Тема: Урок-игра "Природные источники углеводородов", 10 класс
Тема: Урок-игра "Природные источники углеводородов", 10 класс
Цели. Обобщить и закрепить знания учащихся о классификации и химических свойствах углеводородов, познакомить с формами существования в природе, применением в хозяйственной деятельности людей, влиянием углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Формировать чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, уметь выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.
Оборудование. Презентации по темам: Природный и попутные нефтяные газы, Нефть, Углехимическая промышленность мира, Углеводороды и их природные источники, шаростержневые модели молекул октана, коллекция "Нефть и продукты ее переработки", рабочие листы для урока.
Ход урока
Учитель Ребята, сегодняшний урок необычный. Этот урок-игра позволит повторить и закрепить пройденный материал. У нас в классе есть две команды. На уроке будут использоваться элементы игры КВН. В каждой команде нужно выбрать капитана.
Учитель. Мы изучили тему "Углеводороды". На уроке мы обобщим пройденный материал. Особое внимание уделим вопросам нахождения углеводородов в природе, их практическому применению в хозяйственной деятельности человека, а также влиянию углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Итак, начинаем. Внимание! Ответы на вопросы нужно записывать на отдельные листы и в конце конкурса передать учителю.
Конкурс "Разминка"
Вопросы.
1. Какие органические вещества относят к углеводородам?
2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
3. Напишите общую формулу алканов, алкенов, алкинов.
4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов углерода:
а) 16; б) 21; в) 23.
5. Напишите формулы алкенов, имеющих в своем составе атомов углерода:
а) 6; б) 8; в) 12.
6. Укажите вид гибридизации, характерный для алканов, алкенов, алкинов.
7. Назовите угол, характерный для алканов, алкенов, алкинов.
Ответы.
1. Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов: углерода и водорода.
2. Алканы.
3. (CnH2n+2) (CnH2n) (CnH2n-2)
4. С16Н34, С21Н44, С23Н48.
5. С6Н12, С8Н16, С12Н24.
6. sp3-sp2-sp-гибридизация.
7. Угол – 109°28' , 120° ,180°
Конкурс "Домашнее задание"
Учитель. Перечислите природные источники углеводородов.
Ученик. Наиболее важными источниками углеводородов являются природный и попутный нефтяные газы, нефть, каменный уголь.
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Природный и попутные нефтяные газы. По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет таблицу: Характеристика попутных нефтяных газов.
Название | Состав | Применение |
Газовый бензин | ||
Пропан-бутановая фракция | ||
Сухой газ |
Учитель. При сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит дешевым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. При сгорании углеводородов, встречающихся в природе, расходуется большое количество кислорода. В результате образуются оксид углерода (IV) и вода, а также выделяется большое количество теплоты.
Вопрос. Каковы причины изменения климата на Земле?
Ученик. Человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного деятельностью человека. Это изменение неуправляемое и может иметь катастрофические последствия для человечества. Причина потепления климата – в увеличении содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, в так называемом парниковом эффекте.
Учитель. Как вести борьбу с парниковым эффектом?
Ученик. Чтобы снизить и устранить в будущем действие парникового эффекта, необходимо разрабатывать и внедрять в хозяйственную деятельность людей солнечные и другие бестопливные источники энергии, прекратить вырубку лесов, расширить посадку деревьев.
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Нефть По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет таблицу: Нефтяные фракции
Название фракции | Содержание углерода | Температура кипения | Применение |
Светлые нефтяные продукты | |||
Бензин | |||
Лигроин | |||
Керосин | |||
Газойль | |||
Темные нефтяные продукты | |||
Мазут | |||
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Углехимическая промышленность мира. По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет схему:
Продукты переработки угля:
Уголь: _____. .
______
______
Смола: _______. .
__________
__________.
__________. .
Конкурс "Моделирование"
Команда должна смоделировать крекинг молекулы октана, используя шаростержневую модель молекулы.
Бутан + Бутен
Изооктан (2,2,3-триметилпентан)
Конкурс болельщиков
– Явление, при котором вещества имеют одинаковый состав и массу, но разное строение молекул, называют . . . .
(Изомерией. )
– Какой суффикс добавляют при названии диеновых углеводородов?
(Диен. )
– Назовите общую формулу предельных углеводородов.
(СnН2n+2. )
– Транс– и цисизомерия – какой это вид изомерии?
(Пространственной. )
– Какую группу атомов называют гомологической разницей?
(СН2. )
– Какую пространственную форму имеют предельные углеводороды?
(Зигзагообразную. )
– Как называют группы атомов СН3, С2Н5, С3Н7?
(Радикалами. )
– Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?
(Присоединения. )
Конкурс капитанов
Учитель. Тесты по экологическим технологиям современного производства. Выполните следующий тест, стараясь найти правильное (наиболее рациональное) решение.
1. Как бы Вы решили вопрос с "кислотными дождями"?
А) предварительно извлекать серу и азот из угольного топлива;
Б) наладить производство химически стойкой одежды;
В) штрафовать предприятия за выброс кислотных оксидов в атмосферу;
Г) бороться бесполезно, т. к. это неизбежный процесс.
2. Какие альтернативные пути переработки радиоактивных пород и пыли предлагает НТР?
А) создание лесозащитных полос;
Б) применение очистных сооружений;
В) переработка пустых радиоактивных пород в качестве топлива для термоядерных реакторов;
Г) закапывание пустых породных отвалов обратно в заброшенные шахты.
3. Какие кардинально иные возможности переработки угля есть сегодня?
А) применение очистных сооружений;
Б) сокращение территорий ТЭС, замена на атомные;
В) развитие производства синтетического жидкого топлива из угля (альтернатива нефти);
Г) разработка и использование альтернативных источников энергии (водорода, солнечных батарей, энергии ветра, биоэнергии, рек, морей, гейзеров, термоядерного синтеза и др).
4. Вы – директор крупного завода и имеете в своем распоряжении значительную сумму денег. Как Вы поступите при решении проблемы очистки отходов?
А) положите деньги в банк под проценты для выплаты ежегодных штрафов за загрязнение окружающей среды – это выгоднее (по деньгам) строительства очистных сооружений;
Б) вложите деньги в строительство дорогостоящих очистных сооружений;
В) повысите заработную плату сотрудникам предприятия "за вредность";
Г) деньги вложите в расширение производства.
Ответы: 1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б.
Информационный конкурс
Работа с коллекцией "Нефть и продукты ее переработки" Рассказать о продуктах переработки нефти используя информацию из таблицы для коллекции "Нефть и продукты ее переработки.
Конкурс болельщиков "Рассказ про Пентан"
Учитель. Прослушайте рассказ и назовите реакцию и продукт этой реакции.
Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Жарко было в сауне! А банщиком там работал Хлорид Алюминия, который предложил Пентану сделать массаж. Пентан согласился. И начал банщик крутить, вертеть Пентаном, приговаривая: "Какой скелет у Вас скрюченный! Сейчас мы поправим!". Банщик так старался, что оторвал метильную группу. Испугался Хлорид Алюминия, начал присоединять, да ни туда прикрепил метил. Заплакал Пентан: "Был Пентан, а стал __________О какой реакции идет речь?
Ответ: Изопентан, реакция изомеризации.
Подведение итогов урока.
Используемая литература:
1. О. С. Габриелян «Химия10 класс»
2. В. Г. Денисова «Поурочные планы» 10клас
3. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия– М. , АСТ-ПРЕСС, 1999, – 560 с.
4. В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова "Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке".
5. Зайцев О. С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. .
6. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М. : Высшая школа, 1992, – 256 с.
7. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. : Дрофа 2004, -252 с.
8. Интернет-ресурс "Интересное о нефти" (http://www. oilreview. ru/).
Н. А. Великанова, МБОУ "Жуковская СОШ", с. Жуковка, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия
Метки: Химия