Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок: «Кислоты, состав, номенклатура и классификация», 8 класс

Урок: «Кислоты, состав, номенклатура и классификация», 8 класс

Использованные технологии:

информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Цели урока: формирование представления учащихся о кислотах

Задачи урока:

Образовательные:

– проверить степень усвоения основных понятий темы «Оксиды» и «Основания»

– изучить состав и классификацию кислот;

– закрепить новые знания по теме «Кислоты»

Развивающие:

продолжить формирование и развитие образовательных компетенций

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной

деятельности; умения ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;

б) коммуникативных: навыков работы в группах, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные:

– воспитывать сознательное отношение к учебному труду;

– чувство ответственности;

– развивать интерес к знаниям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор, штатив с пробирками, реактивы для проведения эксперимента: кислоты, индикаторы.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.

Ход урока

I. Организационный момент. Учитель знакомит с целью и задачами урока.

II. Проверка усвоения знаний учащихся

1. Фронтальный опрос

Ø Что такое степень окисления?

Ø Какие соединения называются бинарными?

Ø Можно ли оксиды отнести к бинарным соединениям?

Ø Как классифицируются оксиды?

Ø Какую степень окисления проявляет кислород в оксидах?

Ø Что такое основания?

Ø По какому признаку классифицируют основания?

Ø Что нужно сделать, чтобы составить формулу оксида или основания?

2. Игра «Лото» (Приложение 1. )

Учащиеся работают в сформированных ранее группах. Задача участников групп узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками разного цвета: (красного или синего). Красные фишки ведущий выдаёт тому, кто первый угадает формулу. Побеждает ученик, закрывший игровое поле наибольшим количеством красных фишек. По окончании игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков.

3. Самостоятельная работа по дидактическим карточкам (Приложение 2. )

III. Изучение нового материала

1. Мотивация. Учащимся предлагается рассмотреть фрукты изображённые на экране (слайд1. ) и ответить на вопрос: какие они на вкус? Далее делается вывод о происхождении названия класса «Кислоты».

2. Знакомство с кислотами. Учащиеся выполняют задание: из приведённого перечня веществ выделить те, которые не относятся ни к кислотам, ни к основаниям.

Далее рассматриваются определение и название кислот (слайды 4,5), учащиеся учатся определять степень окисления кислотного остатка

(слайд 6) и выполняют задание по закреплению новых знаний.

Задание № 1. В приведённом перечне кислот:

HCI H2SO4 H2SiO3 H3PO4

выделить кислотный остаток и определить его степень окисления

(слайд 6).

3. Для распознавания кислот учащиеся выполняют лабораторную

работу «Изменение окраски индикаторов в кислотах». На столах

учащихся образцы кислот, набор индикаторов, штатив с пробирками.

Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных

индикаторов, сравнивают с изменением окраски в щелочной среде,

делают выводы, заполняют таблицу.

4. Знакомство с классификацией кислот по разным классификационным

признакам (слайды 12, 13). Далее учащиеся выполняют задание по

закреплению новых знаний.

Задание № 2. Среди приведенных кислот HNO3 H2SO4 H2S H3PO4

найти: а) двухосновную бескислородную

б) одноосновную кислородсодержащую.

5. Распространение кислот в природе (растительный и животный мир), а

также функции кислот в организме человека (слайды 15-17).

6. Сообщение учащихся о кислотах: салициловой и аскорбиновой.

7. Негативная роль кислот в природе – кислотные дожди. Причина их

возникновения и последствия.

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся называют что они узнали нового.

Выставляются отметки по результатам фронтального опроса и игры «Лото».

V. Домашнее задание (слайд 20):

§ Изучить §20, выполнить упр. 1 на с. 107 (общее)

по выбору:

§ подготовить сообщение об одной кислоте

§ составить кроссворд

С. П. Касимова, ГБОУ СОШ № 520, Санкт – Петербург

Метки: Химия