Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока:Общие химические свойства металлов, 9 класс

Тема урока:Общие химические свойства металлов, 9 класс

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока:

сформировать знания о химических свойствах металлов.

Задачи:

Образовательные: используя межпредметные связи, сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;

– определить взаимосвязи химических свойств металлов со строением их атомов.

Развивающие – формирование навыков анализировать и делать выводы, проводить химический эксперимент;

– формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.

– продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков разрешения проблем.

Воспитательные – продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;

Оборудование урока компьютер, мультимедийный проектор, набор реактивов для проведения опытов ( набор металлов, растворы соляной, серной, азотной кислот, концентрированная серная кислота, раствор сульфата меди (II))

Ход урока.

Задачи данного этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап.

Мотивация к активной познавательной деятельности

Приветствие. Выявление отсутствующих.

Сообщение темы и постановка цели урока.

Записывают тему урока.

II. Актуализация знаний.

используя межпредметные связи (физика), сформировать представление о зависимости физических свойств металлов от их строения.

Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства металлов.

– Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ.

– Перечислите особенности строения атомов металлов.

– как изменяются металлические свойства в периодах и группах ПСХМ с увеличением порядкового номера?

– Какой тип химической связи в простых веществах – металлах?

– Какая связь называется металлической?

– Тип кристаллической решетки в металлах?

Благодаря металлической связи и металлической кристаллической решетке, металлы обладают общими физическими свойствами. Перечислите эти свойства.

Изучение общих свойств металлов неслучайно. Металлы играют важную роль в жизни человека.

Выставление и комментарии оценок.

– Если провести диагональ от бора к астату, то в левом нижнем углу будут находиться металлы. Металлы также находятся в побочных подгруппах, включая лантаноиды и актиноиды.

– Небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне (1-2, реже 3-4 электрона), они слабо связаны с ядром атома, т. к. радиус атомов металлов сравнительно большой.

– Металлические свойства с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают. В группах же металлические свойства элементов, наоборот, усиливаются.

– Металлическая связь.

– Это связь в кристаллах металлов и сплавов, которая обусловлена наличием свободных электронов («электронный газ»), обладающих большой свободой передвижения в кристаллической решетке, образуемой положительными ионами металлов.

– Металлическая кристаллическая решетка.

– металлический блеск, ковкость, пластичность, тепло– и электропроводность.

Презентация учащегося о роли металлов в жизни человека.

III. Сообщение новой темы.

– формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.

– формирование навыков анализировать и делать выводы; проводить химический эксперимент

Формирование умений безопасного обращения с веществами.

Общие физические свойства металлов обусловлены особенностями их строения. Будут ли эти особенности влиять на химические свойства металлов?

Для того, чтобы прошла реакция, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать как окислители при взаимодействии с металлами?

Реакционная способность некоторых металлов невелика из-за того, что они покрыты поверхностной оксидной пленкой, в разной степени устойчивой к действию воды, растворов кислот и щелочей.

Запишем уравнения реакций взаимодействия этих веществ с металлами.

1) Взаимодействие металлов с простыми веществами– неметаллами.

– К какому классу веществ будут относиться соединения, образующиеся при взаимодействии металлов с неметаллами? Запишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества. Укажите тип реакции.

2) Взаимодействие металлов с водой.

Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода. При этом образуются щелочи. Менее активные металлы взаимодействуют с водой только в раскаленном виде, образуя оксиды. Малоактивные металлы с водой не взаимодействуют.

3) В реакциях металлов с растворами солей каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее.

4) Взаимодействие металлов с кислотами.

а) взаимодействие металлов с растворами кислот.

Металлы, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород.

б) взаимодействие металлов с кислотами-окислителями (концентрированной серной и азотной кислотой любой концентрации).

Ни один из металлов не вытесняет водород из концентрированной серной кислоты и азотной кислоты любой концентрации. Продукт восстановления зависит от активности металла, от концентрации кислоты и условий проведения реакции.

– Да, т. к. электроны слабо связаны с ядром атома, можно предположить, что металлы будут отдавать электроны, т. е. являться восстановителями в окислительно-восстановительных реакциях.

– 1) Простые вещества-неметаллы

( кислород, галогены, сера, водород и др).

2) Вода.

3) Кислоты

4) Соли

– Образуются соли.

Реакции взаимодействия металлов с неметаллами относятся к реакциям соединения.

Записывают уравнения реакций.

3Li + N2 = 2Li3N

2Na + O2 = Na2O2

Hg + S = HgS

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

Рассматриваются реакции как окислительно-восстановительные.

– Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Проводят опыт взаимодействия натрия с водой. С помощью фенолфталеина определяют щелочную среду.

Записывают уравнения реакций взаимодействия металлов различной активности с водой.

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2­

Са + 2H2O = Ca(OH)2 + H2­

Составляются уравнения электронного баланса.

– Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Проводят опыт взаимодействия железа и сульфата меди (II).

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Записывают уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Определяют окислитель и восстановитель.

– Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Проводят опыт взаимодействия цинка с растворами соляной и серной кислот. Убеждаются, что медь не взаимодействует с растворами этих кислот. Записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Zn + 2HCL = ZnCl2 + H2­

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2­

Составляют уравнения электронного баланса.

– Записывают уравнения реакций. Составляют уравнения электронного баланса.

5Ca + 12HNO3 = 5Ca(NO3)2 + N2­ +6H2O

4Zn + 5H2SO4 (конц) = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O

IV. Закрепление и обобщение полученных знаний.

– формирование навыков применять полученные знания, анализировать и делать выводы

Выполните задания из задачника:

8-9, 8-11, 8-13(а, б)

Подведем итоги:

– Что можно сказать о химической активности металлов?

– Какие свойства проявляют металлы в окислительно-восстановительных реакциях?

– Какие вещества являются окислителями в этих реакциях?

Выставление оценок за выполненные задания, комментарии.

– у доски и на местах выполняют задания.

– Металлы – активные реагенты, они способны взаимодействовать с простыми и сложными веществами.

– В окислительно-восстановительных реакциях металлы играют роль восстановителей.

– Окислителями металлов в этих реакциях являются неметаллы, ионы гидроксония (водорода) и металлов, концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации.

V. Домашнее задание.

– продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Пояснения к домашнему заданию:

1) § 48

2) Задачи в задачнике: 8-12, 8-13 (в,г).

3) Привести примеры металлов, открытых российскими учеными.

Записывают задание.

Т. С. Семёнова, МАОУ "Лицей №37", г. Саратов

Метки: Химия