Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Соли в свете теории электролитической диссоциации

Соли в свете теории электролитической диссоциации

Цели:

обучающая –

«закрепление», «исследование», «установление»;

развивающая –

развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, умение прогнозировать, наблюдать, доказывать; развитие практических навыков; умение работать с информативными материалами;

воспитательная –

отношение к родному краю, отношение к образованию как средству саморазвития и самореализации.

Оборудование к уроку:

Карта Якутии с отмеченными месторождениями солей. Проектор или интерактивная доска. Растворы : NaCl, K2SO4, BaSO4, AlCl3, Al2(SO4)3, NaHCO3, AlOHCl2. , NaOH, FeSO4, CuSO4,. KCl, LiCl, KMnO4, K2 Cr2O7. Пробирки, спиртовки, спички, нихромовая проволока.

Ход урока:

На доске записана обучающая цель: «закрепление», «исследование», «установление».

I -этап.

Активизация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала.

Задача – обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

1. Через проектор учащимся предлагаю запись:

Na+ ; SO42– ; Cl-; Ba2+; Al3+ .

Ребята, прежде чем сообщить Вам тему урока, прошу посмотреть на запись и ответить, что Вы видите в данной записи. Ответы запишите в тетрадь.

Организую самопроверку. Через проектор показываю правильные ответы и критерии оценки.

Ионы, катионы, анионы, простые ионы, сложные ионы

химический элемент в виде свободных ионов.

«5» – 6 правильных ответов;

«4» – 5,4 правильных ответов;

«3» – 3 правильных ответа;

«2» – 2 правильных ответа.

Один из желающих учащихся анализирует задание:

ионы – потому, что данные частицы имеют заряд;

катионы – ионы с положительным зарядом,

анионы – ионы отрицательным зарядом, и т. д.

2. Предлагаю учащимся из задания 1выписать:

– катионы ; – анионы -

Формулы, каких веществ можно составить из данных катионов и анионов?

(соли).

Это и есть тема нашего урока. Соли продолжите тему исходя из данных записей. Учащиеся легко продолжают – с точки зрения электролитической диссоциации, или соли как электролиты.

Учитель: Назовите самую популярную в повседневной жизни соль (поваренная соль или хлорид натрия). Именно она дала название целому многочисленному классу веществ. Соль сыграла исключительную роль в человеческой истории и неспроста в вечную латынь вошла емкая и многозначительная фраза: «Cum grano salis» – «в этом вся соль». О поваренной соли можно говорить не один урок. Она имеет историю, популярность и громаднейшее значение в нашей жизни. В организме человека содержаться не только ионы Na+, которые поддерживают жизненно необходимый водно-солевой баланс и ионы Cl– способствующие

образованию соляной кислоты в желудке. Почти вся периодическая система представлена в человеческом организме.

Фронтально повторяем, что такое электролитическая диссоциация. В каких случаях она возможна.

Предлагаю учащимся, пользуясь таблицей растворимости записать диссоциацию солей:

NaCl, K2SO4, BaSO4, AlCl3, Al2(SO4)3, NaHCO3, AlOHCl2. ,

дать объяснение записям, попробовать сформулировать определение солей с точки зрения ТЭД.

Учащиеся отмечают, что BaSO4 на ионы не распадается, а веществ

NaHCO3, AlOHCl2 в таблице растворимости нет.

Организую работу с учебником. Ознакомление с основными и кислыми солями и их диссоциацией.

Подвожу итоги первого этапа через диалог с классом:

1. Что мы называем солями с точки зрения ТЭД?

2. Объясните алгоритм записи диссоциации растворов средних солей содержащих в формуле индексы.

3. Как диссоциируют кислые соли?

4. Как диссоциируют основные соли?

По ходу диалога провожу коррекцию и мотивацию.

II – этап. Теоретические и практические исследования, наблюдение прогнозирование. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача – обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание.

Предлагаю учащимся выбрать из набора реактивов растворы: FeSO4, Al2(SO4)3 , CuSO4,.

1. Пользуясь таблицей растворимости, выясните, являются ли выданные растворы электролитами? (работают с таблицей растворимости)

2. Что общего в составе данных солей? (ион SO42-)

3. Предложите способ определения этой группы солей (по иону SO42-)

4. Какими реактивами можно воспользоваться, чтобы определить наличие сульфат иона в растворе ( растворами содержащими Ba2+ ,Sr2+, Pb2+).

4. Докажите практически, что все соли сульфаты

5. Запишите краткие ионные уравнения и сделайте вывод.

– Учащиеся выполняют опыт, записывают ионные уравнения и формулируют выводы :

А) Растворы солей можно определять по аниону, для этого нужно подобрать реактив с катионом способным осадить определяемый анион.

Б) Реактивом могут быть растворимые соли.

В) Растворы солей реагируют с растворами солей, если в результате образуется осадок.

6. Чем отличаются по составу выданные вам растворы (разные катионы)

7. Найдите в таблице растворимости один реактив, которым можно распознать все три соли (реактив содержащий ион OH-, щелочь)

8. Что образуется при взаимодействии соли со щелочью? (новая соль и нерастворимое основание).

Возьмите с набора раствор NaOH. Спрашиваю правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе со щелочами. Предлагаю провести опыт по распознаванию выданных растворов и записать краткие ионные уравнения.

Проверяю выполненное задание – три сильных ученика записывают результаты на доске и комментируют. По ходу провожу коррекцию с теми, у кого при оформлении допущенные ошибки. Используя приобретенные в ходе эксперимента знания, дайте визуальную характеристику солям (разные по цвету, окраску солям придают ионы Fe2+, Сu2+)

Предлагаю учащимся сделать выводы по первой части эксперимента.

– растворы солей можно определить по цвету катиона, катионы Cu2+ придают раствору синий цвет, катионы Fe2+ – желтоватый.

– некоторые катионы можно обнаружить, осаждая их гидроксид ионами, при этом получаются осадки различных цветов:

Cu(OH)2 – голубой, Fe(OH)2 – болотный, Al (OH)3 – белый, желеобразный.

– соли реагируют со щелочами сообразованием новой соли и нерастворимого основания.

Ставлю проблемный вопрос – А как вы отличите растворы солей KCl,

NaCl, LiCl? Ребята работают с таблицей растворимости и отмечают, что можно доказать, что все соли хлориды – осаждая ионы хлора ионами серебра или свинца, соль лития можно определить используя растворимый фосфат, а KCl, NaCl при помощи таблицы растворимости различить невозможно. Но если вопрос задан, значит, есть варианты. Предлагаю взять из набора реактивов предложенные соли, пользуясь нихромой проволочкой испытать их на цвет пламени. Заполнить таблицу, которую проецирую на экран.

Ион Цвет пламени
K+
Na+
Sr2+
Li+
Ca2+
Ba2+

Предлагаю учащимся взять из набора реактивов растворы солей KMnO4,

K2 Cr2O7 и провести теоретическое исследование:

1 Запишите диссоциацию этих солей.

1. Что общего в строении этих солей? (наличие катиона калия).

2. Чем отличаются по строению данные соли(разные анионы)

3. Каким ионом обусловлен цвет раствора соли (MnO4-,, Cr2O72-. )

4. Выводы (окраску растворам могут придавать не только катионы, но и анионы).

III – этап. Аналитический.

Задача – провести анализ, проведенный работы, сравнить с поставленной целью. (Что закрепили, исследовали, установили).

1. Проводится беседа по поставленной цели. Это позволяет: развить аналитические и синтетические умения; закрепить основные вопросы изученные на уроке; провести коррекцию.

2. На этом этапе задается домашнее задание.

IV – этап. Мотивационный. Воспитательный.

1. Выставить оценки за урок, прокомментировать, мотивировать на знания.

2. Показать слайдовый фильм. Лучше чтобы слайдовый фильм создали дети. При этом просматривается много теоретического материала, с которого нужно выбрать главное и интересное. Кадры на слайдах должны быть яркими и впечатляющими. Хорошо показать на слайдах цепи хрустальных солевых гор возле Олекминска. Необычные солевые горы на Вилюе. Белая похожая на сахарную голову. Розовая, напоминающая огромный букет. Красная – как алый шатер. Белая гора каолиновая, розовая и красная из охры разных оттенков. На вершине каолиновой горы поставлен четырехгранный столб, на котором начертано алой охрой, добытой у подножья соседней горы: «Есть на свете страна сказочных сокровищ. Это – наш родной край. В нем таятся все известные и неизвестные человеку полезные ископаемые. Процветай и красуйся наша любимая Родина!»

Якутия является одним из отдаленных регионов России, куда поваренная соль доставляется за тысячи километров, тогда когда республика располагает огромными запасами каменной соли высшего сорта. В настоящее время в Западной Якутии разведаны и учтены запасы ископаемой каменной соли. Для местных нужд разрабатываются мощные Кемпендяйские солевые источники. На слайдах показаны три крупные месторождения – Олекминское, Кемпендяйское и Пеледуйское. Запасы Олекминского месторожденя составляют 221– 892 млн. т. Среднее согдержание поваренной соли составляет 98,27 – 98,68 %, солей кальция 0,1 -0,6, солей магния 0,01 – 0,1 % т,е, соль относится к высшему сорту. В будущем намеривается эксплуатация месторождения с годовой производительностью 300 тыс. т, т,е, в два раза больше чем сейчас. Наманиннское месторождение расположено на левом берегу реки Лены, в 70 км от г, Олекминска. Мощность солевого слоя достигает 26-28 м . Химический состав соли: NaCl -98-85, MgO -1, CaO -0,89-1,2,SO2 -0,54%, нерастворимый осадок доходит до 0,16% качество соли высокое , а отдельные пласты отвечают требованиям ГОСТа и относятся к первому сорту.

В среднем течении реки Вилюй известны три месторождения (Кепендяйское) каменной соли, а также соляные источники. Недостатком их является отдаленность от путей сообщения и значительная засоренность размытыми примесями.

Месторождение Кысыл -Тус распоожено в среднем течении реки Кемпендяй, в 30 км восточнее Кемпендяйского соляного завода, в 60 км от п, Сунтар. Соли залегаю под покровом красной глины

(мощность до 20 м). Химический состав соли NaCl – 80,59 -96,35 %, CaSO4 – 3,06 %, H2CO3 – 0,24%, Ca – 0,16 – 0,88%, Mg– 1,76 -14,72% . соль белого цвета, иногда примесь глины окрашивает ее в розовые тона. Установлено, что данная соль второго сорта, может быть использована в сельском хозяйстве в качестве кормовой соли. Запасы соли составляют 680 тыс. т.

Литература:

Егорова К. Е. , Сабарайкина С. М. содержание регионального компонента образовательной области «Вещество». – Якутск. Национальное книжное издательство «Бичик», 1999.

Данилов И. , Сказ о Якутии. – Якутск. Якутское книжное издательство, 1982.

Н. П. Дацун, МОУ СОШ №6, г. Томмот, Алданский район, Республика Саха(Якутия)

Метки: Химия