Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Химия
  • План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)

План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)

План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)

Цели:

·Дать общую характеристику основным классам неорганических веществ (соединений);

·Познакомить обучающихся с некоторыми фактами из истории развития химии.

·Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

– учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

– коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

– информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

– личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда.

Оборудование:

·Раздаточный материал (карточки с формулами химических элементов); схема лаборатории;

– На столах у обучающихся образцы веществ: оксид цинка, гидроксид натрия, хлорид натрия, раствор соляной кислоты, оксид кальция, раствор серной кислоты, гидроксид калия.

Эпиграф

«А нето дорого знать, что Земля

круглая, а то дорого знать, как

дошли до этого»

(Лев Николаевич Толстой)

Ход урока:

I. Оргмомент

II. У большинства людей при слове «история» в сознании рождаются привычные образы: старинные толстые книги в кожаных переплетах, выцветшие от времени документы, хранящиеся в архивах, тихие музейные залы, где доживает свой век оружие, которому более не суждено убивать, одежда, которую никто не станет носить, посуда, которой никогда больше не коснется кухонный нож… Короче говоря, история – это случайно сохранившиеся до нашего времени следы давно ушедших людей и минувших событий. Именно поэтому обычно люди интересуются далеким прошлым лишь от случая к случаю – хватает забот дня сегодняшнего.

Но помимо истории обыденного сознания, доступной для всех и каждого, существуют еще история ученых, история политиков, история художников, история наук.

Кроме ученых к истории обращаются очень многие. Политики ищут в давних временах уроки: изучив взлеты и падения государственных деятелей иных веков, политики стараются избегать их ошибок в настоящем, писатели, художники и музыканты находят в истории сюжеты для своих произведений. Поэтому и мы целые эпохи и важные события воспринимаем не по трактатам историков, а через призму произведений искусства.

Времена рыцарей весь мир знает, прежде всего, по романам Вальтера Скотта, а при словах «стрелецкие бунты» какой русский не вспомнит картину Сурикова «Утро стрелецкой казни». Знаменитые название «Оксфорд» и «Сорбонна» уже в средние века ласкали слух и властно манили к себе поклонников знания, а одну из попыток обрести бессмертие, найдя «философский камень», мы связываем с периодом алхимии – искусством делать золото.

Наука, появившаяся в Египте в III – IV вв. , просуществовала еще 13 веков. Алхимики создали важные химические аппараты, разработали новые методы проведения процесса. Современная химия применяет целый ряд веществ, впервые выделенных алхимиками: серную, соляную и азотную кислоты, аммиак, многие соединения металлов, этиловый спирт и эфир, берлинскую лазурь, фосфор и др.

Столкнулись алхимики и с другой проблемой: не зная состава различных веществ алхимики давали им произвольные названия, нередко очень длинные, неудобные для произношения и трудные для запоминания.

Итак, давайте угадаем тему нашего сегодняшнего урока:

П – (Что означает цифра «2» в формуле К2О?)

С – (Сколько всего атомов в молекуле N2O5 ?)

Е – (Cu – 64 – Что означает число?)

В – (SO3 – определите валентность серы в соединении)

Д – (СО2 – 44 – что означает число?)

О – (Na2O – класс соединений)

Н – (HCl – класс соединений)

И– (KOH – класс соединений)

М – (Na2SO4– класс соединений)

Тема урока: ПСЕВДОНИМ

(запись на доске и в тетради)

(От греческого pseudor – вымысел, onoma – имя).

Вымышленное, ложное имя или условный знак. Псевдоним может иметь вид обычного имени, вымышленного лица, в других случаях выставляются только инициалы. Не обязательно совпадающие с начальными буквами имени и фамилии автора. Это может быть цифровая комбинация, звездочка и т. п.

Как это ни парадоксально псевдонимов химических веществ огромное множество. Например, к концу 18 века для сульфата меди существовало 4 названия, для карбоната меди – 10, для углекислого газа – 12.

Некоторые названия химики еще помнят, другие канули в Лету, и даже не всякий специалист по истории науки скажет, что такое «философская шерсть» (оксид цинка, который алхимики получали в виде рыхлого порошка). А взять описания химических процедур: в работах М. В. Ломоносова, например, встречается выражение «распущенный подонок», что может, конечно, нас смутить, хотя в современных книгах по кулинарии порой рекомендуют распустить сахар (т. е. растворить его в воде), а слово «поддонок» в старину означало «осадок».

В конце 18 века была создана комиссия по созданию новой химической номенклатуры (лат. nomenclatura – роспись имен) и все вещества получили названия с учетом их состава, особенностей химических свойств. Но тривиальные (от лат. trivialis – обыкновенный) названия остались.

Сегодня на уроке мы попробуем, насколько это у нас получится, отгадать какие же вещества прячутся за псевдонимами, проверим, какими знаниями обладаете вы, приступая к теме: «Основные классы неорганических веществ».

У меня на доске фрагмент лаборатории алхимика. Все вещества здесь подписаны и аккуратно расставлены по полочкам. Не хватает современных названий веществ. Давайте поможем ученому в этом трудном деле.

Работать сегодня вы будете по парам. У вас на столе файл. В файле находятся карточки с химическими формулами (всего 32 штуки):

NH4OH

HgS

HgCl2

NaNO3

NaOH

SnS2

NaCl

NH4NO3

KOH

K2CO3

As2S3

Ca(NO3)2

Ca(OH)2

CdS

CaCO3

AgNO3

SiO2

CO2

SO2

N2O

CaO

MgO

ZnO

Al2O3

Cr2O3

TiO2

Pb3O4

Fe3O4

HNO3

H2SO4

HCl

HF

лист задания (для каждого обучающегося), в каждом варианте которого по 16 вопросов; рисунок лаборатории cформулами веществ.

Отвечая на вопросы заданий, каждый из вас находит формулу вещества, заполняет данные формулы в листе лаборатории ровно наполовину, вторую половину заполняет ваш сосед. Таким образом, у каждого из вас должно оказаться по 16 формул, которые не повторяются.

III. Работа с карточками (25 минут)

1 вариант

1. В состав этого нерастворимого в воде оксида входит 1 атом кремния и два атома кислорода. (1)

2. Валентность атома азота в этом оксиде – I. (4)

3. Относительная атомная масса металла, входящего в состав этого оксида – 65. Образец этого оксида у вас на столе. (7)

4. Соли этой кислоты – нитраты. (13)

5. ? + HNO3 = NaNO3 + H2O

Na2O + H2O = ?

Образец этого основания у вас на столе. (18)

6. Hg + S = ? (21)

7. Образец этой соли у вас на столе. Она есть на столе в каждом доме. (26)

8. ? = СaO + CO2 (28)

9. Относительная молекулярная масса оксида, образованного 1 атомом кислорода и 1 атомом этого металла равна 40. (6)

10. Этот оксид углерода незаменим растениям в процессе фотосинтеза. (2)

11. 6PbO + O2 = ? (11)

12. Образец этой кислоты у вас на столе. В 14 веке ее называли соляным спиртом. (15)

13. СaO + H2O = ? (20)

14. Cульфид мышьяка (III). (23)

15. NH3 + HNO3 = ?

? = N2O + 2H2O (30)

16. Нитрат натрия. (29)

2 вариант

1. А) При взаимодействии с водой этот оксид образует сернистую кислоту

Б) 2H2S + 3O2 = ? +2H2O (3)

2. Основной оксид, образованный атомами химического элемента № 20 и атомом кислорода. Образец этого оксида есть у вас на столе. (5)

3. При высокой температуре (500 – 6000С) этот оксид образуется по реакции: Ti + O2 = ? (10)

4. Относительная молекулярная масса этой кислоты, в состав которой входит 1 атом серы – 98. Образец этой кислоты у вас на столе. (14)

5. Образец этого основания у вас на столе. (19)

6. Сульфид олова (IV). (22)

7. 2KOH + CO2 = ? + H2O (27)

8. ? + KCl = AgCl + KNO3 (32)

9. В состав этого оксида входят атомы алюминия и кислорода. (8)

10. ? + 4CO = 3Fe + 4 CO2↑ (12)

11. Образец этого оксида находится у вас на столе. (9)

12. Кислоту получают из плавикового шпата:

CaF2 +H2SO4 =CaSO4 + ? (16)

13. Гидроксид аммония. (17)

14. CdCl2 + H2S = ? + 2HCl (24)

15. Нитрат кальция. (31)

16. Хлорид ртути (II) – (25)

После того, как дети закончили заполнение листа (своей половины), проходит проверка на доске всех формул веществ.

Сначала учитель с помощью детей записывает формулы вещества, затем дает современные названия и подводя итог определяет класс веществ.

Кремне-зем

1

Углекис-лый газ

2

Сернистый газ

3

Веселящий газ

4

Негашеная известь

5

Жженая магнезия

6

Класс:

Цинковые белила

7

Глинозем

8

Хромовая зелень

9

Титановые белила

10

Сурик свинцовый

11

Сурик железный

12

Класс:

Селитр. дым. Кислота

13

Купоросное масло

14

Соляный спирт

15

Плавиковая кислота

16

Класс:

Нашатырный спирт

17

Едкий натр

18

Едкое кали

19

Гашеная известь (пушонка)

20

Класс:

Киноварь

21

Сусальное золото

22

Аури – пигмент

23

Желтый кадмий

24

Сулема

25

Поваренная соль

26

Класс:

Поташ

27

Мел мрамор известняк

28

Чилийская селитра

29

Аммиач-ная селитра

30

Норвеж-ская селитра

31

Ляпис

32

Класс:

IV. Подведение итогов.

Мы начали наш урок с истории, которая только на первый взгляд очень далека от химии; затем вы провели большие аналитические исследования и сами того не подозревая показали свои знания о важнейших классах неорганических веществ, умения анализировать состав веществ, делать выводы о формуле вещества на основании химических реакций, получили новые знания об истории химии, химической номенклатуры.

И наверно сегодняшние новые знания, приобретенные вами самими, будут для вас более ценными, чем мое объяснение на уроке. Поэтому как итог я хочу привести слова Л. Н. Толстого « А нето дорого знать, что земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого»

– Выставление отметок обучающимся.

V. Домашнее задание: пользуясь литературными источниками, напишите формулы следующих веществ: угарный газ, каустическая сода, сулема, бертолетова соль, глауберова соль, крон желтый, алебастр.

М. Н. Афанасьева, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 53", г. Курск

Метки: Химия