Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Одноклеточные животные, или Простейшие

Цели урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения: предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процессов жизнедеятельности простейших; учатся определять значение выделения, дыхания, питания, раздражимости в жизни живых организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных, осознание необходимости бережного отношения к животным.

Оборудование: таблица “Тип Простейшие”, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Оказывается, не все простейшие способны активно двигаться, есть и те, которые ведут прикрепленный образ жизни. Кто они? Как тогда добывают они себе пищу, как защищаются? Это мы и узнаем на уроке.
Составьте развернутый, логически связанный ответ с использованием терминов прошлого урока: одноклеточные, простейшие, вода, жгутик, реснички, ложноножки, раздражитель, раздражимость.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Объясните термины: ложноножка, жгутик, реснички, раздражимость.

 

В каких средах жизни можно встретить простейших?

III. Изучение новой темы.

Простейшими называют организмы, тело которых состоит из одной единственной клетки с формированным ядром. Каждый одноклеточный организм - самостоятельный, и в его клетке-теле происходят такие процессы, которые у многоклеточных осуществляются лишь на уровне тканей и органов. Функции любой клетки, органа, организма зависят от особенностей их строения. Поэтому первая задача: по рисункам, тексту учебника рассмотреть особенности строения одноклеточных организмов. Записываем тему урока и оформляем таблицу в тетради.

Заполните таблицу, поставив знаки “плюс”(наличие) или “минус (отсутствие) в каждой из трех колонок. Сделайте выводы по результатам вашей работы.

Структура Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
Оболочка + + +
Цитоплазма + + +
Ядро + + +
Ложноножки + - -
Жгутик _ + -
Реснички _ - +
Пищеварительная вакуоль + - +
Сократительная вакуоль + + +
Рот - - +
Порошица - - +
Хлоропласты - + -
Светочувств.глазок - + -

Важно отметить следующее:

  • Амеба, эвглена, инфузория – одноклеточные организмы. Клетки имеют общий план строения.
  • Для процессов питания и выделения продуктов жизнедеятельности используются временные органеллы – пищеварительные и сократительные вакуоли, а инфузорией еще и порошица.
  • Органоиды движения – ложноножки, жгутики, реснички способствуют перемещению животных в их среде обитания.
  • Различия в составах клеток тесно связаны с особенностями их процессов жизнедеятельности.

Составьте рассказы о жизненных процессах амебы, эвглены, инфузории с использованием таблиц и текста учебника (работа проводиться в группах).

Подводим итоги работы.

Все органоиды клетки простейшего и процессы, в которых они участвуют, друг с другом очень сильно взаимосвязаны. Эти процессы обеспечивают жизнедеятельность клетки, ее рост, деление, постоянные контакты с окружающей средой. Всю совокупность процессов, протекающих в клетке, называют обменом веществ. Если простейшее питается продуктами распада органических веществ, то такой тип питания называется сапрофитным. Амеба в разных случаях может питаться по разному: сапрофитно, либо с помощью фагоцитоза.
Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение микроскопических инородных живых объектов (бактерии, фрагменты клеток) и твердых частиц одноклеточных животных (phagos - пожиратель, kutos - клетка).

В цитоплазме эвглены зеленой имеется хлорофилл, расположенный в хлоропластах. В них на свету, как у всех растений, образуются органические вещества. Такой тип питания называют автотрофный. А в темноте эвглены обесцвечиваются, так как хлорофилл у них вырабатывается только на свету, и переходят к сапрофитному питанию

Схема обмена веществ эвглены зеленой.

id21704

Итак, мы обратили внимание на жизненные процессы простейших, такие как питание, дыхание, реакция на воздействия окружающей среды, выделение, но ничего не сказали о размножении.

Самый распространенный способ размножения у простейших- бесполый, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние. Бесполым размножением является множественное деление – шизогония у споровиков.

Половое размножение инфузорий носит название конъюгации. В процессе конъюгации обогащается наследственный материал инфузорий за счет ядер от других особей.

IV. Закрепление пройденного материала.

1в – амеба, 2в – эвглена, 3в – инфузория.

Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.

- форма тела непостоянная,

- обязательно присутствуют хлоропласты,

- передвигается с помощью ложноножек,

- форма тела постоянная,

- питается бактериями, водорослями и другими простейшими,

- питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза,

- есть цитоплазма, ядро,сократительная вакуоль,

- дышит растворенным в воде кислородом,

- избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль,

- есть чувствительный к свету глазок,

- образует цисту.

Домашнее задание: §9, вопросы, термины, схемы.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о многообразии простейших; подготовить сообщение о значении простейших.

Составить кроссворд используя изученные термины по теме: “Простейшие”.

9.05.2015