Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Бинарный урок (биология + русский язык) по теме "Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы"

Бинарный урок (биология + русский язык) по теме "Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы"

Тип урока: бинарный урок (биология + русский язык)

  • русский язык: развитие речи (комплексное применение знаний о типах и стилях речи на практике);
  • биология: коррекция и обобщение знаний о систематических единицах покрытосеменных растений на практике.

Технология: развитие критического мышления через работу с текстами разных учебных дисциплин.

Цель: интегрирование знаний из разных областей (биология, русский язык) для решения одной проблемы, реализация возможностей применить имеющиеся знания на практике.

Задачи

1.Предметные:

Русский язык

  • Формирование практических умений различать и анализировать тексты разных типов и стилей речи.
  • Развитие способностей создавать устные и письменные высказывания.
  • Создание условий для мотивированного практического применения знаний.

Биология

  • Формирование умений характеризовать особенности строения растений отдела покрытосеменных (цветковых) и определять их практическую значимость
  • Развивать умения использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, распознавать) на примере растений класса двудольные

2. Метапредметные

  • Формирование умений преобразовывать текст, сохраняя заданный тип речи, но меняя стиль речи.
  • Развитие навыков связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, основываясь на своих представлениях о мире.
  • Развитие способностей выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

3. Личностные

  • Формирование экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях; развитие навыков выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
  • Совершенствование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитие критического мышления.

Оборудование: ПК, компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки, определительные карточки и гербарный материал растений семейства Крестоцветные.

Ход урока

1.Оргмомент

Постановка целей и задач урока.

2. Целеполагание. Притча о цветке

Учитель русского языка читает Притчу о цветке.

- Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”.

Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов)

Учитель биологии озвучивает основную идею необычного урока:

- Сегодня мы будем говорить о цветах, рассматривая их с двух сторон: со стороны «восхищения необыкновенной красотой этого чудного творения» (ответственным назначается русский язык) и со стороны их неповторимости и значения в природе (ответственным назначается биология). Нашим экскурсоводом по прекрасному миру цветов будет Колобок, который только начинает познавать мир. Поэтому у него для вас, ребята, есть непростые, но интересные вопросы.

3. Погружение в тему. Про то, как пришли на землю цветы

Форма работы: фронтальная

Ожидаемый результат: определение основных ориентиров деятельности на уроке.

Примечание: очередность учебного материала определяется буквами А (1) и Б (2). Для комфортной и успешной работы обучающимся предлагается маршрутный лист. (Приложение 1)

Русский язык (А)

Биология (Б)

Вниманию учеников предлагается три текста-версии о том, как на Земле появились цветы. Необходимо прочитать тексты, определить типы речи, привести аргументы в подтверждение своего мнения. (Тексты напечатаны на карточках)

1) “Сказка - ложь, да в ней намек”, - говорит народ. Во мраке и стуже будто бы лежала когда-то Мать Сыра Земля - нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (бог солнца, весны и плодородия у древних славян): "Взглянем сквозь тьму кромешную, хорошо ль, пригожа ль она, придётся ль по мысли нам?" Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землёй…(полную версию текста см. в Приложении 1)

2) По древнеславянскому поверью, каждую весну пробуждается Ярило от долгого зимнего сна, садится на коней своих - на сизые тучи, хлещет золотой вожжой, палючей молнией Мать Сыру Землю. (полную версию текста см. в Приложении 1)

3) Не забыл народ и про своих любимых героев сказочных. От следов Ивана-царевича добрые цветы родились, а от следов бабы Яги – злые и ядовитые. Судите сами!

Спасался будто бы Иван-Царевич от Бабы Яги. (полную версию текста см. в Приложении 2)

Вопросы:

- какая из версий вам симпатична более других?

- в каком тексте- версии находим прямое родство со сказкой?

- в каком со славянскими мифами?

- в каком тесте содержится самая правдоподобная версия? Почему вы так думаете?

Учащимся предлагаются задания Колобка:

  1. Какие климатические условия необходимы для жизни покрытосеменных растений?
  2. Почему, согласно древнеславянскому поверью Мать-сыра земля просыпается именно по весне?
  3. Цветы добрые и злые… Можно ли это выражение из сказки перенести в реальную жизнь? Согласны ли вы с таким строгим делением?
  4. Дополните схему Многообразие покрытосеменных (цветковых) растений (Приложение 3)

4. Актуализация знаний. Работа с конкретными заданиями предметных областей.

УЭ-1 Заседание блеф-клуба

Формы работы: индивидуальная

Ожидаемый результат: научиться выделать главные (значимые) части

Русский язык (А)

Биология (Б)

Учитель: От естественных наук возвращаемся к гуманитарным, и следующий рассказ посвящен цветку любви и нежности- Розе

Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.

В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз. При раскопках ученые нашли монеты, на которых были изображены розы. А в Древнем Риме этот цветок украшал дома только очень богатых людей. Когда они устраивали пиры, то гостей осыпали розовыми лепестками, а их головы украшали венками из роз. Богачи купались в ваннах с розовой водой; из роз делали вино, их добавляли в кушанья, в разные сладости, которые до сих пор любят на Востоке. А потом розы стали выращивать и в других странах.

Задания:

  • назовите признаки повествования как типа речи,
  • выпишите части речи, которые характерны для повествования,
  • укажите известные вам средства связи предложений, использованные в одном из текстов.

2. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст;

исправьте речевые недостатки текста.

4) Так появилась красная роза!1) Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и белой розе. 3) Острый шип, словно кинжал, вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка. 2) Он увидел её и был так пленен ее красотой, что в восторге он прижал ее к своей груди.

Задания:

О розоцветных известно много правдивых историй и небылиц. Вам предлагается найти заведомо неправильную информацию.

Род Роза относиться к семейству Пасленовые и это неслучайно: формула её цветков: Ч5Л5Т5П1, да и плоды этих растений – боб. Соцветия Розы представляет собою колос, стебель – соломина. Корневая система Розы формирует симбиоз с клубеньковыми бактериями, что значительно обогащает почву азотом и повышает её плодородие. Многие растения этого семейства относятся к плодово-ягодным культурам.

УЭ-2 Незнакомые знакомцы

Форма работы: работа в парах

Ожидаемый результат: осознание ценности полученных знаний в реальной жизни

Русский язык (Б)

Биология (А)

- Поговорим о картофеле.

Задание: составить текст по заданному началу, используя имеющийся справочный материал.

Начало текста

Нам хорошо известно такое растение, как картофель. Но на цветки картофеля редко кто обращает должное внимание. А оказывается, эти бело-сиреневые скромники не уступают своей известностью даже розе. Не верите?

………….

(Справочный материал на карточке)

Антуан Огюст Пармантье, французский аптекарь, настойчиво пропагандировал картофель у себя на родине, но народ с опаской относился к "ядовитой иноземной ягоде".

Тогда аптекарь решил пойти на хитрость. Будучи в Париже человеком довольно известным, он был вхож к королю Людовику XVI, которого сумел склонить на свою сторону. Пармантье выпросил у него участок песчаной земли под Парижем. Распахав "бесплодную" землю, естествоиспытатель вверил ей драгоценные клубни. Когда картофель зацвел, он собрал букетик цветов и преподнес их королю. Знать подняла аптекаря на смех, но король "на полном серьезе" принял букетик и даже вдел его в петлицу камзола. А вскоре и королева появилась на большом празднике с картофельными цветами в волосах. Тут уж многим стало не до смеха, и высокородные модницы готовы были заплатить любые деньги, чтобы получить синенький букетик.

 Результаты предыдущего задания показали, что формула цветка Ч5Л5Т5П1 (на экран)не соответствует семейству розоцветные.

1. Объясните, на принадлежность к какому семейству указывает эта формула?

2. Назовите известные вам растения семейства Пасленовые. (Картофель, томат, табак, петуния и т.д.)

На основании известных вам сведений заполните таблицу:

Представитель Пасленовых

Значение в жизни человека

«+»

«-«

Табак

 

 

 

Клубни содержат большое количество крахмала, являются ценным питательным продуктом

Плоды несъедобны, вызывают отравление

Томат

 

 

 

Является декоративным растением

 

УЭ-3 Познаем мир, рассуждая

Форма работы: работа в парах

Ожидаемый результат: умение работать с разными стилями текстов и составлять заданные знаково-логические схемы

Русский язык (А)

Биология (Б)

Используя предложенный материал о тюльпане, напишите рассуждение на тему «Можно ли тюльпан считать символом любви?»

Направляющие вопросы:

-Какова структура сочинения-рассуждения?

-Необходимо ли при составлении текста приводить аргументы?

На карточке:

1) Первые письменные упоминания о тюльпане относят к XI-XII векам. Его изображения…

2) Легенда о персидском царе Фархаде гласит. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин…

3) На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов… (полную версию текстов см. в Приложении 4)

Прослушав легенды о тюльпане, составьте биологически обоснованное сообщение по теме:

  • Систематическая принадлежность
  • Морфология цветка
  • Представители
  • Ареал
  • Значение

УЭ-4 В мире природы нет ничего случайного

Форма работы: индивидуальная

Ожидаемый результат: умение формулировать …знания в письменной речи

Русский язык (Б)

Биология (А)

Устная презентация письменного текста в форме повествования с элементами рассуждения научного стиля.

Учащимся предлагается текст.

Формула цветка Ч5Л5 (1+2+2)Т9П1назовите семейство к которому может относится такое растение?

Почему Бобовые часто называют семейством Мотыльковые? Какие растения этого семейства вам известны?

- Внимание: полезная информация!

В XIX веке англичане принялись разрушать шмелиные норы, так как они мешали огородникам. Результат не заставил себя ждать. Через небольшое количество лет удой на молочных фермах снизился. Как вы думаете, почему? Составьте научно обоснованный рассказ, используя знания о повествовании и рассуждении как типах речи.

УЭ-5 О скромных и неприметных

Форма работы: индивидуально-групповая

Ожидаемый результат: умение применять морфологические признаки цветковых растений класса двудольные для их распознавания в процессе лабораторной работы

Русский язык (Б)

Биология(А)

- На уроке звучали легенды о цветах: розах, тюльпанах. Мы предлагаем вам, ребята, придумать вариант легенды о пастушьей сумке. Подумайте, как могло появиться на земле это растение со скромными цветами. (Организуется работа в малых группах)

1.Приведите примеры растений, принадлежащих классу крестоцветные.

2. Лабораторная работа «Распознавание растений семейства Крестоцветные (капустные). Учащимся раздаются гербарные растения: Пастушья сумка, Клоповник мусорный, Икотник серо-зелёный, Гулявник, Редька дикая,…и предлагается определить их видовую принадлежность с помощью определительных карточек.(каждому растению соответствует определённая буква, при грамотной работе класса должно быть составлено слово УМНИКИ. В случае ошибки учащимся предоставляется возможность корректировать свои знания)

УЭ-6 Её величество пшеница

Форма работы: индивидуально-групповая

Ожидаемый результат:…

Русский язык + биология

Пшеница

Смешанный текст.

Задание: прочитайте предложения и распределите их в две группы:

1 группа: биологические сведения,

2 группа: художественное описание.

1) Ценность зерна пшеницы заключается в том, что оно способно образовывать клейковину, имеющую важное значение для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, изготовления макарон, производства манной крупы.2) Пшеница представлена большим разнообразием видов - их более 20, однако практическое значение имеют два вида пшеницы - мягкая, или обыкновенная (Triticum vulgare), и твердая (Triticum durum). 3) Зародыш пшеницы богат витаминами: Е – 158 мг/кг, В1 – 19 мг/кг (в щитке – 148 мг/кг); В2 – 12 мг/кг; В6 – 12,5 мг/кг; РР – 64 мг/кг; полезными зольными макро- и микроэлементами, содержит активные ферменты; масса пшеничного зародыша составляет 2-3% от массы зерна. 4) Зерна пшеницы бывают полностью стекловидными в том случае, когда все клетки эндосперма заполнены без воздушных пор и прослоек. Если клетки эндосперма рыхлые и содержат мельчайшие поры, зерно будет непрозрачным мучнистым. 5)

5. Рефлексия.

Форма работы: индивидуально-групповая

Творческое задание: Великий Данте в «Божественной комедии» определил своё трепетное отношение к такому совершенству природы как цветы: «Я шел вперёд, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы». Что значат цветы для каждого из вас?
Задание: Составить кластер:

id21710

6. Домашнее задание:

Составить творческий отчет на тему «Легенды о растениях родного края» или «Лекарственные растения Таловского района Воронежской области» (форма отчета выбирается обучающимися самостоятельно, в Приложении 5 предлагается пример буклета).

Презентация

19.03.2012