Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема: Урок-игра "Природные источники углеводородов", 10 класс

Тема: Урок-игра "Природные источники углеводородов", 10 класс

Цели. Обобщить и закрепить знания учащихся о классификации и химических свойствах углеводородов, познакомить с формами существования в природе, применением в хозяйственной деятельности людей, влиянием углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Формировать чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, уметь выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.

Оборудование. Презентации по темам: Природный и попутные нефтяные газы, Нефть, Углехимическая промышленность мира, Углеводороды и их природные источники, шаростержневые модели молекул октана, коллекция "Нефть и продукты ее переработки", рабочие листы для урока.

Ход урока

Учитель Ребята, сегодняшний урок необычный. Этот урок-игра позволит повторить и закрепить пройденный материал. У нас в классе есть две команды. На уроке будут использоваться элементы игры КВН. В каждой команде нужно выбрать капитана.

Учитель. Мы изучили тему "Углеводороды". На уроке мы обобщим пройденный материал. Особое внимание уделим вопросам нахождения углеводородов в природе, их практическому применению в хозяйственной деятельности человека, а также влиянию углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Итак, начинаем. Внимание! Ответы на вопросы нужно записывать на отдельные листы и в конце конкурса передать учителю.

Конкурс "Разминка"

Вопросы.

1. Какие органические вещества относят к углеводородам?

2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?

3. Напишите общую формулу алканов, алкенов, алкинов.

4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов углерода:

а) 16; б) 21; в) 23.

5. Напишите формулы алкенов, имеющих в своем составе атомов углерода:

а) 6; б) 8; в) 12.

6. Укажите вид гибридизации, характерный для алканов, алкенов, алкинов.

7. Назовите угол, характерный для алканов, алкенов, алкинов.

Ответы.

1. Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов: углерода и водорода.

2. Алканы.

3. (CnH2n+2) (CnH2n) (CnH2n-2)

4. С16Н34, С21Н44, С23Н48.

5. С6Н12, С8Н16, С12Н24.

6. sp3-sp2-sp-гибридизация.

7. Угол – 109°28' , 120° ,180°

Конкурс "Домашнее задание"

Учитель. Перечислите природные источники углеводородов.

Ученик. Наиболее важными источниками углеводородов являются природный и попутный нефтяные газы, нефть, каменный уголь.

Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Природный и попутные нефтяные газы. По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет таблицу: Характеристика попутных нефтяных газов.

Название Состав Применение
Газовый бензин
Пропан-бутановая фракция
Сухой газ

Учитель. При сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит дешевым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. При сгорании углеводородов, встречающихся в природе, расходуется большое количество кислорода. В результате образуются оксид углерода (IV) и вода, а также выделяется большое количество теплоты.

Вопрос. Каковы причины изменения климата на Земле?

Ученик. Человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного деятельностью человека. Это изменение неуправляемое и может иметь катастрофические последствия для человечества. Причина потепления климата – в увеличении содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, в так называемом парниковом эффекте.

Учитель. Как вести борьбу с парниковым эффектом?

Ученик. Чтобы снизить и устранить в будущем действие парникового эффекта, необходимо разрабатывать и внедрять в хозяйственную деятельность людей солнечные и другие бестопливные источники энергии, прекратить вырубку лесов, расширить посадку деревьев.

Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Нефть По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет таблицу: Нефтяные фракции

Название фракции Содержание углерода Температура кипения Применение
Светлые нефтяные продукты
Бензин
Лигроин
Керосин
Газойль
Темные нефтяные продукты
Мазут

Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Углехимическая промышленность мира. По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет схему:

Продукты переработки угля:

Уголь: _____. .

______

______

Смола: _______. .

__________

__________.

__________. .

Конкурс "Моделирование"

Команда должна смоделировать крекинг молекулы октана, используя шаростержневую модель молекулы.

Бутан + Бутен

Изооктан (2,2,3-триметилпентан)

Конкурс болельщиков

– Явление, при котором вещества имеют одинаковый состав и массу, но разное строение молекул, называют . . . .

(Изомерией. )

– Какой суффикс добавляют при названии диеновых углеводородов?

(Диен. )

– Назовите общую формулу предельных углеводородов.

(СnН2n+2. )

– Транс– и цисизомерия – какой это вид изомерии?

(Пространственной. )

– Какую группу атомов называют гомологической разницей?

(СН2. )

– Какую пространственную форму имеют предельные углеводороды?

(Зигзагообразную. )

– Как называют группы атомов СН3, С2Н5, С3Н7?

(Радикалами. )

– Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?

(Присоединения. )

Конкурс капитанов

Учитель. Тесты по экологическим технологиям современного производства. Выполните следующий тест, стараясь найти правильное (наиболее рациональное) решение.

1. Как бы Вы решили вопрос с "кислотными дождями"?

А) предварительно извлекать серу и азот из угольного топлива;

Б) наладить производство химически стойкой одежды;

В) штрафовать предприятия за выброс кислотных оксидов в атмосферу;

Г) бороться бесполезно, т. к. это неизбежный процесс.

2. Какие альтернативные пути переработки радиоактивных пород и пыли предлагает НТР?

А) создание лесозащитных полос;

Б) применение очистных сооружений;

В) переработка пустых радиоактивных пород в качестве топлива для термоядерных реакторов;

Г) закапывание пустых породных отвалов обратно в заброшенные шахты.

3. Какие кардинально иные возможности переработки угля есть сегодня?

А) применение очистных сооружений;

Б) сокращение территорий ТЭС, замена на атомные;

В) развитие производства синтетического жидкого топлива из угля (альтернатива нефти);

Г) разработка и использование альтернативных источников энергии (водорода, солнечных батарей, энергии ветра, биоэнергии, рек, морей, гейзеров, термоядерного синтеза и др).

4. Вы – директор крупного завода и имеете в своем распоряжении значительную сумму денег. Как Вы поступите при решении проблемы очистки отходов?

А) положите деньги в банк под проценты для выплаты ежегодных штрафов за загрязнение окружающей среды – это выгоднее (по деньгам) строительства очистных сооружений;

Б) вложите деньги в строительство дорогостоящих очистных сооружений;

В) повысите заработную плату сотрудникам предприятия "за вредность";

Г) деньги вложите в расширение производства.

Ответы: 1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б.

Информационный конкурс

Работа с коллекцией "Нефть и продукты ее переработки" Рассказать о продуктах переработки нефти используя информацию из таблицы для коллекции "Нефть и продукты ее переработки.

Конкурс болельщиков "Рассказ про Пентан"

Учитель. Прослушайте рассказ и назовите реакцию и продукт этой реакции.

Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Жарко было в сауне! А банщиком там работал Хлорид Алюминия, который предложил Пентану сделать массаж. Пентан согласился. И начал банщик крутить, вертеть Пентаном, приговаривая: "Какой скелет у Вас скрюченный! Сейчас мы поправим!". Банщик так старался, что оторвал метильную группу. Испугался Хлорид Алюминия, начал присоединять, да ни туда прикрепил метил. Заплакал Пентан: "Был Пентан, а стал __________О какой реакции идет речь?

Ответ: Изопентан, реакция изомеризации.

Подведение итогов урока.

Используемая литература:

1. О. С. Габриелян «Химия10 класс»

2. В. Г. Денисова «Поурочные планы» 10клас

3. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия– М. , АСТ-ПРЕСС, 1999, – 560 с.

4. В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова "Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке".

5. Зайцев О. С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. .

6. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. – М. : Высшая школа, 1992, – 256 с.

7. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. – М. : Дрофа 2004, -252 с.

8. Интернет-ресурс "Интересное о нефти" (http://www. oilreview. ru/).

Н. А. Великанова, МБОУ "Жуковская СОШ", с. Жуковка, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия

Метки: Химия