План-конспект урока в 8 классе по теме «Химические реакции»
План-конспект урока в 8 классе по теме «Химические реакции»
Цель урока:
1) изучение и первичное осознание химических явлений;
2) выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
3) совершенствование умения отличать физические процессы от химических;
4) формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
образовательные:
содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями, о признаках и условиях протекания химических реакций, дать первоначальные представления о классификации реакций по количеству теплоты.
развивающие:
развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ; установление межпредметных связей.
воспитательные:
воспитание стойкого позитивного интереса к предмету, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов.
Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы.
Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник «Химия. 8 класс»
О. С. Габриелян
Ход урока:
Организационный этап – 3 минуты. Слайд №1.
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд №2.
Этап мотивации – 5 минут.
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.
Слайд № 3. Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:
– определить –
– познакомиться –
– выявить –
– отметить -
Этап актуализации опорных знаний – 5 минут.
Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.
« Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
М. В. Ломоносов
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.
Учитель: А какие классы неорганических соединений вы знаете? Назовите их.
Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке мы должны выяснить какие явления существуют, каковы их признаки и в чём заключается их отличие.
Самостоятельная работа учащихся.
Условия задания: В тетради зарисовать предложенную на Слайде № 4 таблицу. Далее из предложенных на Слайде № 5 явлений выбрать и записать в тетрадь примеры физических и химических явлений. Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических явлений.
Далее учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяется правильность выполнения задания. Слайд № 6.
(Задание: испарение воды, образование радуги, горение свечи, образование инея на предметах, гниение листьев, таяние льда, ржавление железа, обугливание сахара и т. д. ).
Этап изучения нового материала – 20 минут.
Цель этапа: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны более подробно познакомиться с химическими явлениями, указать признаки и классификацию химических реакций.
Сейчас, я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его и ответить на вопрос, что происходит с веществом при нагревании? (демонстрация опыта).
Ученики: С веществом протекает физический процесс – плавление и химическое явление – оно изменяет цвет, появляется запах.
Учитель: Действительно, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займёмся.
(Совместно с учениками учитель проводит демонстрационные опыты (на демонстрационном столе находятся карточки-инструкции с различными заданиями)). Полученные результаты ученики фиксируют в тетради. Слайд № 7.
Опыт №1. «Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела».
В пробирку налейте 2 мл. раствора соляной кислоты, а затем опустите в неё кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт №2. «Взаимодействие сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия».
В пробирку налейте 2-3 мл. раствора сульфата меди (II) и по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.
Опыт №3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода».
В пробирку налейте 2 мл. раствора крахмала, затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.
Учитель: Спасибо, а сейчас мы с вами посмотрим несколько слайдов, и по окончании каждого вы будете заносить результаты в таблицу, которая имеется у вас на столах. Слайды № 8-11.
Физкультпауза.
Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).
По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках.
Учитель: Обратимся к схеме (Слайд № 7) химических явлений, какой из признаков мы с вами ещё не наблюдали?
Ученики: Выделение или поглощение теплоты.
Учитель: Для его подтверждения мы посмотрим видеофрагмент «Вулкан». Слайд № 12.
Что вы наблюдали в ходе видеофрагмента?
Ученики: Дым, искры, раскалённая лава.
Учитель: Как называются такие реакции в химии, вы узнаете из учебника.
Самостоятельная работа с учебником (О. С. Габриелян. § 26).
Записать определение экзотермической и эндотермической реакции в тетрадь. Слайд № 13.
Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?
Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди (II) водородом»
Слайд № 14.
Условия протекания химических реакций:
1. Соприкосновение веществ.
2. Нагревание.
3. Присутствие катализатора.
4. Поверхность соприкосновения.
Этап первичного закрепления знаний – 5 минут.
Цель этапа: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.
Перед вами тестовое задание. Выполните его в тетради. На это вам отводится 5 минут. Приложение № 1 (Тест по теме «Физические и химические явления». )
Учитель: Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. Слайд № 15.
Если все ответы верны – “5”
Одна ошибка – “4”
Две ошибки – “3”
Три и более – “2”.
Этап подведения итогов занятия. Рефлексия – 5 минут.
Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.
Учитель: В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.
Продолжите фразу: Слайд № 16.
1. Сегодня я понял …
2. Теперь я могу…
3. Я приобрел….
4. Меня удивило …
5. Я попробую …
6. Мне захотелось…
Этап постановки домашнего задания – 2 минуты. Слайд № 17.
Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.
учебник Химия. 8 класс. О. С. Габриелян. § 26, рабочая тетрадь: упр. 1-5 с. 89-90.
С. В. Гаврилова, МБОУ лицей "Престиж" городского округа Самара
Метки: Химия