Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Турнир эрудитов, 9 класс

Турнир эрудитов, 9 класс

Цели игры:

Образовательные. Повышение интеллек­та учащихся.

Воспитательные. Формирование в ходе игры коллективизма, коммуникабельности.

Познавательные. Развитие фантазии, творческих способностей, внимания, памяти, речи, мышления. сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и стимулирование интереса к изучению химии.

Внимание! Внимание! Фанфар победных звон И к нам на состязание Спешат со всех сторон, Те, кто предметом химия Не просто увлекается, А асом стать в науке сей Уже сейчас пытается.

Те, для кого не страшен он Химический наш марафон! Кому вопросы не преграда Кому знать много очень надо! Кто силы чувствует в себе Кто знает: ЧТО? ЗАЧЕМ и ГДЕ?

Добрый день дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на нашем турнире знатоков химии. Сегодня в нем примут участие команды девятых классов со всех школ нашего района. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. Участники турнира, займите, пожалуйста, свои места. Давайте их поприветствуем аплодисментами! А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но в то же время дисциплинированными.

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча!

И им от всей души желаем

Болеть без вызова врача.

Теперь позвольте представить тех, от кого зависит результат сегодняшней игры – наше многоуважаемое жюри! (Представление жюри. ) Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!

Жюри, позвольте обратиться,

Сегодня вместе нам трудиться.

Задача ваша непроста,

Она достойна уважения,

Оценивать турнир – команд сражение!

Ну что же! Жюри – есть, болельщики – есть, игроки – есть, а команд – нет. Уважаемые эрудиты, давайте создадим команды. ( В турнире участвуют 18 игроков. Команды формируются по разрезанным карточкам с формулами веществ. В итоге формируются 3 команды: Кислоты, Соли и Основания. ) Формулы:

A12(SO4)3 Ba(NO3)2 CaC12

HNO3 H2SO4 H3PO4

KOH Mg(OH)2 Fe(OH)3

Команды готовы. Пришло время произнести слова клятвы участников турнира (тексты клятвы раздаются каждой команде).

Клянёмся честно состязаться.

От трудностей не окислятся!

Коррозии не подвергаться!

Активность фтора проявить, и только катионом быть!

Клянёмся здесь не разлагаться, в осадок выпасть – не бояться.

И крепость духа, как алмаз, в борьбе пусть не покинет нас.

Все: Клянёмся выполнять закон: лишь самый сильный чемпион.

Уважаемые эрудиты! Для вас звучат слова напутствия.

Настрой задорный – стимул ценный в борьбе пусть будет непременно.

Желанье первым быть везде пусть помогает всем в борьбе.

Умей достойно побеждать, других победы уважать!

Не окисляйся до обиды и кислого не делай вида.

Нейтрализуй плохой настрой, протон ума возьми с собой.

В раствор удачи окунись, но в хвастовстве не растворись.

Старайся в буре растворителя найти ионы победителя.

Душа пусть в «битве» не ржавеет, и защищать себя умеет.

Сил для победы не жалейте, диссоциировать умейте

На катионы доброты и анионы красоты.

Конкурс №1 «Презентация» Придумать название команде, нарисовать эмблему, выбрать капитана. (жюри – итоги)

Конкурс №2 «Разминка». Каждой команде по очереди задается вопрос-загадка.

1 Я – коварный поджигатель.

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(Если только дров дадите). кислород

2 Гулять в грозу – какой резон?

Подышим воздухом, дружище.

В природе словно стало чище,

А что же в воздухе . озон

3 Вы со мною уже встречались -

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду. водород

1 Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был очень счастлив человек.

Что нынче в имени моем? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. золото

2 Я блестящий светло-серый,

образую хлорофилл,

и меня фотограф первый

очень поджигать любил. магний

3 Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

очень в сплавах хороша! медь

1 Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат. азот

2 Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой. фосфор

3 Смущает меня щелочная среда;

Малиновым буду. . . Но если вокруг кислота,

И если в воде растворен я один,

Не видно меня. Я – фенолфталеин

1 Подмигнув лиловым глазом

Сера быстро стала газом

Его гидрат планете всей

Грозит кислотностью дождей. Сернистый газ

2 Я всюду есть – но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу налицо,

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит. сероводород

3 Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой. . .

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь. Серная кислота

1 Горю я синим пламенем,

Угаром угрожаю.

Когда совсем сгораю я,

Из печки улетаю. уголь

2 Обычно белый, как мука,

От йода я синею.

Но как боюсь я кипятка!

В нем сразу стану… клеем. крахмал

3 Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел.

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вздох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде; я везде. Углекислый газ

1 Хотя я – соль, но под водой

Вас удивлю своей средой.

Посуду мыть, стирать белье

Могу (и это – не вранье)!

Есть у меня сестра. Она

Изжогу вылечить должна.

Кто знает свойств моих природу,

Ответит сразу, кто я: сода

2. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня.

Я прозрачно и светло

И зовут меня стекло

3. В горах далеких Шао Линь

Копали глину – каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали фарфор

1 Найди меня. Я газ. Я прост.

Я рыжий, словно лисий хвост.

Я образуюсь из нитрата,

А в воздухе – из газа-брата.

А если встречусь я с водой,

То стану сильной кислотой. Оксид азота +4

2 Я никто. Меня не сыщешь:

Я невидимый, дружище.

Электрический разряд -

Мой родитель, друг и брат.

Когда я в воздух выделяюсь,

То постепенно окисляюсь. Оксид азота +2

3 Нрав у газа, ох непрост!

Много жизней он унёс,

а сейчас нам помогает,

от микробов защищает. хлор

(жюри – итоги)

Конкурс №3 « Стобуквенная абракадабра»

Какой же химик не знает лабораторного оборудования? В квадрате спрятались 15 объектов хим. Оборудования. За 3 минуты отыщите их.

Ответы:

1. ВОРОНКА

2. КОЛБА

3. ПЕСТИК

4. ТРУБКА

5. ЛАПКА

6. СТУПКА

7. ЛОЖЕЧКА

8. МЕНЗУРКА

9. ШТАТИВ

10. СТАКАН

11. ДЕРЖАТЕЛЬ

12. ПРОБИРКА

13. СПИРТОВКА

14. спички

15. ПРОБКА

В

О

Р

О

Н

А

К

Р

И

Б

Б

Л

О

К

К

А

Д

Е

Р

О

А

С

П

И

Р

Т

О

В

Ж

Р

П

Р

У

Б

К

И

К

К

А

П

Е

Т

А

Л

А

А

Ч

А

Т

Е

С

К

П

К

А

К

И

Ш

Н

Л

Т

И

П

Р

О

Б

П

Т

А

Ь

А

К

П

У

Т

С

С

А

К

А

Л

О

Ж

Е

Ч

К

А

Т

И

Т

А

К

Р

У

З

Н

Е

М

В

С

(жюри – итоги)

Музыкальная пауза 1.

«Маленькая страна»

I. В хим. кабинете за замками

Маленькая страна,

Там вещества взрываем сами,

Там жизнь идет сполна,

Там кислота на щёлочь злиться,

Что кислота сильней,

Все вещества её боятся,

И реагируют с ней.

Припев: Маленькая страна,

Ты вся чудес полна

Кто нам покажет,

Кто подскажет,

Как получить вещества.

II. Если возьмём мы щёлочь с солью,

Будем их нагревать.

То мы добьёмся результата,

И золото будет сверкать.

Там все искали чудный камень,

Но так и не нашли,

Мы получили его сами,

И вам преподнесли.

Припев: Маленькая страна,

Ты вся чудес полна

Кто нам покажет,

Кто подскажет,

Как получить вещества.

Конкурс №4. «Химический аукцион»

Игрокам предстоит по описанию особенностей свойств веществ, истории их открытия, сведений о приме­нении ве угадать, о каком веществе идет речь. Каждый пункт описания – подсказка. Если команда угадывает после первой подсказки, то получает 7 баллов, после второй – 6, и т. д. , после седьмой – 1 балл.

Задание 1 команде

1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жер­тву богам, а иногда поклонялись ему как божеству.

2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодос­ти и красоты.

3. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не об­ходились.

4. Его алхимический знак – ключ.

5. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится».

6. По поверьям, оно обладает способностью по­могать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – не­заметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дур­ного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу.

7. На пирах у киевского князя его ставили в зо­лотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши». (Поваренная соль. )

Задание 2 команде

1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе».

2. Древние копты называли его «камнем неба».

3. Изделия из него ценились дороже золота. Сре­ди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из это­го вещества. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца или броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.

4. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, кото­рые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.

5. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что по­бедителям в спортивных состязаниях вручали ку­сок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности.

6. Алхимики считали его настолько неблагород­ным металлом, что им не стоило и заниматься.

7. Это очень мягкий металл, в чистом виде почти нигде не используется. Но не найти такой отрасли промышленности, где бы не применялись его сплавы – чугун и сталь. 95% металлических изделий сделаны именно из него. По имени этого металла называется период в развитии человечества. (Железо. )

Задание 3 команде

1. Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковаль­не. В пламени кузнечного горна, где все металлы

плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щело­чах. «Ни огнем, ни искусством» – такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.

2. Его появлению, как отметил академик В. И. Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волне­ния, которые доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты ал­химии и религии.

3. Его привезли в Европу из Колумбии, из провиции дель Пинто.

4. Он был в Испании под запретом 43 года. По­купали его в основном для подделок серебряных монет. В 1791 г. ис­панский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замка­ми и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову».

5. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый' тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дука­ты самого могущественного государства – Испа­нии – упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.

6. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седь­мом металле, называемом в Испании ''серебришко из Пинто"». Его автор, директор шведского монет­ного двора Шеффер, предложил название новому элементу Aurum Album – белое золото. Предложен­ное им название не прижилось. Серебришко оста­лось серебришком, бесовским соблазном, нарушив­шим веру в самое святое – чистоту и неподдель­ность золота.

7. Теперь это металл роскоши, «юве­лирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина. )

(жюри – итоги)

Стихотворная пауза.

Запомните, друзья, химики – это великое братство, это дружные, добрые и открытые люди, умеющие шутить. А шутить можно о чем угодно. Хотя бы о знаменитой таблице Д. И. Менделеева.

Гляжу в таблицу – ряд, период и группы элементов в нем.

И днем, и ночью цинк ученый все ходит с кислотой кругом.

Пойдет направо – рядом галий, налево – медь пред ним стоит.

Там чудеса, там кремний бродит и углерод над ним сидит.

Там на неведомых оксидах следы несбыточных вещей,

И Менделеев у таблицы, сидит, задумавшись над ней.

А кислород там мимоходом пленяет углерод-царя

А аммиак перед народом летает в небе, травит зря.

В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор здесь верно служит.

Там лантаноиды грядой идут-бредут сами собой.

Там цезий-царь над златом чахнет, там водород и хлором пахнет.

И я там был, растворы пил, таблицу видел всю зеленой,

Я видел химиков ученых и этот бред им подарил.

Конкурс №5. «Да или нет» На каждый вопрос можно отвечать либо да, либо нет. Вопросы командам задаются по очереди, предварительно капитан вытаскивает по жребию номера вопросов. Каждой команде задаётся по 5 вопросов.

1. Аргентина названа в честь серебра? (Да. )

2. По легенде – царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас. )

3. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да. )

4. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли. )

5. Английский король Генрих VIII (1491–1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал медные монеты, покрывая их слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты – нос – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра. )

6. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар. )

7. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а из латуни? (Да. )

8. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да. )

9. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да. )

10. Денежная единица империал появилась во Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне. )

11. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да. )

12. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше. )

13. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам. )

14. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска. )

15. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг. паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин. )

(жюри – итоги)

Конкурс №6. «Химические ребусы и кроссворды»

Основное понятие хи­мии – химический элемент. Капитанам предлага­ется задание: в течение одной минуты разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов.

(первые 3 ребуса предлагают болельщикам)

1 – азот

2 – углерод

3 – никель

Остальные – командам

  1. Осмий
  2. Ванадий
  3. Натрий
  4. Водород
  5. Тулий
  6. Неон
  7. Углерод
  8. Иттрий
  9. Индий
  10. Золото

(жюри – итоги)

Музыкальная пауза 2.

Песенка начинающих химиков,

1. Как теперь не веселиться,

Не грустить от разных бед

В школьном курсе появился

Замечательный предмет.

Мы о нём давно слыхали,

Быстро разнеслась молва.

Интересней есть едва ли

Химии предмет друзья.

2. В среду зазвонил будильник,

Мне будильник не к чему.

Быстро к первому уроку

Одеваюсь и бегу.

Двери класса распахнутся,

На столе пробирок строй

Чудеса опять начнутся,

Мы их сделаем с тобой.

3. Ну, какой катализатор

Ускоряет так урок.

Очень хочется ребята,

Чтобы не звенел звонок.

Не поверите, возможно,

Но вам скажем, не тая,

Двойку получить здесь можно,

Но забыть урок нельзя.

Конкурс №7. Конкурс «Дальше, дальше. . . »

За 2 мин команда должна дать как можно боль­ше ответов на вопросы. Ведущий переходит к следующему вопросу после ответа команды. В том случае, если ответа нет, капитан говорит: «Дальше».

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Вопросы 1-й команде

1. Песок, с которым пьют чай. (Сахар. )

2. Процесс разрушения металлов под воздействи­ем окружающей среды. (Коррозия. )

3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун (Бронза. )

4. Химический элемент, принимающий электроны в результате взаимодействия с другим атомом (Окислитель) 5. Газообразное вещество, которое дезинфици­рует воду, не оставляя привкуса. (Озон. )

6. Металл, вызывающий «лихорадку». (Золото. )

7. Недостаток этого элемента вызывает заболе­вание щитовидной железы. (Йод. )

8. Металл, соединения которого стали причи­ной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме. (Свинец. )

9 Самый лёгкий газ (водород)

10. Атом, лишенный всех электронов. (Ядро. )

11. Объем воды массой 1 кг. (1 литр. )

12. Мера веса драгоценных камней и металлов (карат)

13. Самое распространенное вещество на Земле (вода)

14. Простое вещество, светящееся на воздухе. (Фосфор. )

15. Горит ли углекислый газ? (нет)

16. Сложные вещества, состоящие из двух эле­ментов, один из которых кислород. (Оксиды. )

17. Реакция, в результате которой выделяется теплота.

(Экзотермическая. )

18. Наука о веществах и их превращениях.

(Химия. )

19. Какой период Палеозойской эры в истории развития Земли связан с углеродом? (карбон или каменноугольный)

20. Бесцветный газ с резким запахом, применя­емый в производстве азотной кислоты и удобре­ний. (Аммиак. )

21. Положительно или отрицательно заряжен­ные частицы. (Ионы. )

22. Определенный вид атомов.

(Химический элемент. )

23. Степень окисления водорода в большинстве соединений. (+1. )

24. Запись химической реакции посредством химических знаков и формул.

(Химическое уравнение. )

25. Самый распространенный химический элемент во вселенной. (водород)

26. Химический элемент, открытый на Солнце и названный солнечным газом. (Гелий)

Вопросы 2-й команде

1. Какой камень искали алхимики?

(Философский. )

2. Вещества, увеличивающие скорость химиче­ских реакций. (Катализаторы. )

3. Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, топаза, сапфира, бирюзы. (Алюминий. )

4. Название этого металла в переводе с латин­ского означает «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. Обладает высокой ковкостью. (Золото. )

5. Этот неметалл издавна использовали для от­беливания ткани, изготовления лекарственных пре­паратов, чернения оружия и приготовления черно­го пороха. (Сера. )

6. Твердое нерастворимое вещество, образующееся в результате реакции обмена (осадок)

7. Металл, который используют служители цер­кви для получения «святой воды». (Серебро. )

8. Самое твердое в мире вещество? (алмаз)

9. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г в крови. Первоначально един­ственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержащие его в чистом виде. (Железо. )

10. Известь, которую гасят водой. (Негашеная известь, CaO)

11. Мельчайшие химически неделимые частицы (Атомы. )

12. Аллотропное видоизменение кислорода. (Озон. )

13. Реакция обмена между кислотой и основа­нием. (Нейтрализация. )

14. Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная. )

15. Отрицательно заряженный ион (анион)

16. Самый активный неметалл. (Фтор. )

17. Вещества, растворы или расплавы которых, проводят элек­трический ток. (Электролиты. )

18. Молярный объем газа. (22,4 л. )

19. Вещества, образованные атомами одного эле­мента. (Простые. )

20 Содержание этого вещества в воздухе составляет 78% (азот)

21. Реакция, при которой из двух или более ве­ществ получается одно вещество. (Соединение. )

22. Быстро протекающее химическое превраще­ние, сопровождающееся выделением теплоты и света.

(Горение. )

23. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кисло­ты ее употребляют как лекарство.

(Соляная кислота. )

24. Положительно заряженная частица, входящая в состав ядра (протон)

25. Разделение смеси с помощью фильтра.

(Фильтрование. )

26. Цифра в химической формуле вещества (индекс)

Вопросы 3-й команде

1. Газ, который применяли в качестве хими­ческого оружия во время первой мировой войны. (Хлор. ) 2. Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции. (Коэффициент). 3. Недостаток какого элемента приводит к кариесу зубов? (Фтор. ) 4. Твердое агрегатное состояние оксида водорода (лёд)

5. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень до­рогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки? (Из алюминия. )

6. Этот элемент академик А. Е. Ферсман называл «элементом жизни и мысли». (Фосфор. )

7. Химическая реакция, сопровождаемая изменением степеней окисления химических элементов. (ОВР)

8. В жизни Шерлока Холмса было 2 увлечения : первое – это скрипка, а второе? (химия)

9. Кислород, легче или тяжелее воздуха? (тяжелее)

10. Какое вещество придает прочность стеблям растений и покровам животных? (оксид кремния или кремнезем)

11. Экологически чистое топливо. (водород)

12. Процесс распада электролита на ионы при его растворении в воде (электролитическая диссоциация )

13. Самый электропроводный металл (серебро)

14. Это изобретение было сделано русским уче­ным. Основная его часть активированный уголь, способный поглощать ядовитые газы из воздуха. Что это за изобретение? (Противогаз. )

15. Зачем иногда зимой между рамами окон поме­щают сосуд с концентрированной серной кисло­той? (Для поглощения влаги. )

16. Отрицательно заряженные элементарные частицы, вращающиеся вокруг ядра. (электроны)

17. Число Авогадро (6*1023 молекул\моль)

18. Каким химическим элементом, укрепляющим сердечнососудистую систему, богата курага. (калием)

19. К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (рутений).

20. Что объединяет корону российской империи, простой карандаш и печную трубу? (углерод)

21. Химическая реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ (разложение)

22. Условная запись состава вещества при помощи химических символов и индексов (химическая формула)

23. Общее название неметаллов 7 группы, главной подгруппы (галогены)

24. Бывает грунтовой, дождевой, известковой, талой, дистиллированной (вода)

25. Класс сложных веществ, состоящих из атомов металлов, соединенных с кислотными остатками (соли)

26. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови. (Инсулин. )

(жюри – итоги)

Экспериментальная пауза

Пока жюри наше решает,

Победителя определяет,

Чем займемся с вами мы?

Мы посмотрим опыты!

Опыт 1 «Кровь без раны» (NH4CNS FeCL3,. ) Для демонстрации взять тупой нож. Нож показывают зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой кровь также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

Вот какое развлечение:

кто руку даст на отсечение?

Жалко руку на отсечение?

Тогда нужен больной для лечения.

(Приглашают болельщика. )

– Оперируем без боли,

Правда, будет много крови,

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите, ассистент, дайте йод. – Один момент.

(Подает йод. )

– Йодом смочим мы обильно,

Чтобы все было стерильно.

А «скальпель» чтобы был стерильным

Спиртом смажем мы обильно.

(Делает «разрез» ножом, «течет кровь». )

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода,

Но сейчас я вытру руку,

От разреза – ни следа.

Опыт 2 «Вулкан» Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают горкой в фарфоровую чашку и добавляют 5 капель спирта.

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ.

Ночью или утром рано спали горожане.

Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.

Так под лавой и под пеплом погиб город славный.

Покажу вам, как умею, гибель города Помпеи.

Опыт «Вулкан» – разложение бихромата аммония, которое начинается при поджигании спирта, смачивающего кристаллы. Процесс сопровождается изменением окраски (с оранжевой на зеленую), вспучиванием и разбрасыванием порошка образующегося продукта Cr2O3 (из-за выделения газа N2 и паров воды), а также искристым пламенем. Уравнение реакции: (NH4)2Cr2O7 = N2­ + 2H2O­ + Cr2O3

Опыт 3 «Содовая гадюка» В тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1\4 чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная “гадюка”. У основания она окружена «воротником» догорающего спирта.

Я еще не то умею:

Из песка полезут змеи.

Страшные, кусачие, от страха не заплачете?

Не боитесь? Ну, смотрите!

(Поджечь горку, облитую спиртом. )

Не все сразу, подождите.

Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть.

Спирт горит и выделяет очень много теплоты.

Соду жаром разлагает он до углекислоты,

Она обугливает сахар – вот откуда чернота.

Пузырьками раздувает сахар эта углекислота.

Все понятно, ясно тут, змеи отчего ползут.

Опыт 4 «Облако в колбе» Колба, на дно – 1 ст. ложку соды (карбоната натрия + 5 мл 10% р-ра аммиака + несколько капель конц. соляной кислоты.

Облака – белогривые лошадки. Облака, что вы мчитесь без оглядки.

Не смотрите вы пожалуйста свысока. А по небу прокатите нас, облака.

А давайте теперь с вами в колбе облако получим сами.

Опыт 5 «Обугливание сахара» Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5 -7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. По палочке приливают 30 – 40 мл концентрированной серной кислоты. Затем быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане, заполненном смесью. Через одну-две минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже дымиться. Она медленно выползает из стакана: C12H22O11 = 12C + 11H2O Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём: 2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O

Опыт 6. «Костер без спичек»

В чудесах химических очень я остер,

Без огня, без спичек разведу костер,

Наложу лучинок-дров, миг – и мой костер готов.

Возьму в руки ватку, спиртом намочу,

На костер им капну: гори, раз я хочу

На дно большой фарфоровой чашки насыпают немного (полнаперстка) растертого в порошок перманганата калия и приливают несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит реакция с выделением озона. Накрывают смесь сухими древесными стружками. Между пальцами рук помещают тампон ваты, обильно смоченный спиртом. Если протянуть руки над чашкой, произнеся слова-заклинания, и незаметно сжать пальцы, капли спирта упадут на смесь, она воспламенится и подожжет стружки. Этиловый спирт воспламеняется в атмосфере озона.

Чудеса вам показали,

Вы, надеюсь, угадали,

Что сливали и зачем?

С этим нет у вас проблем!

Конкурс №8 «Ох, уж эти задачки!»

Какой же химик не умеет решать задачи? Капитанам предлагается выпить по стакану воды, масса воды – 180г. Рассчитайте, сколько молекул воды может проглотить капитан одним глотком

Пока команды решают задачи, проводятся конкурсы с болельщиками.

Конкурс болельщиков.

Конкурсы с болельщиками проводятся в несколько этапов (когда команды выполняют длительные по времени задания).

За каждый правильный ответ болельщик получает жетон – «Химон»

1. Конкурс «Назови меня правильно!»

Болельщикам предлагаются названия веществ, принятые в технике, медицине или в быту, а они должны дать им химические названия, т. е. подо­брать химические синонимы.

гипс – дигидрат сульфата кальция,

известь гашеная – гидроксид кальция,

нашатырный спирт – гидроксид аммония,

плавиковая кислота – фтороводородная кислота,

мрамор – карбонат кальция,

пирит – сульфид железа(П),

сода питьевая – гидрокарбонат натрия,

негашеная известь – оксид кальция,

царская водка – смесь соляной и азотной кислот,

поваренная соль – хлорид натрия.

Медный купорос – сульфат железа

Купоросное масло – серная кислота

Известковая вода – гидроксид кальция

Мел – карбонат кальция

Угар – оксид углерода 2

2. Конкурс «Перевертыши»

Читается текст перевертыша, нужно найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка из­вестного стихотворения, содержащие названия ме­таллов.

1. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото. )

2. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо. )

3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы. )

4. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит. )

5. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл. )

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. )

И наоборот

Заменить химические названия в высказывании на обычные.

7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый – на голове

(недосол на столе, пересол на голове)

8. Уходит как «аш– два-о» в оксид кремния.

(уходит как вода в песок)

9. Аллотропная модификация углерода чистой «аш– два-о».

(алмаз чистой воды)

10. Прозрачен, как сплав оксида свинца и кремния с карбонатом натрия.

(прозрачен как хрусталь)

11. Белый, как карбонат кальция.

(белый как мел)

12. Феррумный характер.

(железный характер)

13. За купрумный грош удавится

(за медный грош удавится)

14. Слово – аргентум, а молчание – аурум.

(слово – серебро, а молчание – золото)

3. Конкурс. Назвать как можно больше образных выражений, в которых упоминаются названия химических элементов. Например: железные мускулы, железная воля, железная леди, золотое сердце, медный грош, железная хватка, свинцовые тучи, золотые руки, золотые волосы

(жюри – итоги)

Конкурс № 9. «Техника безопасности»

Командам предлагаются тексты с инструкциями по технике безопасности, часть слов в которых отсутствует. За 3 мин необходимо восстановить текст.

Инструкция по технике безопасности.

І. Техника безопасности в кабинете химии.

В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. принимать_______________________________;

2. ____________________ в проходы сумки;

3. выносить из кабинета любые _______________ без разрешения.

ІІ. Техника безопасности во время работы.

  1. Поддерживать___________ на рабочем столе;
  2. Приступать к работе только с разрешения _____________;
  3. Обо всех разлитых жидкостях__________ учителю;
  4. Любые жидкости сливаются в ____________ на рабочих местах;
  5. Выливать реактивы обратно в емкость __________;
  6. Во время работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ
    • ________________на другие рабочие места;
    • Бесцельно ________________вещества;
    • Самостоятельно ________________ спиртовки;
    • Оставлять без присмотра своё _______________ место;

7. По окончании работы _____________свое рабочее место.

(жюри – итоги)

Конкурс № 10. «Химический элемент»

Команда 1.

Подобно солнечной системе

В пространстве атом твой парит,

Там маленьких планеток семьи

На перекрестиях орбит.

Уравновешивая строго

Их отрицательный заряд,

Там, в ядерных твоих чертогах,

Десяток карликов сидят.

И чтоб они сидели рядом,

Не разлетелись все подряд,

Ограждены они отрядом

Десятка нейтро-негритят.

Твоих орбит объятья крепки,

Полна их дружная семья,

И ни одной отнять планетки

Другому атому нельзя!

Ни Фтор – завистливый воитель,

Ни Натрий – щедрый и шальной,

Не ворвались в твою обитель

Твой не нарушили покой!

А ты совсем не зазнавался,

В огнях ночных реклам светил,

Блестящей рыбке, постарался,

Своё названье подарил

НЕОН

Команда 2.

Серой тенью среди прочих

Элементов я стою,

Но в своих кристаллах прочных

Я планеты создаю!

И, хотя порой блистаю

Я в коронах королей,

Чаще строить помогаю,

От дворцов до кораблей.

Придаю красу моделям,

Блеск и стойкость башмакам,

Надо – становлюсь я клеем,

Надо – воплощусь в стакан.

Даже в том, что эти строчки

К вам пришли на монитор,

Есть моя заслуга, точно!

Так что кончим разговор.

Если химией ты дружишь,

Адрес мой тотчас найдешь,

Мое имя обнаружишь

И призванья назовешь

КРЕМНИЙ

Команда 3

Меня найдешь ты в старой сказке

Я стойко на посту стоял,

И за любовь к деве прекрасной

Невзгод не мало испытал.

Ну а теперь – служу я в банке.

Не в том, где прячут миллион,

В консервной, там я кстати,

Чтоб не испортился бульон.

Пред техникой мне страх неведом,

Там электроны бережем

Мы на паях с моим соседом,

Ну тем, что ниже этажом.

Ах, мой сосед… Угрюмый малый,

Он сер душою и лицом, И "мокрых дел" на нем немало,

Он называется… О нём

Еще мне как-то говорили,

Что он изрядно ядовит,

Хотя уже и в древнем Риме

Известен был и знаменит.

А вот во мне – ни капли яда,

Готово помогать во всем!

Но не морозь меня, не надо –

Рассыплюсь серым порошком… ОЛОВО

(жюри – итоги)

Конкурс 11. «Один за всех и все за одного» Задания выполняются индивидуально, затем все заработанные баллы суммируются. Всего 6 заданий.

«Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается на­лить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную по­суду.

«Найди ошибку» В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно? (оценивается быстрота и правильность)

3CO + Fe2O3 –> Fe + 3CO2;

5HCl + HClO –> 5Cl2 + 3H2O;

4NH3 + O2 –> 4NO + 3H2O;

NH3 + 3O2 –> 4N2 + H2O.

«Кто быстрее» Необходимо дописать половинки формул.

Na…. . , Al2…. . , Na2……, …. . SO4, …. . (NO3)3, Ca3…, К3…. , …. . (PO4)2.

«Третий лишний» Найдите в каждой строчке вещество, отличающееся от двух других. Укажите, в чем состоит отличие.

1. NaOH, KOH, Cu(OH)2 (гидроксид меди – нерастворимое основание)

2. LiOH, H2SO4, Ca(OH)2 ( серная кислота)

3. Na2SO4, Mg(OH)2, KNO3 (гидроксид магния – основание)

4. SO3 , MgO, CO2 (оксид магния – основный оксид)

«Степень окисления»

Определить степень окисления в соединениях: MnO, MnO2, K2MnO4, Mn2O7, KMnO4, О2

«Химическая связь»

Определить тип химической связи для соединений: CaCl2, F2, H2O, LiF, PH3, N2, С, Са

(жюри – итоги)

Вот и закончились все конкурсы, подошел к концу наш турнир! Надеемся, он вам понравился! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты многих "чудес"и загадок, которыми славится эта замечательная наука. Просьба жюри – подвести итоги! Просьба болельщикам – подсчитать свои заработанные «Химоны», и у кого их больше, становится победителем среди болельщиков. Ну а затем, отдайте жетоны команде, за которую вы так азартно болели.

(Слово жюри – подведение итогов турнира. )

А теперь поприветствуем победителей!

Каждому диплом вручаем И с победой поздравляем!

Заключительная песня (на мотив «Изгиб гитары желтой…»)

1. Оксид железа рыжий,

Получим очень просто

В быту такую прелесть,

Все ржавчиной зовут.

Зажжем огонь без спичек,

Для нас это не сложно

Как здорово, что химики

Собрались вместе тут.

2. Пусть отблеском металла

Взор мыслью наш искрится,

Коль опыт не удался,

Пустяк – ты улыбнись,

Поверь в свою победу,

И всё начни сначала.

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались.

3. Химическое шоу,

Умов достойных вече,

Где место жарким спорам,

Мечтам, летящим ввысь

Сегодняшняя встреча

Наглядно показала,

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались

Е. Ю. Артемьева, МОУ Кушалинская СОШ, Рамешковский район, Тверская область

Метки: Химия