План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)
План урока по химии на тему: Псевдоним» (8 класс, тема «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических веществ»)
Цели:
·Дать общую характеристику основным классам неорганических веществ (соединений);
·Познакомить обучающихся с некоторыми фактами из истории развития химии.
·Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
– учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
– коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
– информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
– личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).
Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда.
Оборудование:
·Раздаточный материал (карточки с формулами химических элементов); схема лаборатории;
– На столах у обучающихся образцы веществ: оксид цинка, гидроксид натрия, хлорид натрия, раствор соляной кислоты, оксид кальция, раствор серной кислоты, гидроксид калия.
Эпиграф
«А нето дорого знать, что Земля
круглая, а то дорого знать, как
дошли до этого»
(Лев Николаевич Толстой)
Ход урока:
I. Оргмомент
II. У большинства людей при слове «история» в сознании рождаются привычные образы: старинные толстые книги в кожаных переплетах, выцветшие от времени документы, хранящиеся в архивах, тихие музейные залы, где доживает свой век оружие, которому более не суждено убивать, одежда, которую никто не станет носить, посуда, которой никогда больше не коснется кухонный нож… Короче говоря, история – это случайно сохранившиеся до нашего времени следы давно ушедших людей и минувших событий. Именно поэтому обычно люди интересуются далеким прошлым лишь от случая к случаю – хватает забот дня сегодняшнего.
Но помимо истории обыденного сознания, доступной для всех и каждого, существуют еще история ученых, история политиков, история художников, история наук.
Кроме ученых к истории обращаются очень многие. Политики ищут в давних временах уроки: изучив взлеты и падения государственных деятелей иных веков, политики стараются избегать их ошибок в настоящем, писатели, художники и музыканты находят в истории сюжеты для своих произведений. Поэтому и мы целые эпохи и важные события воспринимаем не по трактатам историков, а через призму произведений искусства.
Времена рыцарей весь мир знает, прежде всего, по романам Вальтера Скотта, а при словах «стрелецкие бунты» какой русский не вспомнит картину Сурикова «Утро стрелецкой казни». Знаменитые название «Оксфорд» и «Сорбонна» уже в средние века ласкали слух и властно манили к себе поклонников знания, а одну из попыток обрести бессмертие, найдя «философский камень», мы связываем с периодом алхимии – искусством делать золото.
Наука, появившаяся в Египте в III – IV вв. , просуществовала еще 13 веков. Алхимики создали важные химические аппараты, разработали новые методы проведения процесса. Современная химия применяет целый ряд веществ, впервые выделенных алхимиками: серную, соляную и азотную кислоты, аммиак, многие соединения металлов, этиловый спирт и эфир, берлинскую лазурь, фосфор и др.
Столкнулись алхимики и с другой проблемой: не зная состава различных веществ алхимики давали им произвольные названия, нередко очень длинные, неудобные для произношения и трудные для запоминания.
Итак, давайте угадаем тему нашего сегодняшнего урока:
П – (Что означает цифра «2» в формуле К2О?)
С – (Сколько всего атомов в молекуле N2O5 ?)
Е – (Cu – 64 – Что означает число?)
В – (SO3 – определите валентность серы в соединении)
Д – (СО2 – 44 – что означает число?)
О – (Na2O – класс соединений)
Н – (HCl – класс соединений)
И– (KOH – класс соединений)
М – (Na2SO4– класс соединений)
Тема урока: ПСЕВДОНИМ
(запись на доске и в тетради)
(От греческого pseudor – вымысел, onoma – имя).
Вымышленное, ложное имя или условный знак. Псевдоним может иметь вид обычного имени, вымышленного лица, в других случаях выставляются только инициалы. Не обязательно совпадающие с начальными буквами имени и фамилии автора. Это может быть цифровая комбинация, звездочка и т. п.
Как это ни парадоксально псевдонимов химических веществ огромное множество. Например, к концу 18 века для сульфата меди существовало 4 названия, для карбоната меди – 10, для углекислого газа – 12.
Некоторые названия химики еще помнят, другие канули в Лету, и даже не всякий специалист по истории науки скажет, что такое «философская шерсть» (оксид цинка, который алхимики получали в виде рыхлого порошка). А взять описания химических процедур: в работах М. В. Ломоносова, например, встречается выражение «распущенный подонок», что может, конечно, нас смутить, хотя в современных книгах по кулинарии порой рекомендуют распустить сахар (т. е. растворить его в воде), а слово «поддонок» в старину означало «осадок».
В конце 18 века была создана комиссия по созданию новой химической номенклатуры (лат. nomenclatura – роспись имен) и все вещества получили названия с учетом их состава, особенностей химических свойств. Но тривиальные (от лат. trivialis – обыкновенный) названия остались.
Сегодня на уроке мы попробуем, насколько это у нас получится, отгадать какие же вещества прячутся за псевдонимами, проверим, какими знаниями обладаете вы, приступая к теме: «Основные классы неорганических веществ».
У меня на доске фрагмент лаборатории алхимика. Все вещества здесь подписаны и аккуратно расставлены по полочкам. Не хватает современных названий веществ. Давайте поможем ученому в этом трудном деле.
Работать сегодня вы будете по парам. У вас на столе файл. В файле находятся карточки с химическими формулами (всего 32 штуки):
NH4OH | HgS | HgCl2 | NaNO3 |
NaOH | SnS2 | NaCl | NH4NO3 |
KOH | K2CO3 | As2S3 | Ca(NO3)2 |
Ca(OH)2 | CdS | CaCO3 | AgNO3 |
SiO2 | CO2 | SO2 | N2O |
CaO | MgO | ZnO | Al2O3 |
Cr2O3 | TiO2 | Pb3O4 | Fe3O4 |
HNO3 | H2SO4 | HCl | HF |
лист задания (для каждого обучающегося), в каждом варианте которого по 16 вопросов; рисунок лаборатории cформулами веществ.
Отвечая на вопросы заданий, каждый из вас находит формулу вещества, заполняет данные формулы в листе лаборатории ровно наполовину, вторую половину заполняет ваш сосед. Таким образом, у каждого из вас должно оказаться по 16 формул, которые не повторяются.
III. Работа с карточками (25 минут)
1 вариант
1. В состав этого нерастворимого в воде оксида входит 1 атом кремния и два атома кислорода. (1)
2. Валентность атома азота в этом оксиде – I. (4)
3. Относительная атомная масса металла, входящего в состав этого оксида – 65. Образец этого оксида у вас на столе. (7)
4. Соли этой кислоты – нитраты. (13)
5. ? + HNO3 = NaNO3 + H2O
Na2O + H2O = ?
Образец этого основания у вас на столе. (18)
6. Hg + S = ? (21)
7. Образец этой соли у вас на столе. Она есть на столе в каждом доме. (26)
8. ? = СaO + CO2 (28)
9. Относительная молекулярная масса оксида, образованного 1 атомом кислорода и 1 атомом этого металла равна 40. (6)
10. Этот оксид углерода незаменим растениям в процессе фотосинтеза. (2)
11. 6PbO + O2 = ? (11)
12. Образец этой кислоты у вас на столе. В 14 веке ее называли соляным спиртом. (15)
13. СaO + H2O = ? (20)
14. Cульфид мышьяка (III). (23)
15. NH3 + HNO3 = ?
? = N2O + 2H2O (30)
16. Нитрат натрия. (29)
2 вариант
1. А) При взаимодействии с водой этот оксид образует сернистую кислоту
Б) 2H2S + 3O2 = ? +2H2O (3)
2. Основной оксид, образованный атомами химического элемента № 20 и атомом кислорода. Образец этого оксида есть у вас на столе. (5)
3. При высокой температуре (500 – 6000С) этот оксид образуется по реакции: Ti + O2 = ? (10)
4. Относительная молекулярная масса этой кислоты, в состав которой входит 1 атом серы – 98. Образец этой кислоты у вас на столе. (14)
5. Образец этого основания у вас на столе. (19)
6. Сульфид олова (IV). (22)
7. 2KOH + CO2 = ? + H2O (27)
8. ? + KCl = AgCl + KNO3 (32)
9. В состав этого оксида входят атомы алюминия и кислорода. (8)
10. ? + 4CO = 3Fe + 4 CO2↑ (12)
11. Образец этого оксида находится у вас на столе. (9)
12. Кислоту получают из плавикового шпата:
CaF2 +H2SO4 =CaSO4 + ? (16)
13. Гидроксид аммония. (17)
14. CdCl2 + H2S = ? + 2HCl (24)
15. Нитрат кальция. (31)
16. Хлорид ртути (II) – (25)
После того, как дети закончили заполнение листа (своей половины), проходит проверка на доске всех формул веществ.
Сначала учитель с помощью детей записывает формулы вещества, затем дает современные названия и подводя итог определяет класс веществ.
Кремне-зем 1
|
Углекис-лый газ 2 |
Сернистый газ 3 |
Веселящий газ 4 |
Негашеная известь 5 |
Жженая магнезия 6 |
||
Класс: | |||||||
Цинковые белила 7 |
Глинозем
8 |
Хромовая зелень 9 |
Титановые белила 10 |
Сурик свинцовый 11 |
Сурик железный 12 |
||
Класс: | |||||||
Селитр. дым. Кислота 13 |
Купоросное масло 14 |
Соляный спирт
15 |
Плавиковая кислота 16 |
||||
Класс: | |||||||
Нашатырный спирт 17 |
Едкий натр
18 |
Едкое кали
19 |
Гашеная известь (пушонка) 20 |
||||
Класс: | |||||||
Киноварь
21 |
Сусальное золото 22 |
Аури – пигмент 23 |
Желтый кадмий 24 |
Сулема
25 |
Поваренная соль 26 |
||
Класс: | |||||||
Поташ
27 |
Мел мрамор известняк 28 |
Чилийская селитра
29 |
Аммиач-ная селитра 30 |
Норвеж-ская селитра 31 |
Ляпис
32 |
||
Класс: | |||||||
IV. Подведение итогов.
Мы начали наш урок с истории, которая только на первый взгляд очень далека от химии; затем вы провели большие аналитические исследования и сами того не подозревая показали свои знания о важнейших классах неорганических веществ, умения анализировать состав веществ, делать выводы о формуле вещества на основании химических реакций, получили новые знания об истории химии, химической номенклатуры.
И наверно сегодняшние новые знания, приобретенные вами самими, будут для вас более ценными, чем мое объяснение на уроке. Поэтому как итог я хочу привести слова Л. Н. Толстого « А нето дорого знать, что земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого»
– Выставление отметок обучающимся.
V. Домашнее задание: пользуясь литературными источниками, напишите формулы следующих веществ: угарный газ, каустическая сода, сулема, бертолетова соль, глауберова соль, крон желтый, алебастр.
М. Н. Афанасьева, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 53", г. Курск
Метки: Химия