Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

План-конспект урока в 8 классе по теме «Химические реакции»

План-конспект урока в 8 классе по теме «Химические реакции»

Цель урока:

1) изучение и первичное осознание химических явлений;

2) выяснение признаков и условий протекания химических реакций;

3) совершенствование умения отличать физические процессы от химических;

4) формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

образовательные:

содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями, о признаках и условиях протекания химических реакций, дать первоначальные представления о классификации реакций по количеству теплоты.

развивающие:

развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ; установление межпредметных связей.

воспитательные:

воспитание стойкого позитивного интереса к предмету, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: беседа, рассказ учителя, демонстрационный эксперимент, демонстрация видеофрагментов.

Оборудование: ПК, медиапроектор, наборы для лабораторной работы.

Средства обучения: мультимедийная презентация, учебник «Химия. 8 класс»

О. С. Габриелян

Ход урока:

Организационный этап – 3 минуты. Слайд №1.

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд №2.

Этап мотивации – 5 минут.

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

Слайд № 3. Что хотели бы узнать и чему научиться на уроке:

– определить

– познакомиться

– выявить –

– отметить -

Этап актуализации опорных знаний – 5 минут.

Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

« Химии никоим образом научиться невозможно,

не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

М. В. Ломоносов

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо брать для реакции.

Учитель: А какие классы неорганических соединений вы знаете? Назовите их.

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Вот по этому, сегодня на уроке мы должны выяснить какие явления существуют, каковы их признаки и в чём заключается их отличие.

Самостоятельная работа учащихся.

Условия задания: В тетради зарисовать предложенную на Слайде № 4 таблицу. Далее из предложенных на Слайде № 5 явлений выбрать и записать в тетрадь примеры физических и химических явлений. Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических явлений.

Далее учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяется правильность выполнения задания. Слайд № 6.

(Задание: испарение воды, образование радуги, горение свечи, образование инея на предметах, гниение листьев, таяние льда, ржавление железа, обугливание сахара и т. д. ).

Этап изучения нового материала – 20 минут.

Цель этапа: формирование новых знаний о химических реакциях, признаках, протекания реакции и классификации реакций по тепловому эффекту.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны более подробно познакомиться с химическими явлениями, указать признаки и классификацию химических реакций.

Сейчас, я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его и ответить на вопрос, что происходит с веществом при нагревании? (демонстрация опыта).

Ученики: С веществом протекает физический процесс – плавление и химическое явление – оно изменяет цвет, появляется запах.

Учитель: Действительно, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займёмся.

(Совместно с учениками учитель проводит демонстрационные опыты (на демонстрационном столе находятся карточки-инструкции с различными заданиями)). Полученные результаты ученики фиксируют в тетради. Слайд № 7.

Опыт №1. «Взаимодействие раствора соляной кислоты с кусочком мела».

В пробирку налейте 2 мл. раствора соляной кислоты, а затем опустите в неё кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт №2. «Взаимодействие сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия».

В пробирку налейте 2-3 мл. раствора сульфата меди (II) и по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт №3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода».

В пробирку налейте 2 мл. раствора крахмала, затем добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Учитель: Спасибо, а сейчас мы с вами посмотрим несколько слайдов, и по окончании каждого вы будете заносить результаты в таблицу, которая имеется у вас на столах. Слайды № 8-11.

Физкультпауза.

Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).

По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках.

Учитель: Обратимся к схеме (Слайд № 7) химических явлений, какой из признаков мы с вами ещё не наблюдали?

Ученики: Выделение или поглощение теплоты.

Учитель: Для его подтверждения мы посмотрим видеофрагмент «Вулкан». Слайд № 12.

Что вы наблюдали в ходе видеофрагмента?

Ученики: Дым, искры, раскалённая лава.

Учитель: Как называются такие реакции в химии, вы узнаете из учебника.

Самостоятельная работа с учебником (О. С. Габриелян. § 26).

Записать определение экзотермической и эндотермической реакции в тетрадь. Слайд № 13.

Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция?

Просмотр видеофрагмента «Восстановление оксида меди (II) водородом»

Слайд № 14.

Условия протекания химических реакций:

1. Соприкосновение веществ.

2. Нагревание.

3. Присутствие катализатора.

4. Поверхность соприкосновения.

Этап первичного закрепления знаний – 5 минут.

Цель этапа: репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала.

Перед вами тестовое задание. Выполните его в тетради. На это вам отводится 5 минут. Приложение № 1 (Тест по теме «Физические и химические явления». )

Учитель: Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. Слайд № 15.

Если все ответы верны – “5”

Одна ошибка – “4”

Две ошибки – “3”

Три и более – “2”.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия – 5 минут.

Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности.

Учитель: В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

Продолжите фразу: Слайд № 16.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…

Этап постановки домашнего задания – 2 минуты. Слайд № 17.

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

учебник Химия. 8 класс. О. С. Габриелян. § 26, рабочая тетрадь: упр. 1-5 с. 89-90.

С. В. Гаврилова, МБОУ лицей "Престиж" городского округа Самара

Метки: Химия