Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Тема: «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;

Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.

Задачи:

– конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.

– развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;

способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,

развивать самостоятельность.

– развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.

– создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.

Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.

Обеспечение занятия:

Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.

Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.

ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– приветствие

– подготовка класса к уроку

– наличие учащихся

II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А). Вводное слово учителя

Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций.

Б)Формулировка темы урока:

Учитель читает выразительно загадку:

Достоин этот газ – удивленья-

Его применяют сейчас

Для резки металлов и в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берет его летчик в высотные дали

Проводник с собою берет,

Вы наверно уже угадали

Что этот газ __________

– О каком газе идет речь в данной загадке?

– Какой будет тема урока?

В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.

– На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1). Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2). Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

– А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Слушают учителя.

Работа в группах.

Составляют вопросы и их озвучивают

(1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока.

III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

– Что вам уже известно о кислороде?

Работа в парах.

Отвечают на вопрос

Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

– А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?

Самостоятельная работа.

– Прочтите п. 4. 2. Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.

Отвечают на вопрос.

(ПСХЭ)

Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.

символ Аr валентность группа подгруппа период

– Где в природе находится кислород?

– Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).

В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% – свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится

1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По

ходу рассказа записывается опорная схема на доске.

– В виде чего кислород присутствует в атмосфере?

– А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?

– Вода простое или сложное вещество?

– Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?

Самостоятельная работа. .

Задание 1. «-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»

п. 4. 2 стр. 66.

– К какой группе веществ – простых или сложных– относятся оксиды?

– Сколько элементов входит в состав оксидов?

– Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?

– Что общего для всех этих веществ?

– Попробуйте сформулировать определение «оксиды».

Задание2. Прочитайте первый абзац на с. 67. Ответьте на вопросы:

1. От чего зависит название оксида?

2. Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»?

3. Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3?

4. Что означает число, указанное в названии оксида?

Например, оксид железа(III)?

5. Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с. 66.

Лабораторный опыт №6.

Ознакомление с образцами оксидов»

Учебник стр. 259

Инструктаж по Т. Б.

Заполнить таблицу.

Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы.

Отвечают на вопрос.

-Атмосфера, гидросфера,живая природа ,литосфера(земная кора).

Составляют и записывают опорную схему в тетрадь.

О в природе

в атмосфере в земной коре в воде в жив. организмах

23% 47% 89% 65%

В целом: в виде соединений 99,99%

В свободном виде 0,01% – 1,–51015тонн

Отвечают на вопрос.

-В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.

Отвечают на вопрос.

– В гидросфере в виде газа и воды.

Отвечают на вопрос.

Сложное.

Называют вещества.

-Песок SiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т. д.

Работа с таблицей в учебнике.

Сложных.

Два.

– Кислород.

-То, что они содержат кислород и

состоят из двух элементов.

Дают определение и записывают его в тетрадь.

-Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.

Отвечают на вопросы

– Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле.

«моно»– один, «ди»– два, «три»– три, «тетра»– четыре.

Диоксид серы. , триоксид серы.

-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо -III валентно

Дают название.

Работа в парах.

Выполнение опыта

Заполнение таблицы

После выполнения работа проверяется. (1 из пары дает характеристику 1 оксида)

Формула и название Агрегатное состояние цвет

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

– Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания.

(Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ)

Выполняют задание.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Для всех : п. 4. 1; 4. 2; записи в тетради. вопрос. №1, стр. 65. или вопрос №2 стр. 67.

По желанию:

– найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

– написать сказку о кислороде;

– составить кроссворд;

Записывают задание в дневник

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

– А сейчас давайте подведем итог работы на уроке.

Вывешиваются вопросы .

– Какова была цель урока?

– Как вы считаете, достигли мы этой цели?

– Как добились реализации цели?

– Были ли трудности , и какие ?

– Что помогало в достижении цели?

– Что мешало?

– Чему новому ты научился, что приобрел?

– Сегодня вы много и хорошо работали.

– Молодцы!

– Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточки– задания для закрепления полученных знаний.

Карточка – задание паре № 1.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность:H, C, Na.

2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H2O, CH4, NaOH, Al2O3.

Карточка – задание паре № 2

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность Mg, P,Ca.

2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды

MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .

Карточка – задание паре № 3

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: S, Al, Li.

2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.

Карточка – задание паре № 4

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Сu, Fe, Н.

2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

CaО, Сu NO3, Сr2О3, Н2 SО4.

Карточка – задание паре № 5

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность:Zn, К, Вr.

2. Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

SO3, Fe2О3, Na2СО3, Сu(ОН)2.

Карточка – задание паре №6.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Fe, I, Ca.

2. Назовите лишнее вещество: SO2, Н2 SО4, SiO2, Н2SiO3.

Карточка – задание паре №7.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: N, К, S.

2. Назовите лишнее вещество: Си SО4, СuО, Сu2О.

Карточка – задание паре №8.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Mg, C, Si.

2. Назовите лишнее вещество: Н2 SО4 , SO2, SO3.

Карточка – задание паре №9.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Сr, Н, Al.

2. Назовите лишнее вещество: Fe2О3. FeО, Fe(ОН)2.

Карточка – задание паре №10.

1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: P, Li. , СI.

2. Назовите лишнее вещество: СО, СО2, Н2СО3.

Н. В. Бурнова, МБОУ "Солонец-Полянская ООШ Новооскольского района Белгородской области

Метки: Химия