Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Химия
  • Формула вещества. Относительная молекулярная масса. Простые и сложные вещества

Формула вещества. Относительная молекулярная масса. Простые и сложные вещества

Формула вещества. Относительная молекулярная масса. Простые и сложные вещества

Цель урока: формирование понятий – формула вещества, относительная

молекулярная масса, простые и сложные вещества

Задачи:

– образовательные:

– сформировать понятие о формуле вещества, коэффициентах, индексах;

– изучить понятия: простые и сложные вещества, относительная молекулярная

масса;

– научиться определять состав веществ по молекулярным формулам;

– научиться рассчитывать относительную молекулярную массу; определять по формулам простые и сложные вещества;

– воспитательные:

– самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;

– развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

– развивать умение работы в группе;

– учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

Оборудование:

таблицы «Знаки химических элементов», «Простые и сложные вещества»

Ход урока:

1. Организационный момент (слайд 2 и 3)

Здравствуйте! Здравствуйте, гости дорогие!

Чем так опечалены на уроке химии?

Расскажите мне скорей: на каком уроке,

Кто обидеть вас посмел в прошлом недалеком ?

Значит буду вам сегодня настроенье поднимать,

Знаю самый лучший способ:

Будем тему изучать!

2. Проверка домашнего задания.

По традиции опять

Начинаем как обычно

Мы «домашку» проверять.

Это ведь для нас привычно.

Приготовьтесь отвечать,

Сейчас буду вызывать!

Испугались? Пошутила…

Вызывать не буду!

Лучше тесты вам раздам,

Всем потом оценки дам.

Слайды 4-6:

ТЕСТ – проверка ранее изученного материала ( для проверки ответов соседи по парте меняются листочками и ставят оценки – взаимопроверка)

Задание 1: подбери соответствие.

1. Аргентум 4. Силициум 7. Арсеникум 10. Феррум

2. Аурум 5. Станнум 8. Стибиум

3. Гидраргирум 6. Плюмбум 9. Купрум

а)Ag ; б)Cu ; в)Fe ; г)Sb ; д)Sn ; е)Hg ; ж)Pb ; з)As ; и)Si ; к)Au .

Задание 2. В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

«В» соответственно.

П/п

Явления . Тела и вещества

Х, Ф; Т, В

1.

Образование ржавчины на железных предметах.

2.

Выветривание горных пород.

3.

Испарение воды из водоема.

4.

Кипячение воды в чайнике.

5.

Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

6.

Потемнение изделий из серебра.

7.

Перегнивание растений.

8.

Плавление железа.

9.

Стекло.

10.

Железо.

11.

Ведро.

12.

Заяц.

13.

Лед.

3. Изучение нового материала.

а) формула вещества Что может формула сказать

Слайд 8 О разных веществах?

Ты сможешь многое узнать,

Ведь все в твоих руках.

Правило про формулы

Будем составлять,

Чтобы потом правильно

Его применять.

Химическая формула –

Запись ведь условная,

Отразит состав веществ

Всех беспрекословно.

Чтобы было формулы

Нам легко писать,

Знаки элементов

Отлично нужно знать!

На слайде химические формулы поваренной соли, воды и сахара, на примере которых объясняется первоначально материал.

Слайд 9: Формулы веществ

Какую же информацию несет в себе химическая формула?

Слайд 10:

Молекул сколько вещества

Определишь в момент,

Когда внимательно взглянёшь

На коэффициент.

А где же нам его искать?

Логично спросишь ты.

А я хочу тебе сказать:

Ты в формулу смотри,

Пред формулою цифра здесь,

Это коэффициент и есть.

На слайде формула воды с разными коэффициентами:

H2O - одна молекула воды;

2 H2O – две молекулы воды;

6 H2O – шесть молекул воды.

Коэффициент 1 не пишут перед формулой вещества.

Слайд 11: Определи число молекул вещества

на примерах ученики отвечают на вопросы ( для наглядности приводится анимация числа молекул)

Слайд 12:

Число молекул разобрали.

А как же с атомами быть?

Как нам узнать, что мы не знали:

Всю разновидность изучить?

Здесь учитель говорит о том, что формула содержит информацию о качественном составе вещества : так молекула воды включает две разновидности атомов – атомы водорода и кислорода;

Слайд 13:

Установили разновидность,

Давайте дальше продвигаться,

Ещё одна необходимость

У нас с тобой должна остаться:

Какие атомы и как необходимо просчитать,

Чтобы, когда я вас спрошу,

Вам на «пятерку» отвечать.

Всё просто – в индексы смотри,

Атомов сколько? Говори.

Учитель поясняет на схемах, что такое индексы и как их отличить от коэффициента:

Коэффициент

5 H2 SO4

Индексы

Слайд 14: Самостоятельная работа с последующей проверкой:

Заполните таблицу:

Формулы веществ

Число атомов

Число молекул

Слайд 15:

Индекс и коэффициент

Спутать не так просто,

Цифра индекса совсем

Маленького роста.

А коль молекул много,

Усвой приём другой,

Чтоб число атомов найти,

Коэффициент и индекс

Умножь между собой.

Учитель разбирает на примерах отличие между индексом и коэффициентом: молекула оксида натрия, три молекулы оксида натрия, молекула и пять молекул кислорода.

Слайд 16: отработка состава молекул – таблица (работа устная)

Слайд 17: примеры – поваренная соль, сахар, питьевая сода

Давайте подведем итог

Разобранной тематике,

Чтоб каждый без ошибок смог

Все формулы внимательно

Анализировать, понять

И на контрольных применять.

А формула «сухая»

Тебе расскажет многое,

Молекула какая,

Об атомах всё строго:

Они какие, сколько их

Теперь ты сосчитаешь вмиг.

б) 4. Закрепление темы «Формула вещества» – слайд 18,19.

Для закрепления теперь

Примерчик прорешаем:

Два аш-два-эс-четыре-о , (на доске формула)

Мы всё о ней узнаем.

Как назовём мы вещество?

Ответ: кислота серная!

Она любое существо «разъест»,

Такая вредная.

Ты с «маслом» этим не шути,

Глаза и руки береги!

В десятом веке алхимики называли серную кислоту «купоросным маслом»

потому ,что получали её при прокаливании сульфатов (купоросов).

Теперь молекулы считай,

Ответ мне правильный давай.

-Коэффициент проставлен два.

-Соображает голова.

Какие атомы и сколько?

Теперь нам надо просчитать .

Здесь сера, водород, не только:

Про кислород не забывать!

Атомов серы здесь лишь два,

А кислорода – восемь.

А водорода сколько?

А мы у класса спросим.

Водорода здесь четыре.

Вот анализ завершили.

Слайд 20:

Я очень рада, дети,

За этот результат:

Теперь читать все формулы

Вы сможете подряд.

Задание 2. Прочитайте следующие формулы: CO2 , H2O, HCl, nO4 , NaOH, Ca(OH)2 , Li2SO4 , H3PO4 , CH3COOH, H3PO4, NaHCO3 , CaCO3 , CaO,

C6 H12O6 .

Слайд 21- 22: Читаем формулы веществ – пример

Слайд 23:

в) 5. «Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса вещества».

Все в природе вещества

Мы сейчас поделим.

Но для этого сперва

Сущность определим.

Если наши атомы

Разновидности одной,

Все тогда понятно,

Класс веществ – простой.

Куча разных атомов

В формуле. Возможно.

Отнесем мы вещество

К группировке сложных.

Ребята в тетради составляют схему (с помощью учителя):

ВЕЩЕСТВА


простые сложные

H2 , O2 , N2 , Cl2 H2O, CO2 , H2SO4

Слайд 24: отработка понятий – простые и сложные вещества

Слайды 25-26: Относительная молекулярная масса и ее расчет ( с самостоятельной работой)

Масса молекулярная

Понятие относительное.

Смысл её физический

Совсем не удивительный.

Массу чтоб молекулы

быстренько сравнить,

Нужно на двенадцатую часть

углерода разделить.

Ученики переписывают формулу:

m (в-ва)

Mr (в-ва)= -----------------–

1/12 m (C)

Ты молекулярную

Массу рассчитай:

Атомные массы

Вместе все слагай

И на число атомов

При этом умножай.

Учитель показывает учащимся как правильно вычисляется относительная молекулярная масса вещества: оксид натрия и серная кислота.

г) 6. Закрепление темы «Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса вещества». Слайд 27.

Задание 1. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2 K, Cu, N2, O2 , Cl2 , Al2O3 , H 2 , Br2 , NaCl, MgSO4 , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, LiI KF, Cr, SO3

Результат оформите в форме таблицы:

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Вычислите молекулярные массы веществ ( самостоятельно с проверкой).

4. Заключительная часть урока ( слайды 28-29)

Ну вот , ребята дорогие,

Заканчивается урок.

Вы поработали на славу,

Трудился каждый, кто как мог.

Теперь вы сможете уверенно

Любые формулы читать,

Простые, сложные , наверное,

Соединенья разбирать.

А так же массу находить

Ещё молекулярную.

Ведь эта тема в химии

Всегда важна и главная.

Домашнюю с доски спишите,

Все книжки можете собрать

И на здоровье отдыхать.

Ученики еще раз проговаривают выводы по уроку.

Ещё забыла вам сейчас

Оценочки поставить,

Ошибку эту я смогу

Немедленно исправить.

Учитель ставит оценки наиболее активно работавшим ученикам.

Ну что ж я с вами не прощаюсь,

До скорого свидания!

Благодарю всех за урок:

До скорого свидания.

Стихи: Прохорова С. В.

М. А. Макаркина, ГБОУ СОШ №797, Москва

Метки: Химия