Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Организация деятельностного подхода на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Организация деятельностного подхода на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта, введенного в коррекционных учреждениях с 1 сентября 2016 году, в основе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит деятельностный подход, реализация которого осуществляется через организацию познавательной и предметно-практической деятельности и направлена на формирование не просто предметных результатов и базовых учебных действий, но и жизненных компетенций, которые столь необходимы для социальной успешности.

Деятельностный подход в условиях коррекционного учреждения, в котором обучаются дети с нарушениями интеллекта, позволяет вовлечь обучающегося в процесс активного учения  в меру его возможностей, содействует формированию познавательной активности и самостоятельности. Принципиальным моментом такого подхода является организация практических действий обучающихся с учебным материалом. Систематическая, планомерная организация учителем деятельностного подхода на уроках позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, деятельностное обучение направлено на создание условий для развития индивидуальных способностей обучаемого посредством использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

С данной позиции программный материал предмета «Биология» представляет большие возможности для реализации деятельностного подхода. Ниже представлены разработки уроков, в которых на различных этапах происходит реализация данного подхода либо через самостоятельную работу с текстом учебника, создание схемы, работу в группах или проведение практической работы по определенному алгоритму.

Деление цветковых растений на однодольные и двудольные растения, их характерные различия. 7-й класс

Цель урока. Сформировать представление об отличительных признаках однодольных и двудольных растений.

Задачи.

  • Образовательные: на примере рисунка учебника и гербария растений изучить различия классов однодольные и двудольные; на основе отличительных признаков уметь определять принадлежность растения к определенному классу.
  • Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
  • Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: традиционный, комбинированный.

Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии, исследовательские технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-дифференцированная.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.

Приемы: работа с терминами, работа с рисунком учебника, составление схемы, практическая работа по гербарию, индивидуально-дифференцированное задание – текст с пропущенными словами, биологический диктант.

Словарная работа: однодольные растения, двудольные растения.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Открытие нового знания.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.

- О чем пойдет речь на уроке?

2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

- Вспомните, какие растения называют однодольными и двудольными? (ответы детей)

В случае затруднения на доске вывешиваются картинки с изображением семян с одной семядолей и двумя семядолями.
После обсуждения карточки «Однодольные растения», «Двудольные растения» прикрепляются на классной доске.

3. Открытие нового знания.

Работа с рисунком учебника.

- Рассмотрите, чем различаются однодольные и двудольные растения? Откройте учебники на стр. 146, изучите рис. 104. (дети изучают рисунок, обращая внимание на отличительные признаки изображенных растений)

Беседа по рисунку.

- По каким признакам различаются однодольные и двудольные растения? (ответы детей - по строению семени, по типу жилкования, по типу корневой системы)

- Какое строение семени у однодольных и двудольных растений? (ответы детей - 1 доля у ОД, 2 доли у ДД)

- Как отличаются однодольные и двудольные растения по жилкованию листьев? (ответы детей - у ОД – параллельное или дуговое жилкование, у ДД – сетчатое жилкование).

- Вспомните, чем параллельное и дуговое жилкование отличается от сетчатого? (ответы детей)

- В чем различие однодольных и двудольных растения по строению корневой системы? (ответы детей – у ОД корневая система мочковатая, у ДД корневая система стержневая)

- Вспомните, какую корневую систему называют стержневой, а какую мочковатой? (ответы детей)

- В чем отличие мочковатой корневой системы от стержневой? (ответы детей)

Составление схемы

- Составим схему «Различие однодольных и двудольных растений»

Составление схемы совместно с учителем, запись схемы в тетрадь и на доске.

Составление по схеме предложения «Однодольные отличаются от двудольных тем, что ……..» (для сильных учащихся).

Индивидуально-дифференцированное задание. Дополни текст об отличии однодольных и двудольных растений, вставь нужные слова вместо пропусков. Прочитай, что получилось.

Однодольные растения отличаются от двудольных тем, что у ОД растений в семени _____________ семядоля, а у двудольных ___________ семядоли. Жилкование листьев у однодольных _________________ или _______________, а у двудольных ____________________. Корневая система у однодольных _____________________, а у двудольных растений корневая система ______________________________.

Вывод. Что узнали?

Практическая работа (выполнение заданий с последующим обсуждением результатов, оказание индивидуальной помощи нуждающимся учащимся)

  1. Обучающимся выдаются карточки с характеристикой растений по признакам однодольных и двудольных растений. По характеристике необходимо определить к какому классу относится то или иное растение.
  2. По гербарию определить принадлежность растения к классу, обосновать свой ответ.

Вывод. Что делали?

4. Закрепление.

Биологический диктант.

  1. Растения, у которых семя состоит из 1 семядоли, называют ………(однодольными).
  2. Растения, у которых семя состоит из 2 семядолей, называют ……..(двудольными).
  3. Если жилкование листьев сетчатое, то такие растения относятся к классу …. (двудольные).
  4. Если жилкование листьев параллельное или дуговое, то такие растения относятся к классу ….. (однодольные).
  5. Корневая система, в которой четко выделен главный корень, называется ……. (стержневой).
  6. Корневая система, в которой нет главного корня, присутствуют придаточные корни, называется…….. (мочковатой).

Фронтальное обсуждение полученных результатов.

5. Рефлексия (вопросы на карточке для каждого учащегося)

  • Как называлась тема нашего урока?
  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какую оценку поставите себе за работу на уроке?

Оценивание учителем, домашнее задание.

Прочитать стр. 145-147, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнительное задание – зарисовать рис. 103, 104.

Внутреннее строение земноводных. 8 класс

Цель урока. Сформировать представление об отличительных особенностях внутреннего строения земноводных.

Задачи.

  • Образовательные: изучить особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни, установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.
  • Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
  • Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: традиционный, комбинированный.

Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии, ИКТ.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: игровые приемы, работа с кейсами, работа с таблицей, работа с карточками, рефлексия.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Открытие нового знания.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.

- Соберите картинки из паззлов. Как называется группа этих животных? (ответы детей – земноводные).

- Прочитайте слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (земноводные, сердце, желудок, нервы). (Слайд 1)

-  О чем пойдет речь на уроке?

-  Тема нашего урока «Внутреннее строение земноводных». Запишите тему в тетради. (Слайд 2)

2. Актуализация опорных знаний.

- Почему земноводные получили такое название?

Работа в группах.

- На прошлом уроке мы с вами уже знакомились с земноводными, давайте вспомним, что нам уже известно об этой группе животных?

1 группа. Назовите части тела земноводных на примере лягушки. (Слайд 3)

2 группа. Тритон, серая жаба, речной окунь. Выберите лишнее животное. Дополните предложение. (Слайд 4)

Лишний ____________, потому что он относится к ______________, а другие к_______________.

3 группа:

id21763

  1. Где обитает?
  2. На какие части разделено тело?
  3. С помощью каких органов передвигается животное?
  4. Чем покрыто тело снаружи? (Слайд 5)

4 группа: Сравните скелет земноводного и скелет рыбы, определите, чем отличается скелет земноводного. (Слайд 6)

Обсуждение выполненных заданий.

3. Открытие нового знания.

- Вспомните, какие системы органов вы изучали у рыб? (слайд 7)

- Системы органов у земноводных такие же, как и у рыб.

- Посмотрите на таблицу. Можем ли мы заполнить таблицу?

Органы
пищеварения

 

Органы
дыхания

 

Органы
кровообращения

 

Строение сердца

 

Нервная система

 

Головной мозг

 

- Нам не хватает информации. Для этого у Вас на столах находятся кейсы с инструктивными карточками, с текстовым материалом и иллюстрациями, изучив которые вы сможете выполнить различные задания и заполнить таблицу.

4. Физкультминутка.

Работа в группах с кейсами.

1 задание: изучить текстовый материал и иллюстрации, собрать схему внутренних органов и представить ее у доски.

Выступление групп:

1 группа: Органы пищеварения (Слайд 8, 9, 10)
- Расположите органы пищеварения в порядке прохождения пищи.
- Объясните, что происходит с пищей в органах пищеварения?
- Как охотится лягушка и как глаза помогают лягушке?

2 группа: Органы кровообращения (Слайд 11)
- Какие органы кровообращения у земноводных? (сердце и сосуды).
- Почему у земноводных появляется второй круг кровообращения
- Какое строение сердца у земноводных?

3 группа: Нервная система (Слайд 12)
- Какое строение нервной системы земноводных?
- Перечислите отделы головного мозга земноводных.

4 группа: Органы дыхания (Слайд 13)
- Перечислите органы дыхания взрослых земноводных.
- Почему лягушки могут находиться на дне водоема не задыхаясь?

2 задание группам: Сравнить строение внутренних органов земноводных и рыб.

1 группа - Ответьте на вопрос: Чем пищеварительная система земноводных отличается от пищеварительной системы рыб?

2 группа – Чем кровеносная система земноводных отличается от кровеносной системы рыб? Сколько камер было у сердца рыб, сколько кругов кровообращения?

3 группа - Чем головной мозг земноводных отличается от головного мозга рыб? (Это связано с тем, что на суше более сложные условия жизни). Почему у земноводных мозжечок меньше чем у рыб? Почему у земноводных передний мозг развит лучше, чем у рыб?

4 группа – Чем органы дыхания рыб отличаются от органов дыхания земноводных?

- Давайте еще раз повторим внутреннее строение земноводных (Слайд 14).

Работа с таблицей (индивидуальная работа). Используя материал кейсов, обучающиеся заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь.

Вывод. Что мы обсуждали?

5. Закрепление

Выполните задание на карточках. С помощью стрелочек соотнесите системы органов и органы, которые относятся к этим системам.

Системы органов                                                                        Органы:

Нервная система                                                                          1 – бедро;
Кровеносная система                                                                  2 – мышцы;
Пищеварительная система                                                         3 – желудок;
Дыхательная система                                                                  4 – кожа;
Опорно-двигательная система                                                   5 – сердце;
Покровная система                                                                      6 – легкие;
7 – пищевод;
8 – кисть пальцы, стопа
9 – сосуды;
10 – нервы;
11 – задние конечности;
12 – спинной мозг;
13 – пояс передних конечностей;
14 – головной мозг;
15 – кишечник.

Взаимопроверка, выставление оценок учащимися друг другу.

6. Рефлексия

  • Что нового на уроке вы узнали о земноводных?
  • Чему научились?
  • Какую оценку поставите себе за работу на уроке?

Оценивание учителем, домашнее задание.

Подготовить сообщения.

Значение крови и ее состав. 9 класс

Цель урока. Сформировать представление о значении и составе крови.

Задачи.

  • Образовательные: познакомиться с значением и составом крови, изучить особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями, выяснить значение иммунитета.
  • Коррекционно-развивающие: содействовать развитию памяти, внимания, мышления через работу с текстом учебника и осмысление полученной информации, способность проводить сравнения; развивать устную связную речь, обогащать активный словарный запас.
  • Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать самостоятельность.

Тип урока: традиционный, урок овладения новыми знаниями.

Используемые технологии: технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированные технологии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-дифференцированная.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Приемы: работа с терминами, работа с рисунком учебника, составление схемы, текст с пропущенными словами, деформированный текст, тест, «Да-нетка».

Словарная работа: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, иммунитет.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Открытие нового знания.
  3. Закрепление.
  4. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой, объявление темы и задач урока.

- О чем пойдет речь на уроке? (предположения учащихся в соответствии с темой урока)

План урока:

  1. Значение крови.
  2. Состав крови.
  3. Иммунитет и его значение.

1. Открытие нового знания.

2. Значение крови

Работа с рисунком учебника (стр. 87, рис 82).

- Рассмотрите схему на рис.82, расскажите о значении крови (дети изучают схему).

Беседа по рисунку. Составление рассказа с опорой на схему.

- Составьте рассказ «Значение крови». Начните рассказ словами «Кровь выполняет в организме человека очень важную роль….».

Вывод: Что обсудили?

3. Состав крови

Самостоятельное чтение статьи учебника, составление схемы.

- Прочитайте статью «Состав крови» и заполните схему, запишите, что входит в состав крови.

Самостоятельное составление схемы учащимися, запись схемы в тетрадь, обсуждение и запись на доске.

Плазма крови. Чтение статьи учебника вслух по цепочке.

- Выясните, что такое плазма и каково ее значение. В учебнике статья «Плазма крови», на доске задание, ваши дальнейшие действия (ответы детей – прочитаем статью, в задание вставим пропущенные слова, запишем получившийся текст в тетрадь).

Учащиеся вслух читают статью учебника, обсуждение прочитанного, самостоятельное выполнение задания.

Учащимся третьей группы обучаемости при выполнении задания оказывается помощь.

Плазма крови

Плазма – это _____________ часть крови. Она состоит из ___________, _____________, ___________, __________, ___________________, _______________. Плазма крови разносит ко всем органам _____________________________. К органам выделения доставляет ________________________.

Красные клетки крови. Работа с рисунком и текстом учебника.

- Какая форма у эритроцитов? Почему эритроциты плоские? Почему эритроциты называют красными кровяными клетками?

- Выполните задание на карточке. Найдите в тексте «Эритроциты» ошибки и исправьте их.

Эритроциты

Эритроциты – это белые клетки крови, их цвет зависит от особого вещества – гемоглобина. В эритроцитах есть ядра, поэтому их форма уплощенная. Из-за уплощенной формы эритроциты переносят мало кислорода и углекислого газа.

Индивидуально-дифференцированное задание. Зарисовать эритроцит. Найти в тексте и записать в тетрадь значение эритроцита.

Белые клетки крови. Рассказ учителя о строении и значении лейкоцитов.

Кровяные пластинки. С опорой на текст учебника (статья «Кровяные пластинки») учащиеся устно выполняют тестовое задание.
Кровяные пластинки – это (эритроциты; лейкоциты; тромбоциты). Тромбоциты (переносят кислород и углекислый газ; закупоривают стенки сосудов; защищают организм от болезнетворных микробов). Тромбоциты участвуют в важном процессе – (невосприимчивости организма  к болезням; свертывании крови).

Вывод. Что нового узнали? (вывешивание терминов «плазма», «эритроциты», «тромбоциты», «лейкоциты» на доске).

4. Иммунитет и его значение.

Самостоятельное чтение четвертого абзаца статьи «Белые кровяные клетки», обсуждение прочитанного, обсуждение термина иммунитет.

- Что такое иммунитет?

- Какой бывает иммунитет?

- Чем естественный иммунитет отличается от искусственного?

Вывод. Что обсудили? (вывешивание термина «иммунитет» на доске).

5. Закрепление

Да-нетка.

  1. Кровеносная система доставляет по организму кислород и питательные вещества.
  2. Кровеносная система обеспечивает опору и движение тела.
  3. В организме человека 5 литров крови.
  4. В организме человека 10 литров крови.
  5. Кровь обеспечивает постоянную температуру тела человека.
  6. В эритроцитах содержится гемоглобин.
  7. В лейкоцитах содержится гемоглобин.
  8. Тромбоциты уничтожают бактерий.
  9. Лейкоциты закупоривают поврежденные стенки сосудов.

Фронтальное обсуждение полученных результатов.

6. Рефлексия (вопросы на карточке для каждого учащегося)

  • Как называлась тема нашего урока?
  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какую оценку поставите себе за работу на уроке?

Оценивание учителем, домашнее задание.

Прочитать стр. 89-92, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнительное задание для учащихся первой и второй группы обучаемости – выучить определение «Иммунитет».

26.02.2018