Организация и руководство проектной деятельностью школьников по биологии и экологии
Перемены, происходящие в современном обществе, оказывают непосредственное влияние на содержание образования. В современном обществе востребованы компетентные специалисты. Значит, неизбежны и необходимы изменения в школьном образовании.
"Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" ориентирует деятельность педагогов на формирование самостоятельности обучающихся.
Объём знаний, который увеличивается из года в год, в том числе и в области биологической науки, является одной из предпосылок изменения подхода к преподаванию предмета. Важно развивать у школьников не способности к запоминанию фактов, сведений, а находить среди множества из них нужные, выделять значимые. Многие школьники имеют доступ к Интернет-ресурсам. У обучающихся есть возможность получить интересующую информацию за небольшой промежуток времени. Однако не все из них могут выбрать из большого потока информации нужную.
Но ещё более значимым качеством, востребованным в настоящее время в социуме, является умение использовать имеющиеся знания. Поэтому репродуктивный способ получения знаний в современной школе уступает место продуктивному.
Деятельность педагога необходимо направить на формирование умений и потребностей у обучающихся добывать самостоятельно и применять предметные знания на практике.
Решение возникших проблем и задач, возникших на современно этапе в образовании возможно посредством использования инновационных технологий. Именно от технологии обучения зависит развитие, формирование качеств личности.
Использование учителем в образовательной среде инновационных технологий обеспечивает развитие конкурентоспособной личности, которая самостоятельно мыслит, может планировать свои действия , принимать ответственные решения и обладает коммуникативными качествами.
В процессе деятельности над проектом исследовательские умения у обучающихся развиваются посредством выявления проблемы исследования, гипотезы, сбора информации, наблюдений, проведения опыта, эксперимента, анализа результатов и обобщения. Обучающиеся осваивают опыт самостоятельного решения задач путём овладения этапами деятельности решения проблемного вопроса, последовательностью действий.
А именно: проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, выбор метода решения задач, проверка выбранных предположений, анализ полученных результатов и выводы.
Таким образом, с помощью исследовательских методов обучающиеся постепенно овладевают навыками решения проблемных вопросов.
Обязательным условием организации учителем учебной исследовательской проектной деятельности является хорошо продуманная им и спланированная деятельность обучающихся на всех этапах исследовательского проекта.
Учебные исследовательские проекты повторяют структуру научного исследования. Потому они включают в себя аргументацию актуальности исследования, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы, определение предмета исследования, объекта исследования, определение источников информации, методики исследования, анализ полученных результатов, сравнение их с планируемыми и оформление работы.
Проектная деятельность включает 4 этапа: подготовительный, организационный, исследовательский, отчетный. На каждом из этих этапов формируются и развиваются определенные умения школьников.
На I этапе работы над проектом происходит погружение в проектную деятельность. Обучающиеся определяют тему проекта, проблему и ставят цель. Этот этап проектной деятельности самый короткий из этапов.
На следующем этапе школьники планируют работу над проектом. Обучающиеся определяют источник сбора информации и форму представления результата. Если работа выполняется в группах, то определяются роли участников проекта и идёт постановка задач для каждой из групп.
III этап - практической деятельности. На этапе исследования обучающиеся собирают необходимую информацию, решают поставленные задачи, проводят необходимые исследования. Проводятся анализ полученных результатов и формулируются выводы.
На завершающем этапе проектной деятельности обучающиеся представляют отчёт, результаты исследования. Результаты деятельности могут быть представлены в различной форме: стендовый доклад, презентация, публикация, стенгазета, видеожурнал, выступление на конференции и т.д.
Проекты, над которыми работают ученики различаются по теме исследования, постановке проблем и путей их разрешения. Поэтому одной из трудностей в использовании метода проекта является отсутствие готовых рекомендаций для решения возникающих проблем.
Учитель должен уметь организовать работу над проектом таким образом, чтобы у учеников возникла внутренняя мотивация к получению знаний.
Например, обучающиеся с удовольствием знакомятся с методикой проведения опытов и экспериментов, если изучаемый объект вызывает у них интерес. А интересные факты, сведения о б изучаемом объекте они находят из различных источников информации. Для знакомства с хвостатыми земноводными - тритонами, например, ученики используют справочник определитель А.Г.Банникова.
Один из разделов этой книги посвящен классу земноводных. Автор описывает внешнее строение хвостатых земноводных, распространение, образ жизни.
В хрестоматии по биологии автора О. Н. Дроновой приведены интересные факты из жизни этих земноводных. Например, такой: когда поздней осенью тритоны покидают пруд и выходят на сушу, то теряют кожистую оторочку, находящуюся вокруг пальцев задних лап. Или ещё пример: случалось, что в сильную засуху тритоны высыхали. Их мумии лежали месяцами, но
стоило влаге попасть на их тело, как они тут же оживали. Потрясает способность тритона к регенерации- восстановлению утраченных частей тела. В справочнике школьника по биологии дано определение рода тритон.
Рекомендации по содержанию земноводных в домашних условиях описаны в книге И.П. Сосновского "Амфибии и рептилии леса"
Деятельность обучающихся организуется мною таким образом, что получение необходимых знаний и применение их на практике происходит посредством познавательной деятельности самостоятельно.
Развитие познавательной активности у обучающихся следует начинать с ознакомления их с классической цепочкой исследовательского процесса.
На стадии формирования опыта самостоятельной познавательной активности необходимо обучающихся ознакомить с характеристикой каждого из этапов исследовательского проекта. Целесообразно показать исследовательские работы других школьников. На примере готовых учебных исследовательских работ можно разобрать отдельные этапы исследовательской деятельности.
На следующем этапе развития опыта самостоятельной познавательной активности учитель формирует у обучающихся навыки самостоятельной постановки проблемы, что способствует интеллектуальному развитию личности. На этом этапе развиваются навыки формулирования цели исследования , задач и выдвижения гипотезы. Обучающиеся приобретают опыт моделирования своей деятельности.
Чем интереснее и значимая для школьников тема исследования, тем более она активизирует их деятельность. Активизация самостоятельной познавательной деятельности связана с познавательной активностью обучающихся. Одна и та же тема исследования может вызвать разный интерес у обучающихся. Этот момент педагогу необходимо учитывать. Например, обучающиеся, планирующие в дальнейшем поступать в медицинские учебные заведения с удовольствием выполняют исследования медицинской направленности. Ученики работают в лабораториях, проводят небольшие исследования медицинского характера. А будущие экологи с удовольствием выбирают экологические проекты.
На начальных этапах формирования познавательной деятельности школьников учителю необходимо оказывать помощь обучающимся. Но организовать работу нужно таким образом, чтобы ученик был не объектом, а субъектом деятельности. Например, в процессе работы над исследовательским проектом "Зависимость функционирования сердечно -сосудистой системы тритонов от условий их содержания", после определения темы проекта, постановки его цели нужно поставить задачи, которые естественно, связаны с темой. Учитель должен акцентировать внимание ученика на этом моменте. А дальше обучающийся сам формулирует эти задачи. Если у школьника нет опыта исследовательской деятельности, то этот этап будет для него трудным. Можно помочь ученику сформулировать задачи самостоятельно при помощи наводящих вопросов. Например:
1.Что мы хотим узнать? Какую проблему решить в процессе работы над проектом?
2.К какому классу относятся тритоны и каковы особенности строения их кровеносной системы в связи с этим?
3.Что необходимо сделать, чтобы решить проблему?
Педагогическая поддержка нужна ученику и при постановке эксперимента, выполнении практической части проекта. Необходимо объяснить, что обязательным условием эксперимента является его многократное повторение. Обратить внимание обучающихся на условия проведения эксперимента. В процессе практической деятельности ученик постепенно овладевает методикой проведения экспериментальной части исследования, обработки результатов исследования и постановки выводов.
Таким образом, у обучающихся первоначально формируется представление о последовательности деятельности, способах её реализации.
Освоив на практике этапы учебного исследования школьники переходят на другой уровень самостоятельности. Постепенно ученик становится всё меньше зависимым от поддержки педагога.
Выдвижение гипотезы, постановка цели и задач у них вызывают меньшие трудности. Они могут самостоятельно находить нужную информацию для решения проблемы, моделируют способы её разрешения.
Примером использования опыта познавательной активности обучающихся является подготовка сообщения (устная или письменная форма на выбор ученика и учителя) обучающимся к уроку общей биологии по теме "Фотосинтез". Программой не предусмотрено изучение опытов учёных по выявлению фототропизмов у растений. Но обучающиеся заинтересованные изучением этого процесса, умеющие работать с различными источниками информации, могут дополнить материал учебного пособия интересными фактами. Например, сообщением об опытах Фитинга и П. Бойсена-Йенсена, А. Паль, Н. Г. Холодного и Ф. В. Вента.
К проектной деятельности предъявляются определенные требования, такие как значимая в исследовательском плане проблема, организация самостоятельной деятельности обучающихся, использование исследовательских методов, владение теоретическим материалом автором проекта, соответствие работы установленным критериям.
При выборе темы проекта нужно опираться на доминирующий метод. Соотнести выбранный метод возрастом участников проекта.
Нужно обратить внимание на формы контроля этапов проектной деятельности. При работе над долгосрочным проектом я организую промежуточные отчеты участников проекта. На которых заслушиваются полученные результаты реализации этапов проекта. Такой подход позволяет во время внести необходимые корректировки и спланировать дальнейшую деятельность участников проекта. В процессе использования проектной технологии происходит метаморфоз позиции педагога в учебном процессе.
В своей педагогической практике метод проектов я применяю в 8-11 классах. Обучающиеся этого возраста овладели необходимыми теоретическими и в достаточном количестве знаниями для включения их в проектную деятельность, связанную с проведением опытов и экспериментов.
Важным моментом выбора исследовательского проекта является наличие необходимой материально-технической базы. В практику можно включать реально осуществимые проекты. У каждого учебного образовательного учреждения свои материально-технические возможности для реализации проектов. Однако творчески увлеченный учитель может организовать проектную деятельность на базе других лабораторий. В своей практике я столкнулась именно с таким способом разрешения трудности выполнения исследовательского проекта. В ходе работы над проектом "Изучение токсического действия свинца на рост и развитие растительных организмов" мои ученики проводили эксперименты в химической лаборатории педагогического университета .В последующем это способствовало налаживанию сотрудничества с кафедрами университета. В процессе проектной деятельности происходит метаморфоз позиции педагога в учебном процессе. Учитель организует деятельность учеников. А для организации деятельности обучающихся над проектом, педагогу необходимо владеть методикой подготовки учеников к работе над проектом, разработки проекта.
Литература.
1. Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность учащихся: история вопроса и перспективы развития .Парадигмы исторического образования в контексте социального развития : сб. науч. ст. / гл. ред. Г. Е. Корнилов. - Екатеринбург : Урал. пед. ун-т, 2003. - Ч. 2.
2. Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. - М.: Изд. Просвещение, 1990.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов. - М.: АРКТИ,2003.
4. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : монография / О. В. Петунин. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003.
19.11.2009