Организация деятельностного подхода на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, введенного в коррекционных учреждениях с 1 сентября 2016 году, в основе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит деятельностный подход, реализация которого осуществляется через организацию познавательной и предметно-практической деятельности и направлена на формирование не просто предметных результатов и базовых учебных действий, но и жизненных компетенций, которые столь необходимы для социальной успешности.
Деятельностный подход в условиях коррекционного учреждения, в котором обучаются дети с нарушениями интеллекта, позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения в меру его возможностей, содействует формированию познавательной активности и самостоятельности. Принципиальным моментом такого подхода является организация практических действий обучающихся с учебным материалом. Систематическая, планомерная организация учителем деятельностного подхода на уроках позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, деятельностное обучение направлено на создание условий для развития индивидуальных способностей обучаемого посредством использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
С данной позиции программный материал предмета «Биология» представляет большие возможности для реализации деятельностного подхода. Ниже представлены разработки уроков, в которых на различных этапах происходит реализация данного подхода либо через самостоятельную работу с текстом учебника, создание схемы, работу в группах или проведение практической работы по определенному алгоритму.
Деление цветковых растений на однодольные и двудольные растения, их характерные различия. 7-й класс
Цель урока. Сформировать представление об отличительных признаках однодольных и двудольных растений.
Задачи.
- Образовательные: на примере рисунка учебника и гербария растений изучить различия классов однодольные и двудольные; на основе отличительных признаков уметь определять принадлежность растения к определенному классу.
- Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: традиционный, комбинированный.
Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии, исследовательские технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-дифференцированная.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Приемы: работа с терминами, работа с рисунком учебника, составление схемы, практическая работа по гербарию, индивидуально-дифференцированное задание – текст с пропущенными словами, биологический диктант.
Словарная работа: однодольные растения, двудольные растения.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Открытие нового знания.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.
- О чем пойдет речь на уроке?
2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)
- Вспомните, какие растения называют однодольными и двудольными? (ответы детей)
В случае затруднения на доске вывешиваются картинки с изображением семян с одной семядолей и двумя семядолями.
После обсуждения карточки «Однодольные растения», «Двудольные растения» прикрепляются на классной доске.
3. Открытие нового знания.
Работа с рисунком учебника.
- Рассмотрите, чем различаются однодольные и двудольные растения? Откройте учебники на стр. 146, изучите рис. 104. (дети изучают рисунок, обращая внимание на отличительные признаки изображенных растений)
Беседа по рисунку.
- По каким признакам различаются однодольные и двудольные растения? (ответы детей - по строению семени, по типу жилкования, по типу корневой системы)
- Какое строение семени у однодольных и двудольных растений? (ответы детей - 1 доля у ОД, 2 доли у ДД)
- Как отличаются однодольные и двудольные растения по жилкованию листьев? (ответы детей - у ОД – параллельное или дуговое жилкование, у ДД – сетчатое жилкование).
- Вспомните, чем параллельное и дуговое жилкование отличается от сетчатого? (ответы детей)
- В чем различие однодольных и двудольных растения по строению корневой системы? (ответы детей – у ОД корневая система мочковатая, у ДД корневая система стержневая)
- Вспомните, какую корневую систему называют стержневой, а какую мочковатой? (ответы детей)
- В чем отличие мочковатой корневой системы от стержневой? (ответы детей)
Составление схемы
- Составим схему «Различие однодольных и двудольных растений»
Составление схемы совместно с учителем, запись схемы в тетрадь и на доске.
Составление по схеме предложения «Однодольные отличаются от двудольных тем, что ……..» (для сильных учащихся).
Индивидуально-дифференцированное задание. Дополни текст об отличии однодольных и двудольных растений, вставь нужные слова вместо пропусков. Прочитай, что получилось.
Однодольные растения отличаются от двудольных тем, что у ОД растений в семени _____________ семядоля, а у двудольных ___________ семядоли. Жилкование листьев у однодольных _________________ или _______________, а у двудольных ____________________. Корневая система у однодольных _____________________, а у двудольных растений корневая система ______________________________.
Вывод. Что узнали?
Практическая работа (выполнение заданий с последующим обсуждением результатов, оказание индивидуальной помощи нуждающимся учащимся)
- Обучающимся выдаются карточки с характеристикой растений по признакам однодольных и двудольных растений. По характеристике необходимо определить к какому классу относится то или иное растение.
- По гербарию определить принадлежность растения к классу, обосновать свой ответ.
Вывод. Что делали?
4. Закрепление.
Биологический диктант.
- Растения, у которых семя состоит из 1 семядоли, называют ………(однодольными).
- Растения, у которых семя состоит из 2 семядолей, называют ……..(двудольными).
- Если жилкование листьев сетчатое, то такие растения относятся к классу …. (двудольные).
- Если жилкование листьев параллельное или дуговое, то такие растения относятся к классу ….. (однодольные).
- Корневая система, в которой четко выделен главный корень, называется ……. (стержневой).
- Корневая система, в которой нет главного корня, присутствуют придаточные корни, называется…….. (мочковатой).
Фронтальное обсуждение полученных результатов.
5. Рефлексия (вопросы на карточке для каждого учащегося)
- Как называлась тема нашего урока?
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какую оценку поставите себе за работу на уроке?
Оценивание учителем, домашнее задание.
Прочитать стр. 145-147, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнительное задание – зарисовать рис. 103, 104.
Внутреннее строение земноводных. 8 класс
Цель урока. Сформировать представление об отличительных особенностях внутреннего строения земноводных.
Задачи.
- Образовательные: изучить особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни, установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
- Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
- Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: традиционный, комбинированный.
Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Приемы: игровые приемы, работа с кейсами, работа с таблицей, работа с карточками, рефлексия.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Открытие нового знания.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.
- Соберите картинки из паззлов. Как называется группа этих животных? (ответы детей – земноводные).
- Прочитайте слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (земноводные, сердце, желудок, нервы). (Слайд 1)
- О чем пойдет речь на уроке?
- Тема нашего урока «Внутреннее строение земноводных». Запишите тему в тетради. (Слайд 2)
2. Актуализация опорных знаний.
- Почему земноводные получили такое название?
Работа в группах.
- На прошлом уроке мы с вами уже знакомились с земноводными, давайте вспомним, что нам уже известно об этой группе животных?
1 группа. Назовите части тела земноводных на примере лягушки. (Слайд 3)
2 группа. Тритон, серая жаба, речной окунь. Выберите лишнее животное. Дополните предложение. (Слайд 4)
Лишний ____________, потому что он относится к ______________, а другие к_______________.
3 группа:
- Где обитает?
- На какие части разделено тело?
- С помощью каких органов передвигается животное?
- Чем покрыто тело снаружи? (Слайд 5)
4 группа: Сравните скелет земноводного и скелет рыбы, определите, чем отличается скелет земноводного. (Слайд 6)
Обсуждение выполненных заданий.
3. Открытие нового знания.
- Вспомните, какие системы органов вы изучали у рыб? (слайд 7)
- Системы органов у земноводных такие же, как и у рыб.
- Посмотрите на таблицу. Можем ли мы заполнить таблицу?
Органы |
|
Органы |
|
Органы |
|
Строение сердца |
|
Нервная система |
|
Головной мозг |
|
- Нам не хватает информации. Для этого у Вас на столах находятся кейсы с инструктивными карточками, с текстовым материалом и иллюстрациями, изучив которые вы сможете выполнить различные задания и заполнить таблицу.
4. Физкультминутка.
Работа в группах с кейсами.
1 задание: изучить текстовый материал и иллюстрации, собрать схему внутренних органов и представить ее у доски.
Выступление групп:
1 группа: Органы пищеварения (Слайд 8, 9, 10)
- Расположите органы пищеварения в порядке прохождения пищи.
- Объясните, что происходит с пищей в органах пищеварения?
- Как охотится лягушка и как глаза помогают лягушке?
2 группа: Органы кровообращения (Слайд 11)
- Какие органы кровообращения у земноводных? (сердце и сосуды).
- Почему у земноводных появляется второй круг кровообращения
- Какое строение сердца у земноводных?
3 группа: Нервная система (Слайд 12)
- Какое строение нервной системы земноводных?
- Перечислите отделы головного мозга земноводных.
4 группа: Органы дыхания (Слайд 13)
- Перечислите органы дыхания взрослых земноводных.
- Почему лягушки могут находиться на дне водоема не задыхаясь?
2 задание группам: Сравнить строение внутренних органов земноводных и рыб.
1 группа - Ответьте на вопрос: Чем пищеварительная система земноводных отличается от пищеварительной системы рыб?
2 группа – Чем кровеносная система земноводных отличается от кровеносной системы рыб? Сколько камер было у сердца рыб, сколько кругов кровообращения?
3 группа - Чем головной мозг земноводных отличается от головного мозга рыб? (Это связано с тем, что на суше более сложные условия жизни). Почему у земноводных мозжечок меньше чем у рыб? Почему у земноводных передний мозг развит лучше, чем у рыб?
4 группа – Чем органы дыхания рыб отличаются от органов дыхания земноводных?
- Давайте еще раз повторим внутреннее строение земноводных (Слайд 14).
Работа с таблицей (индивидуальная работа). Используя материал кейсов, обучающиеся заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь.
Вывод. Что мы обсуждали?
5. Закрепление
Выполните задание на карточках. С помощью стрелочек соотнесите системы органов и органы, которые относятся к этим системам.
Системы органов Органы:
Нервная система 1 – бедро;
Кровеносная система 2 – мышцы;
Пищеварительная система 3 – желудок;
Дыхательная система 4 – кожа;
Опорно-двигательная система 5 – сердце;
Покровная система 6 – легкие;
7 – пищевод;
8 – кисть пальцы, стопа
9 – сосуды;
10 – нервы;
11 – задние конечности;
12 – спинной мозг;
13 – пояс передних конечностей;
14 – головной мозг;
15 – кишечник.
Взаимопроверка, выставление оценок учащимися друг другу.
6. Рефлексия
- Что нового на уроке вы узнали о земноводных?
- Чему научились?
- Какую оценку поставите себе за работу на уроке?
Оценивание учителем, домашнее задание.
Подготовить сообщения.
Значение крови и ее состав. 9 класс
Цель урока. Сформировать представление о значении и составе крови.
Задачи.
- Образовательные: познакомиться с значением и составом крови, изучить особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями, выяснить значение иммунитета.
- Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через работу с текстом учебника и осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
- Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать самостоятельность.
Тип урока: традиционный, урок овладения новыми знаниями.
Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-дифференцированная.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Приемы: работа с терминами, работа с рисунком учебника, составление схемы, текст с пропущенными словами, деформированный текст, тест, «Да-нетка».
Словарная работа: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Открытие нового знания.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.
- О чем пойдет речь на уроке? (предположения учащихся в соответствии с темой урока)
План урока:
- Значение крови.
- Состав крови.
- Иммунитет и его значение.
1. Открытие нового знания.
2. Значение крови
Работа с рисунком учебника (стр. 87, рис 82).
- Рассмотрите схему на рис.82, расскажите о значении крови (дети изучают схему).
Беседа по рисунку. Составление рассказа с опорой на схему.
- Составьте рассказ «Значение крови». Начните рассказ словами «Кровь выполняет в организме человека очень важную роль….».
Вывод: Что обсудили?
3. Состав крови
Самостоятельное чтение статьи учебника, составление схемы.
- Прочитайте статью «Состав крови» и заполните схему, запишите, что входит в состав крови.
Самостоятельное составление схемы учащимися, запись схемы в тетрадь, обсуждение и запись на доске.
Плазма крови. Чтение статьи учебника вслух по цепочке.
- Выясните, что такое плазма и каково ее значение. В учебнике статья «Плазма крови», на доске задание, ваши дальнейшие действия (ответы детей – прочитаем статью, в задание вставим пропущенные слова, запишем получившийся текст в тетрадь).
Учащиеся вслух читают статью учебника, обсуждение прочитанного, самостоятельное выполнение задания.
Учащимся третьей группы обучаемости при выполнении задания оказывается помощь.
Плазма крови
Плазма – это _____________ часть крови. Она состоит из ___________, _____________, ___________, __________, ___________________, _______________. Плазма крови разносит ко всем органам _____________________________. К органам выделения доставляет ________________________.
Красные клетки крови. Работа с рисунком и текстом учебника.
- Какая форма у эритроцитов? Почему эритроциты плоские? Почему эритроциты называют красными кровяными клетками?
- Выполните задание на карточке. Найдите в тексте «Эритроциты» ошибки и исправьте их.
Эритроциты
Эритроциты – это белые клетки крови, их цвет зависит от особого вещества – гемоглобина. В эритроцитах есть ядра, поэтому их форма уплощенная. Из-за уплощенной формы эритроциты переносят мало кислорода и углекислого газа.
Индивидуально-дифференцированное задание. Зарисовать эритроцит. Найти в тексте и записать в тетрадь значение эритроцита.
Белые клетки крови. Рассказ учителя о строении и значении лейкоцитов.
Кровяные пластинки. С опорой на текст учебника (статья «Кровяные пластинки») учащиеся устно выполняют тестовое задание.
Кровяные пластинки – это (эритроциты; лейкоциты; тромбоциты). Тромбоциты (переносят кислород и углекислый газ; закупоривают стенки сосудов; защищают организм от болезнетворных микробов). Тромбоциты участвуют в важном процессе – (невосприимчивости организма к болезням; свертывании крови).
Вывод. Что нового узнали? (вывешивание терминов «плазма», «эритроциты», «тромбоциты», «лейкоциты» на доске).
4. Иммунитет и его значение.
Самостоятельное чтение четвертого абзаца статьи «Белые кровяные клетки», обсуждение прочитанного, обсуждение термина иммунитет.
- Что такое иммунитет?
- Какой бывает иммунитет?
- Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?
Вывод. Что обсудили? (вывешивание термина «иммунитет» на доске).
5. Закрепление
Да-нетка.
- Кровеносная система доставляет по организму кислород и питательные вещества.
- Кровеносная система обеспечивает опору и движение тела.
- В организме человека 5 литров крови.
- В организме человека 10 литров крови.
- Кровь обеспечивает постоянную температуру тела человека.
- В эритроцитах содержится гемоглобин.
- В лейкоцитах содержится гемоглобин.
- Тромбоциты уничтожают бактерий.
- Лейкоциты закупоривают поврежденные стенки сосудов.
Фронтальное обсуждение полученных результатов.
6. Рефлексия (вопросы на карточке для каждого учащегося)
- Как называлась тема нашего урока?
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какую оценку поставите себе за работу на уроке?
Оценивание учителем, домашнее задание.
Прочитать стр. 89-92, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнительное задание для учащихся первой и второй группы обучаемости – выучить определение «Иммунитет».
26.02.2018