Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Индивидуальная работа с учащимися на уроках химии

Индивидуальная работа с учащимися на уроках химии

Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приёмами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Для организации индивидуальной работы прежде всего необходимо:

1. Выяснить индивидуальные способности каждого ученика, уровень знаний

и умений.

2. Для самостоятельной работы необходимы карточки, содержащие задания.

3. Для восполнения пробелов в знаниях учащихся эффективны разнообразные алгоритмические и программированные упражнения, так как в них материал разделён на логически связанные порции.

Учащиеся, выполняя упражнения, вначале работают под непосредственным руководством учителя, а затем переходят к частично самостоятельной и, наконец, к полностью самостоятельной работе.

Задания различных видов, которые целесообразно использовать при организации самостоятельной работы учащихся:

Задания с алгоритмическими предписаниями. Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определённой последовательности элементарных операций решения любой из задач, принадлежащих к данному типу.

Задача. Составьте формулу соединения фосфора с кислородом.

Алгоритм выполнения:

– запишите символы химических элементов, поставив символ более электроотрицательного элемента на второе место.

– определите степени окисления атомов в соответствии с положением в ПС и поставьте их значения вверху справа от символов.

– найдите наименьшее общее кратное (НОК) для значений степеней окисления.

– разделите НОК на значение степени окисления и полученное число (индекс) поставьте внизу справа.

Задания с алгоритмическими предписаниями можно использовать при обучении стандартизованным способам действий, например при обучении приёму характеристики элемента по положению его в ПС.

Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями.

В этих заданиях даны указания и советы частного характера химического элемента, определяющие выбор способа действия, акцентирующие внимание на важнейшем этапе задания.

Задание. Составьте формулу гидроксида фосфора (V).

Указание. Гидроксиды неметаллов проявляют свойства кислот, т. е. содержат атомы водорода, которые, как и атомы элемента, образующего гидроксид, проявляют положительную степень окисления.

Задания с выбором правильного решения. Такие задания содержат варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию, т. е. опознаёт правильное решение.

Задание. В реакции CI2 + KOH = KCIO3 + KCI + Н2О

хлор выступает в роли: а) окислителя, б) восстановителя,

г) и окислителя и восстановителя.

Задания с неоконченным решением.

В таких заданиях те части решения, которые представляют определённую трудность для учащихся, выполнены. Нужно закончить решение.

Решите задачу. В промышленности фосфор получают из фосфата кальция путём восстановления. Рассчитайте массу фосфорита, необходимого для получения 6,2 кг фосфора, если в фосфорите массовая доля примесей, не содержащих фосфор, равна 10%.

Решение.

1. Уравнение реакции:

Ca3(PO4)2 + 3SiO2+ 5C = 2P + 5CO + 3CaSiO3

2. Найдите количество вещества фосфора.

3. Определите количество вещества фосфата кальция.

4. Рассчитайте массу фосфата кальция.

5. Рассчитайте массу фосфорита, массовая доля фосфата кальция в котором 90% (0,9).

Задания с образцом выполнения. Для усвоения, например, способа решения задач предлагается образец, следуя которому учащийся решает задачу. В следующих заданиях можно предложить сокращённую запись операций и, наконец, дать задание без образца решения.

Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа выполнения задания или побудить его мыслить в нужном направлении. Слабоуспевающим школьникам можно рекомендовать всегда составлять план ответа. Это приучает их к вдумчивому чтению, смысловому сопоставлению отдельных частей текста, вырабатывает умение делать умозаключения. Применение плана активизирует работу учащихся не только на уроке, но и при подготовке домашнего задания. Задание. Изучите самостоятельно содержание параграфа «Сера. Физические и химические свойства Вопросы первого уровня

1. В чём особенность строения молекулы серы?

2. Встречается ли сера в природе в виде простого вещества?

3. Как можно получить серу?

4. Каковы физические свойства серы?

5. Проявляет ли сера восстановительные свойства?

6. В реакциях с какими веществами сера проявляет окислительные свойства?

7. Где сера находит применение?

Вопросы второго уровня

1. В чём причина проявления атомом серы и восстановительных и окислительных свойств ?

2. Составьте уравнения химических реакций, подтверждающих окислительно-восстановительные свойства серы.

3. Какие учёные внесли свой вклад в открытие серы?

4. Сделайте вывод.

Задания, имеющие пропуски в тексте (решении)

Задание. Заполните пропуски.

Продукт любой химической реакции состоит из тех же самых …. . , из которых состояли …. . Атомы при химических реакциях сохраняются, значит, сохраняется и …. . всех атомов. Следовательно, продукты любой химической реакции должны иметь такую же …. . , какова была общая масса … веществ.

Задания с возрастающим уровнем сложности.

Это, например, задачи, составленные на основе одного сюжета. Каждая последующая задача содержит элемент решения предыдущей.

Решите задачи.

1. Вычислите объём аммиака (н. у. ), полученного в лаборатории при нагревании смеси хлорида аммония массой 21,4 г и гидроксида натрия, взятого в избытке. Найдите массу гидроксида натрия, который потребуется для того, чтобы весь хлорид аммония вступил в реакцию.

2. На 107 г раствора, содержащего 20% хлорида аммония, подействовали избытком раствора щёлочи и нагрели. Вычислите объём полученного аммиака (н. у. ).

3. Вычислите объём аммиака (н. у. ), полученного в лаборатории при нагревании смеси технического хлорида аммония массой 30 г, содержащего 28,7% примесей, и гидроксида кальция, взятого в избытке.

Задания с использованием нескольких способов решения.

Такие задания целесообразно предлагать более подготовленным учащимся. Например:

Решите задачу несколькими способами. Смешали 30 г 10%-ного раствора и 20 г 5%-ного раствора одного вещества. Определите массу и массовую долю вещества в полученном растворе.

Задания с различным количеством подсказок и зашифрованной информацией. Можно предлагать цепочки превращений генетически взаимосвязанных веществ разной степени открытости.

C CH4 C2H2 C2H4 C2H5OH C2H4

Метан ацетилен бензол гексахлорциклогексан

метилбензол

C8H18 X1 X2 X3 X4 X5

Задания типа «Чёрный ящик». Хорошо подготовленным учащимся, которые владеют материалом, предлагается определить вещество по подсказкам. Например. Некий углеводород обесцвечивает водные растворы брома и перманганата калия, а при гидрохлорировании образует 2-хлорбутан. Определите формулу этого углеводорода, если известно. Что он не образует цис– и транс-изомеров. Напишите уравнения всех упомянутых реакций.

Задания прикладного характера. Такие задания направлены не только на отработку знаний и умений, но и на освоение практически значимой информации Их применение повышает мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Задание. Бутен-2-овая кислота может существовать в виде 2-х изомеров. Транс-изомер имеет тривиальное название фумаровая кислота и используется в пищевой промышленности в качестве регулятора кислотности под кодом Е-297. Название цис-изомера – малеиновая кислота, её использование в качестве пищевой добавки запрещено. Напишите структурные формулы этих кислот и укажите классификационные признаки. Какие ещё изомеры такого состава возможны?

Применение различных видов дифференцированных заданий, направленных на устранение фактических ошибок, пробелов в знаниях и предполагающих использование приёмов самоконтроля, позволяет формировать самостоятельность учащихся. Если трудность заданий и степень самостоятельности будут постепенно возрастать, то результаты этой кропотливой работы скажутся.

Узнать какие знания приобрёл каждый ученик можно только с помощью индивидуального контроля. Система индивидуального тематического контроля знаний позволяет каждому учащемуся освоить основные вопросы учебной программы. Кроме контрольных работ, предусмотренных учебным планом, провожу диагностические контрольные работы по материалам нескольких (1-3) уроков. Они занимают 10-20 минут. Для учёта знаний кроме классного журнала веду свой рабочий журнал, где отмечаю выполнение диагностических работ, если ученик отсутствует на проверке, то оставляю в журнале пустую клетку, а позднее , после того как ученик выучит тему и ответит на уроке или на дополнительном занятии поставлю отметку. Если на уроке предусмотрен индивидуальный контроль, то отвожу на него ещё 2 дополнительные колонки: в одной указываю номер варианта, в другой – исправленную более высокую оценку, которая и пойдёт в классный журнал.

Приведу примеры таких диагностических работ.

Химические формулы и вычисления по ним. 8-й класс.

1. Составьте формулу природного газа метана, если в состав его молекулы входит один атом углерода и четыре атома водорода. Подсчитайте относительную молекулярную массу данного соединения.

Диагностические работы по учебной теме. О данных работах предупреждаю заранее. Они включают 1 или несколько небольших учебных вопросов по теме и рассчитаны на 30 минут. Отметку ставлю и в классный и в рабочий журнал. Данные работы учащиеся имеют право переписать, изучив материал самостоятельно, с помощью консультантов или на дополнительном занятии.

Химические уравнения. Расчёты по химическим уравнениям.

1. Составьте формулы полученных веществ и расставьте коэффициенты в уравнении реакций.

Вариант 1. Li + O2 = Вариант2. Ве + О2 =

2. Решите задачу по полученному уравнению и следующим данным.

Вариант 1. m(Li )= 2г; m(оксида) -?

Вариант 2. N(Be)= 2г; n(O2)– ?

Система индивидуального контроля позволяет проверить знания учащихся практически по всем темам. Это приводит к повышению качества знаний.

Организация индивидуальной работы с учащимися предполагает также дифференцированный подход и к домашнему заданию, так как учащиеся отличаются по уровню своей подготовленности к выполнению заданий. Домашняя задача должна быть интересна и понятна учащимся с разной подготовкой. Известно, что большое домашнее задание вызывает у школьников негативные эмоции, поэтому на дом задаю немного, а расчётную задачу предлагаю одну, но дифференцированную по уровням сложности. Эти уровни обозначаю буквами, как части ЕГЭ, это важно в плане подготовки к данной форме экзамена.

Приведу примеры таких домашних задач для восьмиклассников.

Задача 1

А . Определите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 20 г оксида магния с соляной кислотой.

В. Вычислите массу 10%-ной соляной кислоты, необходимой для проведения данной реакции.

С. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Задача 2. А. Определите массу гидроксида калия, необходимого для нейтрализации 1361 мл 2мл 2%-ного раствора фосфорной кислоты плотностью 1,08 г/мл.

В. Определите массу необходимого для этого гидроксида калия, содержащегося 5% примесей.

С. Определите массовую долю соли в полученном растворе.

Решение достаточно большого количества задач каждого типа даёт возможность слабоуспевающим учащимся освоить уровень А, а остальным –попробовать свои силы в решении усложнённых задач. При переходе к каждому новому типу задач учащиеся стремятся выполнить задания части В и С независимо от успехов в предыдущей деятельности. Это создаёт для каждого ситуацию успешности в обучении и способствует более прочному усвоению знаний и умений.

С. П. Касимова, ГБОУ СОШ № 520, Санкт – Петербург

Метки: Химия