Тема: «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Тема: «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;
Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.
Задачи:
– конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.
– развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;
способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,
развивать самостоятельность.
– развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.
– создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.
Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Обеспечение занятия:
Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.
Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
– приветствие
– подготовка класса к уроку
– наличие учащихся
II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
А). Вводное слово учителя Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций. Б)Формулировка темы урока: Учитель читает выразительно загадку: Достоин этот газ – удивленья- Его применяют сейчас Для резки металлов и в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берет его летчик в высотные дали Проводник с собою берет, Вы наверно уже угадали Что этот газ __________ – О каком газе идет речь в данной загадке? – Какой будет тема урока? В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока. – На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: 1). Какие сведения о кислороде вам уже известны? 2). Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?» 3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести? – А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока? |
Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды» Слушают учителя. Работа в группах. Составляют вопросы и их озвучивают (1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока. |
III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Проблемный вопрос. – Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов? – Что вам уже известно о кислороде? |
Работа в парах. Отвечают на вопрос Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе». |
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе? Самостоятельная работа. – Прочтите п. 4. 2. Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы. |
Отвечают на вопрос. (ПСХЭ) Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем. |
символ | Аr | валентность | группа | подгруппа | период |
– Где в природе находится кислород? – Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%). В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% – свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится 1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По ходу рассказа записывается опорная схема на доске. – В виде чего кислород присутствует в атмосфере? – А в виде чего кислород присутствует в гидросфере? – Вода простое или сложное вещество? – Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ? Самостоятельная работа. . Задание 1. «-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов» п. 4. 2 стр. 66. – К какой группе веществ – простых или сложных– относятся оксиды? – Сколько элементов входит в состав оксидов? – Какой элемент обязательно входит в состав оксидов? – Что общего для всех этих веществ? – Попробуйте сформулировать определение «оксиды». Задание2. Прочитайте первый абзац на с. 67. Ответьте на вопросы: 1. От чего зависит название оксида? 2. Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»? 3. Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3? 4. Что означает число, указанное в названии оксида? Например, оксид железа(III)? 5. Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с. 66. Лабораторный опыт №6. Ознакомление с образцами оксидов» Учебник стр. 259 Инструктаж по Т. Б. Заполнить таблицу. Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы. |
Отвечают на вопрос. -Атмосфера, гидросфера,живая природа ,литосфера(земная кора). Составляют и записывают опорную схему в тетрадь. О в природе в атмосфере в земной коре в воде в жив. организмах 23% 47% 89% 65% В целом: в виде соединений 99,99% В свободном виде 0,01% – 1,–51015тонн Отвечают на вопрос. -В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород. Отвечают на вопрос. – В гидросфере в виде газа и воды. Отвечают на вопрос. – Сложное. Называют вещества. -Песок SiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т. д. Работа с таблицей в учебнике. – Сложных. – Два. – Кислород. -То, что они содержат кислород и состоят из двух элементов. Дают определение и записывают его в тетрадь. -Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород. Отвечают на вопросы – Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле. – «моно»– один, «ди»– два, «три»– три, «тетра»– четыре. – Диоксид серы. , триоксид серы. -Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо -III валентно Дают название. Работа в парах. Выполнение опыта Заполнение таблицы После выполнения работа проверяется. (1 из пары дает характеристику 1 оксида) |
||
Формула и название | Агрегатное состояние | цвет | |
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
– Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания. (Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ) |
Выполняют задание. |
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Для всех : п. 4. 1; 4. 2; записи в тетради. вопрос. №1, стр. 65. или вопрос №2 стр. 67. По желанию: – найти или придумать загадки, поговорки о кислороде; – написать сказку о кислороде; – составить кроссворд; |
Записывают задание в дневник |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
– А сейчас давайте подведем итог работы на уроке. Вывешиваются вопросы . – Какова была цель урока? – Как вы считаете, достигли мы этой цели? – Как добились реализации цели? – Были ли трудности , и какие ? – Что помогало в достижении цели? – Что мешало? – Чему новому ты научился, что приобрел? – Сегодня вы много и хорошо работали. – Молодцы! – Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточки– задания для закрепления полученных знаний.
Карточка – задание паре № 1.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:H, C, Na.
2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H2O, CH4, NaOH, Al2O3.
Карточка – задание паре № 2
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность Mg, P,Ca.
2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды
MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .
Карточка – задание паре № 3
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: S, Al, Li.
2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.
Карточка – задание паре № 4
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Сu, Fe, Н.
2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
CaО, Сu NO3, Сr2О3, Н2 SО4.
Карточка – задание паре № 5
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность:Zn, К, Вr.
2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:
SO3, Fe2О3, Na2СО3, Сu(ОН)2.
Карточка – задание паре №6.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Fe, I, Ca.
2. Назовите лишнее вещество: SO2, Н2 SО4, SiO2, Н2SiO3.
Карточка – задание паре №7.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: N, К, S.
2. Назовите лишнее вещество: Си SО4, СuО, Сu2О.
Карточка – задание паре №8.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Mg, C, Si.
2. Назовите лишнее вещество: Н2 SО4 , SO2, SO3.
Карточка – задание паре №9.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: Сr, Н, Al.
2. Назовите лишнее вещество: Fe2О3. FeО, Fe(ОН)2.
Карточка – задание паре №10.
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: P, Li. , СI.
2. Назовите лишнее вещество: СО, СО2, Н2СО3.
Н. В. Бурнова, МБОУ "Солонец-Полянская ООШ Новооскольского района Белгородской области
Метки: Химия