Гидролиз органических и неорганических соединений ( 2 часа)
Гидролиз органических и неорганических соединений ( 2 часа)
Цели:
• Образовательные:
– сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей;
– научить ребят составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде; – учить определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли;
– продолжить развивать умения работать с таблицами, справочными материалами.
• Развивающие:
– на примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.
• Воспитательные:
– совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
– развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
Оборудование и реактивы: таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; таблица сильных и слабых электролитов; алгоритм составления уравнений реакций гидролиза солей;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
1) Гидролиз органических веществ (слайд 2-6)
2) Тесты (слайды 7-8)
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ЕГЭ
3) Обратимый и необратимый гидролиз (слайд 9)
III. Подготовка к восприятию нового материала, актуализация знаний и опыта
Гидролиз имеет большое практическое значение и основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.
Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания – электролитическая диссоциация.
Различают три типа сред: кислотную, щелочную и нейтральную:
Казалось бы, в растворах солей, при диссоциации которых не образуется ни ионов Н+, ни ионов ОН–, окраска индикаторов меняться не должна. Практика, однако, показывает, что не только кислоты и основания, но и соли могут иметь – нейтральную, щелочную или кислую реакцию.
ОПЫТ:- испытание индикатором растворов солей: CuSO₄, ZnCl₂;BaSO₄, KCl;
Учитель: Почему растворы солей изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную?
Учащийся: Значит, в этих растворах есть ионы H+.
Учитель: Откуда ионы H+ в растворе, если вы смешивали соль и воду?
Учащийся: Наверное, из воды.
Учитель: Как от воды могли отделиться ионы H+?
Учащийся: Видимо, какая-то частица соли отрывает от молекулы воды частицу OH–. Отрицательную частицу от молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.
Учитель: Что же общего у катионов Cu2+, Zn2+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Ba2+, K+?
Учащийся: Гидроксиды Сu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3 – cлабые основания, а Ba(OH)2, KOH – сильные. Сильные основания в растворе полностью диссоциируют на ионы.
Затем вспоминаем, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль Na2CO3 образована сильным основанием NaОН и слабой кислотой H2CO3. Далее разбираемся, какими кислотами и основаниями образованы соли, например, Cu(NO3)₂, BaCl₂, Al₂S₃.
IY. Изучение нового материала
1) Гидролизом называется процесс взаимодействия вещества с водой .
Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация соответствующих солей и воды. Вода незначительно диссоциирует на ионы Н+ и ОН–, но в процессе гидролиза один или оба из этих ионов могут связываться ионами, образующимися при диссоциации соли, в малодиссоциированные, летучие или труднорастворимые соединения (молекулы или сложные ионы). Происходит изменение реакции среды.
Гидролиз идет по-разному в зависимости от силы кислоты и основания, образовавших соль.
Гидролизу подвергаются только те соли, которые образуют при диссоциации ион от слабого электролита. Соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами гидролизу не подвергаются. Таким образом,
возможность протекания гидролиза соли определяется наличием иона от слабого электролита.
Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуются практически полностью, а в других случаях гидролиз идет незначительно.
Соли многоосновных кислот и многокислотных оснований гидролизуются ступенчато, образуя при этом кислые и основные соли. Практическое значение обычно имеет только процесс, идущий по первой ступени, которым, как правило, и ограничиваются при оценке гидролиза солей (один моль ион слабого электролита взаимодействует только с одним молем молекул воды).
Реакцию среды при гидролизе определяет ион сильного электролита
Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможно три типа гидролиза:
• гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион), соль образована сильной кислотой и слабым основанием
• гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион), соль образована слабой кислотой и сильным основанием
• совместный гидролиз – гидролиз по катиону и по аниону (в реакцию с водой вступает и катион, и анион), соль образована слабой кислотой и слабым основанием
• СЛАЙДЫ 10-13
Рассмотрим различные случаи.
1) Гидролиз соль образованой сильным основанием и слабой кислотой Na2CO3 (гидролиз по аниону) . (слайды 14-15)
Следует обратить внимание, что количественно вторая ступень гидролиза протекает в несравнимо меньшей степени, чем первая. Поэтому в ответе, при сдаче ЕГЭ, достаточно указать уравнение только для первой ступени.
2) Гидролиз соли образованной слабым основанием и сильной кислотой CuCl₂
(гидролиз по катиону). (слайды 16-17)
Гидролиз по второй ступени практически не протекает, так как накапливающиеся ионы Н+ препятствуют прохождению гидролиза по II ступени.
3) Гидролиз соли образованой слабым основанием и слабой кислотой Al₂S₃
(гидролиз по катиону и по аниону).
4) Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой NaCl.
( слайды 18-19)
5) РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ПРИРОДЕ
Преобразование земной коры
Обеспечение слабощелочной среды морской воды
РОЛЬ ГИДРОЛИЗА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Стирка Умывание с мылом
Мытье посуды Процессы пищеварения
(слайд 20)
V. Закрепление и первичная проверка полученных знаний
ТЕСТЫ (слайды 21-22)
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ.
Слайды 23-27
Слайды 28-29 – создание проблемной ситуации.
VI. Подведение итогов
В заключение урока, отмечам, что в рамках школьного курса в реакциях гидролиза солей нет ничего чрезмерно сложного для понимания. Здесь используются общие правила написания ионных уравнений, общие представления о смещении химического равновесия, общий поход к номенклатуре солей, краткий и удобный алгоритм написания уравнений. Хочется надеяться, что изложенный материал поможет вам при подготовке и сдаче ЕГЭ.
VII. Домашнее задание.
М. А. Макаркина, ГБОУ СОШ №797, Москва
Метки: Химия