водоемах, иногда в почве и вызывает цветение воды. Ее используют в очистных сооружениях для биологической очистки бытовых сточных вод.
Эколог. Хлорелла – еще более мелкая водоросль, чем хламидомонада, без сократительных вакуолей и без глазка. В основном все, что сказано о хламидомонаде, относиться полностью и к хлорелле. Кроме очистки стоков ее используют для восстановления, регенерации воздуха космических кораблях и подводных лодках. Благодаря быстрому размножению и неприхотливости хлорелла известна и как источник витаминов и полноценного белка.
Спасибо, дорогие наши учёные за интересную информацию. Просим вас присаживайтесь к ребятам и вместе с ними вы можете выполнить лабораторную работу.
В чём же состоит значение водорослей?
Какова их роль в природе и в жизни человека? (Высказывания учащихся)
Делаем записи в рабочих листах.
IV. Закрепление
Лабораторная работа на тему “Особенности строения одноклеточных водорослей”.
Цель: знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей.
Оборудование: микроскоп, инструментарий, аквариум с одноклеточными водорослями, цветные карандаши.
Выполнение работы.
Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума.
Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.
Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).
Фильтровальной бумагой с краю от покровного стекла удалите часть влаги. Рассмотрите строение, отметьте окраску тела. Наблюдайте, как работает пульсирующая вакуоль.
Зарисуйте водоросль и подпишите её части.
Сделайте вывод - что такое водоросли, какова их роль в природе?
Гимнастика для глаз.
Наша экспедиция подходит к завершению.
Давайте подведем итоги.
– Какие общие особенности имеют одноклеточные водоросли? (Состоят из одной клетки, есть специальные органоиды для питания, движения)
– Какие органоиды обеспечивают питание? (Хроматофор)
– С помощью какого органоида осуществляется выделение? (С помощью сократительных вакуолей)
– Какие органоиды движения существуют у одноклеточных водорослей? (Жгутики)
– Почему всего лишь одну клетку называют организмом? (Потому что она выполняет все функции организма: дышит, питается, растет, размножается, двигается)
Достигла ли наша экспедиция своей цели? (Да)
Итак, экспедиция успешно завершилась. Настало время проверить ваши знания. Для этого выполним тестовое задание. Возьмите листочки с заданиями: выберите буквы, соответствующие правильным ответам под номерами вопросов.
Завершаем выполнение теста и проверяем свои работы.
Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя.
Все, кто выполнил задание правильно – молодцы, а те, кто допустил ошибки, могут дома еще раз поработать с информационным листом и найти правильные ответы.
V. Домашнее задание
Всем: изучить § 37, устно ответить на вопросы после §.
Любознательным: найти дополнительную информацию о водорослях и подготовить сообщения.
VI. Рефлексия
Ответьте на вопросы:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило?
– Что еще захотелось узнать?
Приложение 1 (Методы и средства обучения)
14.03.2015