Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

План – конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий»

План – конспект урока в 9 классе по теме «Алюминий»

Цель урока:

1) продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов;

2) расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе;

3) способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.

Задачи урока:

образовательные:

рассмотреть строение атома алюминия;

изучить нахождение алюминия в природе, познакомить учащихся со способами

получения, физическими и химическими свойствами, а также применением;

продолжать учить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент и

соблюдать ПТБ при работе в кабинете химии;

развивать умения анализировать результаты лабораторных исследований.

развивающие:

развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии,

обеспечение системности учения;

продолжать развивать коммуникативные навыки.

воспитательные:

воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства

ответственности;

воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: индивидуальная работа, рассказ учителя, фронтальная эвристическая беседа, дополнения учителя, лабораторная работа, демонстрация видеофрагментов, работа учащихся в парах.

Оборудование: ПК, медиапроектор, спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, спички.

Реактивы:

твёрдые вещества: алюминий (гранулы, кусочки проволоки, полоски от упаковочной тары);

растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия.

Средства обучения:

компьютерная презентация, таблица растворимости; электрохимический ряд напряжения металлов; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

коллекция «Алюминий»; химическое оборудование и реактивы.

Ход урока:

Организационный момент – 1 минута. Слайд № 1.

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд №2.

Этап мотивации – 2 минуты.

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

Проверка домашнего задания – 10 минут.

Цель этапа: письменный опрос с целью определения глубины понимания знаний предыдущего урока.

Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику

О. С. Габриеляна, с. 155.

Этап актуализации опорных знаний – 5 минут.

Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Некий изобретатель, имя которого история не сохранила, принёс императору Тиберию, правившему Римом в 14-27 гг. н. э. , чашу из металла, напоминающего цветом серебро, но более лёгкого. Этот подарок стоил жизни мастеру. Тиберий приказал казнить его. А мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро в императорской сокровищнице. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дешевле равного веса золота.

Как вы думаете, о каком металле шла речь? (Ответ: алюминий)

Этап изучения нового материала – 20 минут.

Цель этапа: формирование новых знаний о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах, получению и применению алюминия.

Учитель: Давайте составим с вами план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока?

Ученики: нахождение в природе, получение, строение атома алюминия, физические и химические свойства, применение.

План изучения нового материала.

  1. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атома.
  2. Строение простого вещества. Физические свойства алюминия
  3. Химические свойства алюминия.
  4. Нахождение в природе. Способы получения.

5. Применение алюминия.

1. Характеристика элемента алюминия по положению в периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атома.

Учитель: итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах. Слайд № 3.

  • Порядковый номер алюминия – _______.
  • Алюминий – элемент __________группы, __________ подгруппы
  • Заряд ядра атома алюминия равен ______
  • В ядре атома алюминия __________протонов.
  • В ядре атома алюминия _________нейтронов.
  • В атоме алюминия ________ электронов.
  • Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.
  • Электронная оболочка имеет строение __________.
  • На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.
  • Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.
  • Простое вещество алюминий является ____________.
  • Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.

Учитель: Правильно ли составлена схема строения атома алюминия на следующем слайде? Свой ответ обоснуйте, опираясь на схему. Слайд № 4.

Ученики: Схема составлена правильно. На внешнем уровне у атома алюминия 3 электрона (2s и 1p), следовательно, алюминий проявляет степени окисления +3, 0.

2. Строение простого вещества. Физические свойства алюминия.

Учитель: Какой вид химической связи имеет металл алюминий? Тип кристаллической решетки? Слайд № 5. Пользуясь коллекцией "Алюминий" и планом в рабочих листах, составьте характеристику физических свойств этого металла.

План характеристики физических свойств металла алюминия:

1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при нормальных условиях?

2. Какого он цвета? Имеет ли блеск?

3. Имеет ли алюминий запах?

4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность?

5. Растворяется ли в воде при обычных условиях?

6. Какова температура плавления?

7. Какова плотность вещества?

8. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?

Проверьте свои результаты, посмотрев на слайд. Слайд № 6.

Физические свойства алюминия. Слайд № 7.

3. Химические свойства алюминия.

Учитель: Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д. И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода? Слайд № 7, 8.

Ученики: в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны, тоже уменьшается, поэтому алюминий проявляет более слабые восстановительные (металлические) свойства, чем натрий и магний, он относится к переходным металлам и занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами, его соединения являются амфотерными.

Учитель: определите место алюминия в электрохимическом ряду напряжений и сделайте вывод об его активности. (Учащиеся смотрят на электрохимический ряд напряжений).

Ученики: алюминий находится в начале ряда напряжений металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность.

Учитель: алюминий применяется в быту, из него изготавливают бытовые изделия. Известно, что ни кислород, ни вода на него не действуют (учитель опускает алюминиевую пластину в стакан с водой). В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями создается такая ситуация: почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность? Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп? А проблема заключается в том, что поверхность алюминия покрывается очень тонкой оксидной плёнкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды. Ребята, если алюминий – это переходный металл, как вы думаете, с какими веществами он будет взаимодействовать?

Ученики: С неметаллами (галогенами, серой, кислородом и другими). Слайд № 9. (видеофрагмент «Горение алюминия на воздухе»).

Задание №1 Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с кислородом:

Ученики: 4Al + 3O2 ->2Al2O3

Слайд № 10. (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с бромом»)

Задание №2 Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с бромом:

Ученики: 2Al +3Br2 -> 2AlBr3

Слайд № 11. (видеофрагмент «Получение йодида алюминия»)

Задание №3 Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с йодом:

Ученики: 2Al +3I2 -> 2AlI3

Слайд № 12. (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с серой»)

Задание №4 Написать уравнение реакции взаимодействия алюминия с серой:

Ученики: 2Al + 3S -> Al2S3

В уравнениях реакций ученики отмечают степени окисления алюминия до и после реакции и делают вывод, что алюминий в реакциях является восстановителем как и другие металлы.

Учитель: А как же алюминий взаимодействует со сложными веществами? Если с поверхности алюминия удалить оксидную пленку, то он должен проявлять свойства аналогичные щелочно-земельным металлам.

Слайд № 13. (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с водой»)

2Al + 6H2O -> 2Al(OH)3 + 3H2

Учитель: Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает алюминий от разрушения (коррозии). Вспомните, с какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе?

Ученики: С растворами кислот. Алюминий будет вытеснять водород, т. к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода.

Учитель: Действительно алюминий взаимодействует с растворами кислот с выделением водорода. А концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют поверхность алюминия, образуя на его поверхности прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

Проверьте себя. Слайд № 14.

Основываясь на то, что алюминий – переходный металл, подумайте, с какими еще сложными веществами может взаимодействовать алюминий?

Ученики: С растворами щелочей.

Учитель: Давайте вместе запишем уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия. Что образуется в результате реакции?

Слайд № 15. (видеофрагмент «Взаимодействие алюминия с гидроксидом натрия»)

Ученики: Данная реакция протекает с образованием алюмината натрия и выделением газообразного водорода. А сейчас осуществите эти две реакции на практике. При выполнении опыта соблюдайте правила по технике безопасности. (Инструкция в рабочих листах)

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Учитель: Что такое алюминотермия?

Ученики: Алюминотермия – это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция? Al + Fe3O4 = ?

Ученики: Данная реакция будет протекать, так как алюминий в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, то есть он будет вытеснять железо из его оксида.

Учитель: Составьте уравнение данной реакции в тетрадях. Слайд № 16.

4. Нахождение в природе. Получение. Задание 1. Рассмотрите диаграмму "Распространение элементов в природе". Слайд № 17 и определите, какое место занимает алюминий среди других элементов. Задание 2. Рассмотрите образцы природных соединений. Слайд № 18. Сравните их по твердости, прочности, цвету.

Ученики: алюминий – самый распространенный металл в земной коре. Его содержание в земной коре составляет 8,8 %. Он занимает 3 место по распространенности среди других элементов (после кислорода и кремния).

5. Получение алюминия. Слайд № 19.

6. Применение алюминия.

Учитель: В течение всего урока звучали отрасли применения алюминия. Как вы уже поняли, масштабы применения этого металла широки. И с каждым годом отрасли применения данного металла расширяются. Давайте рассмотрим основные области применения алюминия и его сплавов. Слайд № 20.

Этап первичного закрепления знаний и умений – 5 минут.

Цель этапа: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация, контроль и самопроверка несложных упражнений на понимание материала.

Физкультминутка. Учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняя задания самостоятельно, но при этом могут обратиться к учителю или товарищу, выполняющему такое же задание. Дети свободно перемещаются по классу и выбирают себе пару по желанию.

Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

1

Al

+ O2

А

Al С13 + Н2

2

Al

+ H2O

Б

А1С13

3

Al

+ С12

В

А1С13 + H2O

4

Al

+ HCI

Г

А1С13 + Hg

5

Al

+ NaOH

Д

А1С13 + HgCl2

6

Al

+ HgCl2

Е

Na А1O2 + H2

7

Al

+ Fe3O4

Ж

А1(OH)3 + Н2

З

А1(ОН)3 + Na

И

А12О3 + Fe

К

А12О3

По истечению отведённого времени ученики проверяют задание. Слайд № 21.

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия – 2 минуты.

Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося.

Графический диктант (+ -)

Вопрос

Ответ

1

Встречается в свободном виде

2

Легкий металл

3

Реагирует и с кислотами, и со щелочами

4

Подвергается коррозии

5

Восстанавливает металлы из оксидов

Слайд № 22. («Для самопроверки»)

Этап постановки домашнего задания. Слайд № 23.

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.

§13, тетрадь на печатной основе: №4 с. 56, №10 с. 58, №13 с. 59.

С. В. Гаврилова, МБОУ лицей "Престиж" городского округа Самара

Метки: Химия